Инновационная деятельность: метод проектирования в дошкольном учреждении
статья (старшая группа)
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию, которая проявляется в осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса стремлении к росту, самосовершенствованию.
Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Дошкольное образование не может, да и не должно быть монотехнологичным, но при разработке программ и выборе технологий важно, что все многообразные технологии должны способствовать формированию у ребенка главной потребности – саморазвития как естественного состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность: метод проектирования в дошкольном учреждении
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию, которая проявляется в осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса стремлении к росту, самосовершенствованию.
Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Дошкольное образование не может, да и не должно быть монотехнологичным, но при разработке программ и выборе технологий важно, что все многообразные технологии должны способствовать формированию у ребенка главной потребности – саморазвития как естественного состояния.
Данному требованию в полной мере соответствует технология проектирования. Преимущество проектного метода заключается в том, что он позволяет показать детям спектр возможностей по исследованию мира, разные пути и способы достижения цели, использование разных видов детской деятельности в процессе решения задач, применение знаний, умений, навыков в различных практических ситуациях значимых для детей.
Основные теоретические позиции проектного обучения заключаются в том, что образовательный процесс выстраивается в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка. В центре внимания педагога – ребенок. Выбирается индивидуальный темп работы над проектом, что обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень, а глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Направленность проектной деятельности базируется на принципе «я познаю то, что мне пригодится, и знаю, где и как я смогу применить полученные навыки и знания», который обеспечивает баланс между теоретическими и практическими навыками. Она позволяет активизировать природную любознательность детей и направить ее в нужное русло.
Концепция проекта включает в себя общие теоретические представления об образовательном процессе, его целях, принципах, содержании, методов, формах, а также о его материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей. Метод проектов обучает педагогов целеполаганию, планированию воспитательно-образовательной работы системно, логично и комплексно.
Д.Б. Эльконин выделял специфику дошкольного образования: обучение дошкольника является, по сути, процессом «усвоения» им содержания в разнообразных видах деятельности. Следовательно, в образовательном процессе дошкольного учреждения должны включаться и разумно чередоваться в течение дня разнообразные виды детской деятельности.
Возможности использования проектной деятельности при организации жизнедеятельности детей достаточно широки. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то конкретной проблемы, темы должны быть близки и понятны детям. В проекте, возможно, объединить содержание образования из различных областей знаний, в результате чего открываются большие возможности организации совместной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Формулировка цели призвана ответить на вопрос «Что необходимо сделать для снятия проблемы?». При этом может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную, вокруг которой будет построена система работы по решению выявленной проблемы.
Важно отметить, что формулировка целей – очень ответственный этап проектирования педагогической системы, т.к. правильно заданная цель – это половина успеха в решении проблемы.
Длительность проекта зависит от того, насколько у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию и как педагогам удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими ее материалами, а также поддерживать проект методическими новыми идеями и ресурсами.
На основе высокой познавательной мотивации изменяется позиция ребенка: из пассивного участника он становится исследователем, открывателем. Развиваются самоконтроль, рефлексия, произвольность и другие волевые процессы, формируются нравственные качества: партнерство, принятие позиции другого, взаимопомощь, дружелюбие.
Таким образом, технология организации проектной деятельности, как формы включения детей, педагогов, родителей в совместную деятельность, наиболее результативна и отвечает современным требованиям построения модели образовательного процесса.
Список использованной литературы:
1. А.А. Сидорова «Как организовать проект с дошкольниками», Издательство «Сфера», 2016г;
2. К.Ю. Белая «Организация инновационной деятельности в ДОУ» (методическое пособие), Издательство «Сфера», 2017г;
3. Л. В. Михайлова-Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада», Издательство «Просвещение», 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектирования в дошкольных учреждениях
развитие проектной деятельности у детей...
Система проектирования в дошкольном учреждении УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ
Анализ существующей практики показывает, что управленческие новвоведения, которые следует понимать как процесс введения в систему управления новых постоянных элементов [15], в массе своей развиты слаб...
Инновационная деятельность: метод проектирования в дошкольном учреждении
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию, которая проявляется в осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса стр...
Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Применение методов нейропсихлогии в коррекционной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении
в статье рассматриваются вопросы применение методов нейропсихологии в коррекционной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении...
Применение методов нейропсихлогии в коррекционной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении
В статье рассматривается вопрос о применении методов нейропсихологии в коррекционной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении....
История и методы проектирования в дошкольных образовательных учреждениях
История и методы проектирования в дошкольных образовательных учреждениях...