Технология проектирования в дошкольных учреждениях
консультация на тему
развитие проектной деятельности у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_proektirovaniya.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектирования
в ДОУ
воспитатель МБДОУ
«ЦРР – детский сад № 12»
Кудреватая Е.А.
2014 г.
г. Воркута
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия. Однако, взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция.
Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.
Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.
Развивая у ребенка потребность получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.
Как показывает результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.
В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:
- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
- открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;
- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста
Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию?
Специалисты осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности.
Взрослые должны не только уделять внимание формирование ЗУН дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является психология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных. Социально-политических.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
Переход ДОУ на проектный метод деятельности. Как правило, осуществляется по следующим этапа.
- Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.
- Комплексные тематические занятия.
- Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).
- Метод проектов.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка.
Метод проектов – можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.
Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Т.о проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.
Метод проектов возник 1920 г. В США и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании, начало положил американский педагог Д.Ж. Дьюн он предполагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика. Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью соответствует детским интересам и предлагает строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.
Е.Г. Кагаров в 1926 г. Выделил 4 отличительных черты проектного метода:
1. детские интересы – главное;
2. проекты копируют различные стороны бытия;
3. дети сами себе начинают программу занятий и интенсивно ее выполняют;
4. проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.
Как в 1950 г. Так и сейчас, в садах Монтессори работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов с учетом индивидуальности каждого и интересов всех. Дети составляют план на день, на неделю, обсуждают их с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.
В форме проектов организована работа с дошкольниками в детских садах г. Реджено в Италии. Воспитатели относятся к ребенку как к субъекту, вступающему в отношения с другими субъектами. При планировании принимаются во внимание возможности самообучения, связи педагогов и родителей, контекст пространства, а так же распорядок дня.
В американской образовательной программе «Шаг за шагом» - проектный метод, важная составляющая педагогического процесса, воспитатель и дети могут инсценировать самостоятельные темы или проекты, охватывающие весь детский и педагогический коллектив.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта – практическая часть.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов. В настоящее время проекты классифицируются:
А) по составу участников;
Б) по целевой установке;
В) по тематике;
Г) по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
- исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (от одного или нескольких занятий до двух недель), средней продолжительности, долгосрочные.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты),
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | 1. формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежестко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
II этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
III этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
IV этап | 9. Подготовка к презентации. 10. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Поэтапное развитие проектной деятельности
у детей дошкольного возраста
Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно.
1 этап. До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне.
2 этап. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опят, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.
3 этап. На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.
Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В пространстве групповой комнаты воспитатель сосредотачивает документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира. В ДОУ можно оборудовать и детскую библиотеку, включающую абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио-видео центры. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для их понимания энциклопедии. Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные, развивающие игры. Если информационного поля ДОУ недостаточно, возможно выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.
Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается творчество.
Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомство с циклами проектирования. В разработке и процессе проектирования участвуют творческие группы ДОУ.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мысль деятельности воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели, проведение каникул.
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.
Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном учреждении.
в материале отражено использование ИКТ в ДОУ...
Здоровьесберегающие технологии в современном дошкольном учреждении: теория и практика
В статье представлен опыт по использованию здоровьесберегающих технологий в средней группе детского сада и результаты использования: http://yadi.sk/i/Cu2pnlOidpfvV...
«Здоровьесберегающие технологии в детском дошкольном учреждении»
Здоровье детей в детском саду — это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития....
Система проектирования в дошкольном учреждении УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ
Анализ существующей практики показывает, что управленческие новвоведения, которые следует понимать как процесс введения в систему управления новых постоянных элементов [15], в массе своей развиты слаб...
Здоровьесберегающие технологии в практике дошкольного учреждения
Материал раскрывает содержание понятия "здоровьесберегающие технологии", содержит описание методов и путей оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения....
Инновационная деятельность: метод проектирования в дошкольном учреждении
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию, которая проявляется в осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса стр...
Инновационная деятельность: метод проектирования в дошкольном учреждении
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию, которая проявляется в осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса стр...