Применение методов нейропсихлогии в коррекционной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении
статья по психологии

Мелещенко Светлана Яковлевна

в статье рассматриваются вопросы применение методов нейропсихологии в коррекционной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Применение методов нейропсихологии в коррекционной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь приходит применение нейропсихологических методик.

Применение методов нейропсихологии особенно важно в дошкольном возрасте, когда мозг ребенка активно развивается и создается фундамент работы нервной системы.

Детская нейропсихология – одна из ветвей классической психологии. Особенность этой науки – исследование совокупности психических процессов с точки зрения их мозговой организации. Понимание и знание того, как и какие зоны головного мозга функционируют относится к подходу нейропсихологии по исследованию, изучению психического состояния детей. Нередко поведение ребенка, например, его гиперактивность или агрессивность, может свидетельствовать о проблеме в деятельности конкретного блока головного мозга. Именно эти проблемы пытается изучать нейропсихология.

Для повышения эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий в современных условиях педагоги-психологи применяют в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области - нейропсихологии.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Ведь у каждой психической функции есть своя программа развития. Каждый двигательный акт соответствует запуску определенных функций, механизмов работы мозга. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Нейропсихологический подход — является здоровьесберегающей и игровой технологией один из методов помощи детям, помогающий преодолеть:

- снижение общей работоспособности;

- повышенную утомляемость;

- рассеянность;

- нарушение мыслительной деятельности;

- снижение функции внимания и памяти;

- несформированность пространственных представлений;

- недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

В целом, нейропсихологическая коррекция не только помогает преодолеть трудности в обучении, но позитивно влияет на общее развитие личности ребенка:

- стабилизирует эмоциональный фон;

- нормализует самооценку;

- помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.

Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

В рамках нейропсихологической коррекции развивающая работа с дошкольниками выстраивается на основных положениях и принципах деятельности, разработанных известными отечественными нейропсихологами – Александром Романовичем Лурия, Львом Семеновичем Выготским:

- обеспечение высокой эмоциональной вовлеченности ребенка в развивающую деятельность (реализуется за счет создания климата непринужденности и свободы самовыражения чувств ребенком);

- принцип оптимальности нагрузок (обеспечивается посредством чередования периодов активной (напряженной) работы и расслабления);

- индивидуально-ориентированный подход (предполагает учет актуального уровня развития психических процессов ребенка и особенностей его личности – реакция на успех, на неуспех, уровень самооценки).

Нейропсихологические упражнения направлены на:

-развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

-развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

-активизация речи;

-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Положительный результат достигается за счет соблюдения системности и стабильности проведения развивающих занятий с воспитанниками. А также при тесном взаимодействии всех специалистов группы и родителей.

Применение нейропсихологических игр и упражнений – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат развитии, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Нейропсихологические игры и упражнения можно применять как индивидуально, в подгрупповой, так и в групповой форме,

Таким образом, применение нейропсихологических игр и упражнений – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

Нейропсихологические упражнения

на развитие межполушарного взаимодействия

Плетем цепочку

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

« Мы, конечно, любим лето:

Летом все теплом согрето,

Но за ним приходит осень,

Хоть ее мы и не просим,

А потом идет зима –

И бела, и холодна.

За зимой идет весна –

Вновь тепло несет она»

Кулак-ребро-ладонь

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь).

«Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)».

Оладушки

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

«Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем».

Кулак-ладонь

Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

«Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так».

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.

Ухо – нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

Горизонтальная восьмерка

Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большого размера. Когда рука из центра этого знака начнет подниматься вверх, начните наблюдение, не моргая глазами, взглядом, направленным на промежуток между кончиками пальцев, не поворачивая головы.

Список литературы

1. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 2. Колганова В.С.

2. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2015. .

3. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.

4. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста. Ч.2. / Ю.В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2018. - 288 с.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «ACADEMA», 2002.

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.

7. Цветков Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода рисования песком в работе педагога-психолога ДОУ

Использование элементов Sand-art при работе с детьми страшего дошкольного возраста...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.Важнейшей целью дошкольного образовани...

Методическая разработка "Вариативность игрового оборудования в коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста. Игры и упражнения с пирамидкой"

Среди методов, используемых педагогами для развития детей дошкольного возраста, наиболее адекватным является игра. Дидактическая игра создается педагогом в обучающих целях, одновременно выступая как в...

Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...

Применение методов нейропсихлогии в коррекционной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении

В статье рассматривается вопрос о применении методов нейропсихологии в коррекционной деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении....