«Дидактические задания (опыты, эксперименты, проблемные ситуации, логические задачи, дидактические игры) при организации прогулки»
статья
Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности в течение дня. Время выхода и длительности прогулки детей каждого возраста регламентируется режимом дня образовательной программы дошкольного учреждения.
Каждой прогулке можно придать собственное своеобразие с определенным сюжетом, тематикой или же нацелить на решение задач закрепления пройденного материала и предварительную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические задания
(опыты, эксперименты, проблемные ситуации, логические задачи, дидактические игры) при организации прогулки»
Мотырева Анна Николаевна,
воспитатель
МБДОУ ДС №45 «Росинка»
Важное место в режиме пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении занимают прогулки, организация и проведение которых осуществляется в соответствии с требованиями СанПиНа и образовательной программой детского сада. Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности в течение дня. Время выхода и длительности прогулки детей каждого возраста регламентируется режимом дня образовательной программы дошкольного учреждения.
Каждой прогулке можно придать собственное своеобразие с определенным сюжетом, тематикой или же нацелить на решение задач закрепления пройденного материала и предварительную работу.
Алгоритм подготовки экспериментирования
1.Выбор объекта исследования
2.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстрационных материалов и пр).
3.определение типа, вида и тематики занятия – экспериментирования.
4.выбор цели, задач работы с детьми(познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5.игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
6.предварительная исследовательская работа с использованием оборудования (в уголке экспериментирования).
7.выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
8.обобщение результатов наблюдений в различных формах (коллажи, мнемотаблицы, фотографии и пр.), с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
9.уточнение каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
10.прогназирование результата.
11.закрепление последовательности действий.
12.закрепление правил безопасности.
Структура экспериментирования
1.постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем).
2.прогназирование результата (старший дошкольный возраст).
3.уточнение правил безопасности жизнидеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. распределение действий на подгруппы, выбор ведущих, (старший дошкольный возраст).
5.выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
6.наблюдение результатов эксперимента.
7.фиксирование результатов эксперимента.
8.формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем).
Примеры поисково – исследовательской деятельности:
Первая младшая группа
Направления экспериментальной деятельности | Темы эксперементирования |
лето | |
экспериментирование с песком, глиной, камешками: | Песок, свойства песка. Изготовление куличиков. Наблюдение за природными материалами. Глина. Лепка печений для кукол. |
Экспериментирование с водой | Вода жидкая она может течь. Свойства воды. |
Вторая младшая группа
Направления экспериментальной деятельности | Темы эксперементирования |
осень | |
экспериментирование с предметами | Почему все падает на землю? Как измерить тепло? Мы – фокусники. |
Экспериментирование с воздухом | Где теплее? Вертушка. |
Средняя группа
Направления экспериментальной деятельности | Темы эксперементирования |
весна | |
экспериментирование с предметами | Посадим дерево. Где вода? |
Наблюдения за жизнью растений | Что любят растения? Где живут зернышки? |
Старшая группа
Направления экспериментальной деятельности | Темы эксперементирования |
весна | |
экспериментирование с воздухом | Парусные гонки. Вдох – выдох. |
Наблюдения за жизнью растений | Что выделяет растение? Земля наша кормилица. |
Подготовительная группа
Направления экспериментальной деятельности | Темы эксперементирования |
зима | |
экспериментирование с водой, снегом, льдом | Цветные льдинки. Много – мало. Бережем воду. |
Рассмотрим пример экспериментирование с песком, глиной во второй младшей группе «Ветер».
Цель данного эксперимента: выявление изменений песка при взаимодействии с ветром и водой.
Материал: песок, глина.
Оборудование: пластиковые бутылки с крышкой.
Ход:
1.Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком.
2.Уточнение правил безопасности.
- аккуратно действовать с материалами;
- не брать грязные пальцы в рот;
- не тереть глаза грязными руками;
- не обсыпаться песком.
3.Выполнение эксперимента.
Воспитанники под руководством воспитателя рассматривают заготовленные бутылки с песком. При помощи воспитателя создают ураган – резко с силой тряся бутылку или сжимая.
Затем воспитатель задает вопросы:
Что происходит с песком?
(Песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, не могут держаться друг за друга, и за землю не могут держаться при сильной струй воздуха).
Как сделать так, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре?
(Хорошо смочить песок).
Воспитатель предлагает повторить опыт и сделать вывод.
4.Фиксирование результатов эксперимента.
Вывод: при возникновении ветра песок перемещается. Мокрый песок не перемещается во время ветра.
Проблемные ситуации
Проблемное обучение представляет собой организацию деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их решению.
Примеры проблемных ситуаций старшего дошкольного возраста по темам:
ситуационные задачи на развитие мышления;
проблемные ситуации межличностных отношений со сверстниками;
ситуационные игры на нахождение внутренних ресурсов;
ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов;
проблемные ситуации к занятиям;
ситуации на тему: "Что было бы, если бы..." и пр.
Рассмотрим некоторые из вышеприведенных тем:
Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).
Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?
Ситуация с огнём.
В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
Дым в соседней квартире. Твои действия?
Ситуация с водой.
Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему
Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
Тема: «Грибы»
Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
Тема: «Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
Примеры проблемных ситуаций в младшем дошкольном возрасте - «У нас новые дети»; «Игрушки обиделись» и пр.
Логические задачи
Логическое мышление – это симбиоз психических, умственных и познавательных навыков, которые формируются у малыша с самого рождения. Самостоятельные логические умозаключения ребенок способен делать уже к пяти годам.
Цели логических задач: развитие логического мышления и воображения, развитие связной речи.
Пример логические задачи для старшей группы:
Задачи - шутки на сообразительность и смекалку
1. Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?
2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
3. На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?
4. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
- Марина и Таня пили разные соки -виноградный и яблочный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
- Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?
- У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
- Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен?
«Птичья столовая».
Давай устроим на балконе птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются. Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как-то девочка долго собиралась в д/с и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные, замёрзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли. На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше птичек. Почему? Вывод: Птичка, которая не поела зимой хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было найти её. Поэтому, если устроена кормушка, нужно обязательно класть в неё корм ежедневно.
«По грибы».
Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.- Смотри, смотри, мама,- птичка летает так низко, что я могу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома. – Нет, этого нельзя делать,- сказала мама. Почему она так ответила Вове. Вывод: Мама не разрешила поймать сыну птичку, потому что знала: это был птенчик, который ещё учился летать. Взрослая птичка - его мама - была рядом. Птичка вырастет в лесу, и будет приносить пользу, уничтожая комаров вредителей. А на новом мести без привычной еды птенчик может погибнуть.
Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.
Математические загадки:
4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ветряная мельница.)
Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)
На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)
Задания на сообразительность.
В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)
Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек).
Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)
У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)
Решение нестандартных задачек на логику в старшем дошкольном возрасте – легкий способ развития логического мышления. Со временем необходимо повышать сложность игровых упражнений, в результате интерес к их выполнению возрастет.
Дидактические игры
Дидактические игры являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.
Каждая дидактическая игра состоит из:
- дидактической задачи,
- содержания,
- правил,
- игровых ситуаций.
Виды дидактических игр:
Игры с предметами (игрушками или природным материалом).
Например: «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д.
- Словесные игры. Игры направленные на развитие речи : разучивание потешек или небольших стихотворений, закрепление трудного для произношения звука и т. п.
Пример дидактических игр старший дошкольный возраст:
Дидактическая игра «Найди ошибку».
Цели: развитие слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
Дидактическая игра «Доскажи слово».
Цели: развитие умения отчетливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра - начинается иг…
Ры-ры-ры - у мальчика ша…
Ро-ро-ро - у нас новое вед…
Ру-ру-ру -продолжаем мы иг…
Ре-ре-ре - стоит дом на го…
Ри-ри ри - на ветках снеги…
Ар-ар-ар - кипит наш само…
Ры-ры-ры - детей много у го…
Дидактическая игра «Так бывает или нет?».
Цели: развитие логического мышления, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...
Дидактическая игра «Найди ошибку».
Цели: развитие умения отчетливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
Дидактическая игра «Какое время года?».
Цели: закрепление умений соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?».
Цели: развитие умений подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка -рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...
Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...
Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...
Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...
Дидактические задания могут выполняться с помощью активных движений, когда детям предлагают: «Покажи дерево. Найди такое же». Или: «Раз, два, три —к березе беги!» И тут же ставится другая, более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?»
Очень часто дидактическое задание переплетается с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев сделали украшения.
Все вместе на опушке леса собирают веточки, кому какая понравится, потом воспитатель спрашивает: «Чем тебе понравилась эта веточка?»—и предлагает сравнивать: длинная — короткая для малышей, старшим дополнительно: толстая —тонкая. Каждый раз дети учатся сравнивать, сопоставлять: длиннее —короче, шире —уже, больше—меньше. Незаметно старшие дети начинают считать. Сначала больше —меньше, затем много и один, а потом уже один, два, три... Например, сколько в букете тюльпанов? А нарциссов? При выкладывании узоров: две ракушки —два камешка и т.д.
Взрослый придумывает разнообразные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает обследовать предметы. В процессе дидактических игр и заданий у детей происходит активное накопление чувственного опыта; развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, творчество, совершенствуются разнообразные движения, пространственные ориентировки; интенсивно увеличивается и обогащается словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблемной ситуации на занятии. Тема "Игры с кляксами".
Решение проблемной ситуации на занятии....
Проблемные ситуации в сюжетно - ролевой игре.
Проблемные ситуации в сюжетно - ролевой игре....
Логические задачи, дидактические игры и упражнения по математике для дошкольников.
Картотека логических задач, дидактических игр и упражнений по математике для дошкольников...
из опыта работы Проблемные ситуации (в дидактических экологических играх)
в этом материале представлены дидактические игры по экологическому развитию детей....
Консультация для молодых педагогов по написанию целей, задач, проблемных ситуаций. Конструктор задач для ОД. Примеры: Цели и задачи для ОД. Примерные проблемные ситуации для младшего, среднего и старшего возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24450358","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ "УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ "УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"Проблемная ситуация 1 «Безопасный подход к кафе по регулируемому пешеходному переход...
Семинар-практикум «Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте»
Семинар-практикум«Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте»...