Семинар-практикум «Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте»
материал (младшая группа)
Семинар-практикум
«Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_no2.docx | 217.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Новопортовский детский сад «Теремок»
Семинар-практикум
«Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте»
Подготовила:
Рябова Анастасия Андреевна
воспитатель 1 младшей группы
Цель семинара-практикума: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах организации и решение проблемных ситуаций в процессе сюжетно-ролевых игр младших дошкольников.
Задачи семинара-практикума:
- Закрепить теоретические понятия, относящиеся к сюжетно ролевой игре детей дошкольного возраста;
- Расширить представления педагогов – о методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми;
- Развивать умение находить выход в сложных педагогических ситуациях;
- Развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать мастерство и творчество педагогов.
Демонстрационный материал: экран, мультимедийная установка, раздаточный материал для практических заданий.
Ход семинара-практикума
Игра не пустая забава. Она необходима
Для счастья детей, для их здоровья и
Правильного развития.
(Д. В. Менджерицкая)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего семинара-практикума: «Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре в младшем дошкольном возрасте».
Тема семинара выбрана не случайно. Актуальность организации сюжетно-ролевой игры с дошкольниками остается на протяжении долгих лет. К сожалению, наши дети стали меньше играть, кроме этого вы каждый день видите, что у современных детей существует ряд проблем при организации сюжетно-ролевой игры. И, безусловно, от руководства педагогов игрой, от профессиональных знаний, умений и навыков педагогов будет зависеть развитие личности каждого дошкольника.
2 слайд:
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. И особое место здесь, занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Сюжетно – ролевая игра для младших дошкольников – первая проба социальных сил и первое их испытание. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.
3 слайд:
Как вы считаете, какие проблемы испытывают дети во время сюжетно-ролевых игр? (Ответы педагогов)
Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети?
Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов; очень популярны игры в супергероев, человека-паука, Сказочный патруль и т. д. Такие игры представляют собой типичный набор простых действий, отсутствие ролевого и диалогового взаимодействия. Отношения между персонажами примитивны. Сюжет не имеет развития. Длительность игры очень короткая. Даже если она и начинается спонтанно, логического завершения она не имеет.
С другой стороны, дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.
Современные дошкольники имеют весьма смутное представление о мире современных профессий взрослых.
4 слайд:
А какие проблемы возникают у вас /педагогов в процессе организации, руководства сюжетно-ролевыми играми?
5 слайд:
Сегодня я предлагаю вам объединить наши усилия и совместно продумать возможные пути устранения проблем, которые возникают как у детей в процессе организации сюжетно-ролевых игр.
Сейчас я предлагаю вам побыть в роли экспертов и ответить на следующий вопрос
«Для чего детям нужна сюжетно-ролевая игра?».
Педагогам дается 1 минута для размышления, после чего они отвечают на данный вопрос по одному, с места. Для того чтобы рационально и методически грамотно организовывать сюжетно-ролевые игры, нам с вами необходимо знать классификацию игр, этапы ее развития, структурные компоненты, а также методы и приемы руководства игрой.
6 слайд:
Развитие сюжетно-ролевой игры происходит постепенно в несколько этапов. Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные особенности. Особенности развития сюжетно-ролевой игры для младших дошкольников:
1. Младшие дошкольники в основном играют в одиночку (игры рядом, индивидуальные, т. к. они не умеют договориться между собой, распределить роли, игровой материал.
2. Темы игр в основном бытовые, берутся из жизни: впечатления собственной жизни, непосредственного окружения.
3. Среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей. Словесные игровые действия выполняются редко.
4. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником.
5. Дети хорошо владеют действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, могут заменять недостающие тематические игрушки другими предметами.
Постепенно идет смена сюжетно-ролевой игры – переход от одиночных игр к совместным, где участвуют двое и более детей.
7 слайд:
Далее сейчас мы с вами попробуем разобрать типичные ситуации, которые возникают в детском саду, когда действия и слова педагога мешают игре детей, с примерами конструктивного в ней участия педагога.
Для выполнения задания, педагоги делятся на 2 подгруппы.
Педагоги вытягивают номер игровой ситуации, зачитывают ее и варианты ответов. Педагогам дается 1 минута для обсуждения, после чего они дают ответ и поясняют его выбор.
Игровая ситуация 1. Манипуляция с предметом
Варианты: ребенок катает машинку, строит пирамиду, оборудует кукольный домик.
Пример: Мальчик Миша, которому 3 года, все время катает машинки по полу. Речь ребенка отстает от возрастной нормы: говорит плохо.
Педагог обращается к мальчику: «Миша, хватит с машинками уже играть, возьми вот лучше это, будем цвета учить».
Педагог: «Миша, посмотри, едет синяя машинка. Проверь, все ли у нее колесики хорошо крутятся. Миша, а кто тут у тебя еще?»
Комментарий: педагог не понимает значимости манипуляций ребенка с игрушкой, заменяет его игру на другую, например, дает ребенку игру с разноцветными фигурками.
Комментарий: педагог видит, что ребенок долго катает машинку, и не заменяет его игру, а показывает другой способ, как можно еще играть с ней. Например, поднять, перевернуть, положить в нее груз, сравнить с другой машинкой. При этом педагог описывает в развернутом высказывании действие ребенка, сопровождает свои действия речью, выбирает игрушку – робота, которая позволит ребенку манипулировать с ними по-разному.
Игровая ситуация 2. Взаимодействие с ровесником
Вариант: любая совместная игра с другими детьми
Пример: Катя, которой 3 года, играет в песочнице. Матвей подходит и тянет у нее из рук формочку. Катя отпихивает его, он опять.
Педагог: «Катя, ну поделись с ним, ты же добрая девочка «Педагог: «Ты сейчас не хочешь давать ему формочку. Скажи словами, толкать не надо. Матвей, когда Катя будет готова поделиться, она это сделает».
Комментарий: педагог принуждает ребенка не жадничать, уступить. Также в подобных ситуациях педагог часто запрещает игры с ровесниками. Вторгается в игру детей и нарушает личные границы. Выражает заботу бытового характера, когда ребенок увлечен игрой: «Застегнись!», «Ты руки помыл? «Комментарий: педагог создает условия для совместных игр детей. Признает право ребенка самому решать, как обращаться со своей игрушкой, с кем контактировать в игре. Может деликатно вмешаться в игру, когда дети просят об этом, чтобы предложить игрушку, сюжет, идею, или чтобы остановить агрессию. Не спешит помогать. Оценивает в игре действия, а не самого ребенка.
Разобрав ситуации можно отметить, что управление сюжетно-ролевой игрой требует огромного мастерства и педагогического такта. Воспитатель обязан направлять игру, не разрушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Сегодня мы раскрыли общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.
8 слайд
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста
В возрасте 3-4 лет дети охотно играют в ролевые игры, создавая сюжет.Просматривается в сюежете и гендерное воспитание детей. Девочки охотнее играют в дочки-матери, магазин, парикмахерскую. А мальчики ...
Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир...
Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста"
Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Для дошкольника это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста. Очень нужный и полезный материал для воспитателей детских садов....
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста"
Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста"...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста...
Конспекты сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста во второй младшей группе
Конспекты сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста во второй младшей группе...