Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по теме: «Капитошка в стране Воды»
методическая разработка (старшая группа)

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._razrab.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по теме: «Капитошка в стране Воды»

Автор: Воспитатель ЧУДОО «ИНПРЕДСЕРОВИС»

Беляева Розана Вячеславовна 

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности. Одним из таких является познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними). Исследования вызывают огромный интерес у детей, и предоставляют им возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Воспитателю необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности дошкольников. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детского сада.

Цель: развитие у детей 5 – 6 лет исследовательских способностей.

Задачи

Образовательные:

- расширять знания детей о воде, её свойствах (жидкая, без цвета, запаха, вкуса), формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны и т.д.);

- формировать представления о пользе воды для человека и живых организмов.

Развивающие:

- развивать связную, грамматически правильную речь детей в процессе совместной деятельности;

- развивать умственные и мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение);

- развивать любознательную, активную, инициативную и уверенную в себе личность.

Воспитательная:

- воспитывать эмоциональный отклик детей на результаты исследовательской деятельности.

- воспитывать умение работать в группе.

Целевые ориентиры:

- ребенок овладевает знаниями о воде, её свойствах, формах и видах;

- дошкольники имеют представления о пользе воды для человека и живых организмов;

- у детей развита связная и грамматически правильная речь, достаточно хорошо выражают свои мысли и желания, складываются предпосылки грамотности;

- развиты умственные и мыслительные способности, дошкольники могут анализировать, сравнивать и обобщать;

- дети проявляют любознательность, активность, инициативность и уверенность в себе;

- эмоционально проявляют свои чувства на результаты исследовательской деятельности;

- дошкольники способны договариваться и умеют работать в группах.

 

Оборудование:

● музыкальный центр,

● игрушка-Капитошка,

● глобус,

● картинки с изображением водопада, водолаза, водорослей,

● три стаканчика: 1 – с водой, 2 – лимоном, 3 – пустой на каждого ребёнка,

● чайная ложка на каждого ребёнка,

● сахар,

● соль,

● листы бумаги на каждого ребёнка,

● цветные карандаши для зарисовки опыта.

 

Предварительная работа:

● наблюдения на прогулке после дождя за росой, лужами, цветами (где быстрее сушится земля: на солнце или в тени?), сырым кукольным бельём, развешанным на верёвочке на улице;

● загадки о воде;

● чтение стихов о воде;

● беседы о воде;

● дидактическая игра «Подскажи словечко»;

● словесная игра «Море волнуется»;

● рисование «Осенний дождь», «Цветные льдинки», «Ручейки».

 

Содержание совместной деятельности

 

  1. Мотивационно-стимулирующая часть.

Методы и приёмы:

● Слушание музыки «Шум моря»;

● Вопросы к детям;

● Активизация словаря;

● Рассказ воспитателя;

● Показ игрушки-Капитошки;

● Чтение стихотворения о воде;

● Совместное размышление;

● Рассматривание глобуса;

     ● Загадывание и отгадывание загадок;

     ● Уточнение вопросов;

● Побуждение детей к высказываниям.

1. Слушание музыки.

 Звучит музыка шума моря.

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, послушайте и определите, что это за звуки? (включить музыку моря)

Предполагаемые ответы детей:

- Это звуки воды?

- Шум моря.

Воспитатель выслушивает ответы детей, подтверждает:

- Да, это журчит вода.

2. Беседа педагога с детьми.

- Сегодня речь пойдёт о воде.

- Путешествовать в Царство Воды с нами будет водяной человек-Капитошка..

Воспитатель показывает Капитошеу:

- Эта Капитошка  путешествует по всему свету.

- (Показ глобуса) Много видела, много знает о воде интересного. На глобусе вода обозначается голубым цветом или синим.

3. Художественное слова.

Воспитатель читает стихотворение о воде:

Вы слыхали о воде, говорят она везде.

В луже, море, океане и в водопроводном кране.

4. Беседа.

- Так ли это? Как вы думаете?

Кому нужна вода?

Предполагаемые ответы детей:

- Людям.

- Растениям.

- Животным.

- Всему живому.

Воспитатель выслушивает ответы детей, подтверждает:

- Конечно же, вода нужна всему живому. Без воды не было бы жизни на нашей планете «Земля». Поэтому её надо беречь.

5. Рассматривание глобуса.

Воспитатель подходит к столу, на котором находится глобус. Предлагает детям рассмотреть глобус и высказать свои предположения о том, что может делать вода.

Воспитатель: Вода – это основа жизни.

Вопросы к детям:

- Как вы думаете, ребята, что может делать вода?

Предполагаемые ответы детей:

- Течь, бежать, капать, литься, бушевать и т.д.

6. Отгадывание загадок.

Воспитатель предлагает детям послушать загадки и отгадать их:

Дети, Капитошка приготовил для вас загадки.

  1. Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без …(воды)

  1. Как называется поток воды, который падает с высоты? (водопад)
  1. Как называют человека, который в специальном костюме спускается на дно водоемов и изучает его? (водолаз)
  1. Как называются растения, которые растут в аквариуме, на дне рек, морей, океанов (водоросли)

7. Вопросы к детям.

Воспитатель предлагает детям послушать еще раз слова: водоросли, водолаз, водопровод и ответить на вопрос: что у них общего? (Общая часть «водо»).

Ребята, а у нас в группе, где находится вода? (в кране, чайнике).

 

II.      Организационно-практическая часть.

Методы и приёмы:

  • Путешествие на самолёте;
  • Вопросы к детям;
  • Предполагаемые гипотезы детей;
  • Экспериментальная деятельность.
  1. Путешествие в лабораторию.

Воспитатель: - Ребята, Капитошка приглашает нас переместиться в «Волшебную лабораторию» на самолете (завели моторчики, расправили крылья, полетели у-у-у).

         Прибыли на первую станцию «Волшебной лаборатории».

  1. Опыт № 1

Воспитатель: - Давайте пройдем с вами в умывальную комнату. Я открою кран, а вы по очереди попробуйте удержать воду.

- Что не можете? Не получается? Почему?

Дети:

Вода жидкая течет.

Воспитатель: Я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите, у меня на столе разные виды сосудов (стаканы, баночки, плошки, колбочки и т.д.).

- Я в них налью воды. Что вы видите?

- Вода вытекает из сосудов? Нет? А что же с водой случилось?

- Вода приобрела форму сосуда.

Вывод: вода может течь, бежать. Вода – жидкая. Вода – приобретает форму сосуда.

3.  Опыт № 2

Воспитатель приглашает детей на вторую станцию «Волшебной лаборатории».

Воспитатель: - Давайте тихо присядем за столы. Ребята, перед вами 3 стаканчика: в 1- вода, 2 – лимон, 3 – пустой.

- Капитошка предлагает попробовать воду (один глоточек).

- Есть вкус у воды? (У воды нет вкуса).

- Понюхайте воду.

- Есть ли запах у воды? (У воды нет запаха).

- А какого цвета вода? (Вода бесцветная, прозрачная).

- Капитошка предлагает налить чуть-чуть воды в стакан, где находится лимон. Ложечкой помешайте и попробуйте. Что скажите? (Вода кислая).

Вывод: если в воду что-нибудь добавить, вода меняет вкус.

- Давайте проверим.

4. Опыт № 3

Воспитатель предлагает детям в пустой стакан положить сахар, добавить воды, попробовать.

- Вода поменяла вкус? Какая стала? Сладкая, т.е. вывод сделан у нас с вами правильно: если в воду что-нибудь добавить (лимон, сахар, соль), вода меняет вкус.

     5. Опыт № 4

Воспитатель: Ребята я для вас еще приготовила один сюрприз, но с ним я буду работать сама, т.к. вода у меня горячая. В стакан положу обыкновенный пакет с чаем, налью кипятка, помешаю ложечкой, что получилось? (Вода поменяла цвет).

Вывод: вода может менять цвет.

 

  1. Контрольно-оценочная часть.

Методы и приёмы:

  • Рассказы детей;
  • Побуждение детей к высказываниям;
  • Продуктивная деятельность.
  1. Разговор о воде.

Воспитатель предлагает детям рассказать Капитошке, что мы узнали о воде.

Дети рассказывают:

- Вода без цвета, запаха, вкуса.

- Вода меняет запах, вкус.

- Вода меняет цвет.

- Вода жидкая.

2. Творческое задание

Воспитатель: - У каждого из вас есть листочки. Вечером мы зарисуем этот эксперимент, а дома расскажите родителям, что вы сегодня узнали о воде.

- А сейчас у нас готова заварка – приглашаю всех пить чай.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Горбатенко О.Ф. «Дошкольник Система экологического воспитания в Д/с», 2008 г.
  2. Горькова А.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», 2011 г.
  3. Обухова Л.А. «Экологические загадки, стихи, игры», 2009 г.
  4. Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования» 2014 г.
  5. Костюченко М.П. «Исследовательская деятельность на прогулках» 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально – личностное развитие» Тема: «Овощи»

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы на лексическую тему «Овощи» составлена по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально - личност...

Методическая разработка: "Совместная деятельность взрослого с детьми старшей группы по игровому стретчингу с использованием авторской сказки «Домик для паучка».

Данная методическая разработка представляет собой конспект совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения стретчинга (растяжка) основаны на статичных растяжках мы...

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста по теме «Что такое хорошо и что такое плохо.»

Совместная деятельность педагога с детьми с использованием информационных технологий...

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: «Пришельцы с планеты Математики»

Цель: закрепить и обобщить математические представления детей о геометрических фигурах, цифрах; знаках....

Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей старшей группы на тему «Как живут листья?»

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности воспитателя совместно с детьми. Был реализован в рамках работы педагога в сетевом сообществе Педагогическая мастерская "Техонология исслед...