Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по теме: «Капитошка в стране Воды»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей старшей группы по теме: «Капитошка в стране Воды»
Автор: Воспитатель ЧУДОО «ИНПРЕДСЕРОВИС»
Беляева Розана Вячеславовна
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности. Одним из таких является познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними). Исследования вызывают огромный интерес у детей, и предоставляют им возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Воспитателю необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности дошкольников. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детского сада.
Цель: развитие у детей 5 – 6 лет исследовательских способностей.
Задачи
Образовательные:
- расширять знания детей о воде, её свойствах (жидкая, без цвета, запаха, вкуса), формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны и т.д.);
- формировать представления о пользе воды для человека и живых организмов.
Развивающие:
- развивать связную, грамматически правильную речь детей в процессе совместной деятельности;
- развивать умственные и мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение);
- развивать любознательную, активную, инициативную и уверенную в себе личность.
Воспитательная:
- воспитывать эмоциональный отклик детей на результаты исследовательской деятельности.
- воспитывать умение работать в группе.
Целевые ориентиры:
- ребенок овладевает знаниями о воде, её свойствах, формах и видах;
- дошкольники имеют представления о пользе воды для человека и живых организмов;
- у детей развита связная и грамматически правильная речь, достаточно хорошо выражают свои мысли и желания, складываются предпосылки грамотности;
- развиты умственные и мыслительные способности, дошкольники могут анализировать, сравнивать и обобщать;
- дети проявляют любознательность, активность, инициативность и уверенность в себе;
- эмоционально проявляют свои чувства на результаты исследовательской деятельности;
- дошкольники способны договариваться и умеют работать в группах.
Оборудование:
● музыкальный центр,
● игрушка-Капитошка,
● глобус,
● картинки с изображением водопада, водолаза, водорослей,
● три стаканчика: 1 – с водой, 2 – лимоном, 3 – пустой на каждого ребёнка,
● чайная ложка на каждого ребёнка,
● сахар,
● соль,
● листы бумаги на каждого ребёнка,
● цветные карандаши для зарисовки опыта.
Предварительная работа:
● наблюдения на прогулке после дождя за росой, лужами, цветами (где быстрее сушится земля: на солнце или в тени?), сырым кукольным бельём, развешанным на верёвочке на улице;
● загадки о воде;
● чтение стихов о воде;
● беседы о воде;
● дидактическая игра «Подскажи словечко»;
● словесная игра «Море волнуется»;
● рисование «Осенний дождь», «Цветные льдинки», «Ручейки».
Содержание совместной деятельности
- Мотивационно-стимулирующая часть.
Методы и приёмы:
● Слушание музыки «Шум моря»;
● Вопросы к детям;
● Активизация словаря;
● Рассказ воспитателя;
● Показ игрушки-Капитошки;
● Чтение стихотворения о воде;
● Совместное размышление;
● Рассматривание глобуса;
● Загадывание и отгадывание загадок;
● Уточнение вопросов;
● Побуждение детей к высказываниям.
1. Слушание музыки.
Звучит музыка шума моря.
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята, послушайте и определите, что это за звуки? (включить музыку моря)
Предполагаемые ответы детей:
- Это звуки воды?
- Шум моря.
Воспитатель выслушивает ответы детей, подтверждает:
- Да, это журчит вода.
2. Беседа педагога с детьми.
- Сегодня речь пойдёт о воде.
- Путешествовать в Царство Воды с нами будет водяной человек-Капитошка..
Воспитатель показывает Капитошеу:
- Эта Капитошка путешествует по всему свету.
- (Показ глобуса) Много видела, много знает о воде интересного. На глобусе вода обозначается голубым цветом или синим.
3. Художественное слова.
Воспитатель читает стихотворение о воде:
Вы слыхали о воде, говорят она везде.
В луже, море, океане и в водопроводном кране.
4. Беседа.
- Так ли это? Как вы думаете?
Кому нужна вода?
Предполагаемые ответы детей:
- Людям.
- Растениям.
- Животным.
- Всему живому.
Воспитатель выслушивает ответы детей, подтверждает:
- Конечно же, вода нужна всему живому. Без воды не было бы жизни на нашей планете «Земля». Поэтому её надо беречь.
5. Рассматривание глобуса.
Воспитатель подходит к столу, на котором находится глобус. Предлагает детям рассмотреть глобус и высказать свои предположения о том, что может делать вода.
Воспитатель: Вода – это основа жизни.
Вопросы к детям:
- Как вы думаете, ребята, что может делать вода?
Предполагаемые ответы детей:
- Течь, бежать, капать, литься, бушевать и т.д.
6. Отгадывание загадок.
Воспитатель предлагает детям послушать загадки и отгадать их:
Дети, Капитошка приготовил для вас загадки.
- Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без …(воды)
- Как называется поток воды, который падает с высоты? (водопад)
- Как называют человека, который в специальном костюме спускается на дно водоемов и изучает его? (водолаз)
- Как называются растения, которые растут в аквариуме, на дне рек, морей, океанов (водоросли)
7. Вопросы к детям.
Воспитатель предлагает детям послушать еще раз слова: водоросли, водолаз, водопровод и ответить на вопрос: что у них общего? (Общая часть «водо»).
Ребята, а у нас в группе, где находится вода? (в кране, чайнике).
II. Организационно-практическая часть.
Методы и приёмы:
- Путешествие на самолёте;
- Вопросы к детям;
- Предполагаемые гипотезы детей;
- Экспериментальная деятельность.
- Путешествие в лабораторию.
Воспитатель: - Ребята, Капитошка приглашает нас переместиться в «Волшебную лабораторию» на самолете (завели моторчики, расправили крылья, полетели у-у-у).
Прибыли на первую станцию «Волшебной лаборатории».
- Опыт № 1
Воспитатель: - Давайте пройдем с вами в умывальную комнату. Я открою кран, а вы по очереди попробуйте удержать воду.
- Что не можете? Не получается? Почему?
Дети:
Вода жидкая течет.
Воспитатель: Я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите, у меня на столе разные виды сосудов (стаканы, баночки, плошки, колбочки и т.д.).
- Я в них налью воды. Что вы видите?
- Вода вытекает из сосудов? Нет? А что же с водой случилось?
- Вода приобрела форму сосуда.
Вывод: вода может течь, бежать. Вода – жидкая. Вода – приобретает форму сосуда.
3. Опыт № 2
Воспитатель приглашает детей на вторую станцию «Волшебной лаборатории».
Воспитатель: - Давайте тихо присядем за столы. Ребята, перед вами 3 стаканчика: в 1- вода, 2 – лимон, 3 – пустой.
- Капитошка предлагает попробовать воду (один глоточек).
- Есть вкус у воды? (У воды нет вкуса).
- Понюхайте воду.
- Есть ли запах у воды? (У воды нет запаха).
- А какого цвета вода? (Вода бесцветная, прозрачная).
- Капитошка предлагает налить чуть-чуть воды в стакан, где находится лимон. Ложечкой помешайте и попробуйте. Что скажите? (Вода кислая).
Вывод: если в воду что-нибудь добавить, вода меняет вкус.
- Давайте проверим.
4. Опыт № 3
Воспитатель предлагает детям в пустой стакан положить сахар, добавить воды, попробовать.
- Вода поменяла вкус? Какая стала? Сладкая, т.е. вывод сделан у нас с вами правильно: если в воду что-нибудь добавить (лимон, сахар, соль), вода меняет вкус.
5. Опыт № 4
Воспитатель: Ребята я для вас еще приготовила один сюрприз, но с ним я буду работать сама, т.к. вода у меня горячая. В стакан положу обыкновенный пакет с чаем, налью кипятка, помешаю ложечкой, что получилось? (Вода поменяла цвет).
Вывод: вода может менять цвет.
- Контрольно-оценочная часть.
Методы и приёмы:
- Рассказы детей;
- Побуждение детей к высказываниям;
- Продуктивная деятельность.
- Разговор о воде.
Воспитатель предлагает детям рассказать Капитошке, что мы узнали о воде.
Дети рассказывают:
- Вода без цвета, запаха, вкуса.
- Вода меняет запах, вкус.
- Вода меняет цвет.
- Вода жидкая.
2. Творческое задание
Воспитатель: - У каждого из вас есть листочки. Вечером мы зарисуем этот эксперимент, а дома расскажите родителям, что вы сегодня узнали о воде.
- А сейчас у нас готова заварка – приглашаю всех пить чай.
Список использованной литературы:
- Горбатенко О.Ф. «Дошкольник Система экологического воспитания в Д/с», 2008 г.
- Горькова А.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», 2011 г.
- Обухова Л.А. «Экологические загадки, стихи, игры», 2009 г.
- Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования» 2014 г.
- Костюченко М.П. «Исследовательская деятельность на прогулках» 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально – личностное развитие» Тема: «Овощи»
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей 1-ой младшей группы на лексическую тему «Овощи» составлена по направлениям «Познавательно – речевое развитие» и «Социально - личност...
Методическая разработка: "Совместная деятельность взрослого с детьми старшей группы по игровому стретчингу с использованием авторской сказки «Домик для паучка».
Данная методическая разработка представляет собой конспект совместной деятельности взрослого с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения стретчинга (растяжка) основаны на статичных растяжках мы...
Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста по теме «Что такое хорошо и что такое плохо.»
Совместная деятельность педагога с детьми с использованием информационных технологий...
Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: «Пришельцы с планеты Математики»
Цель: закрепить и обобщить математические представления детей о геометрических фигурах, цифрах; знаках....
Методическая разработка совместной деятельности с детьми в старшей группе по ФЭМП на тему "Веселые задачки и счёт в пределах восьми!"
Цель: Формировать представления о составление задач и их решении в пределах восьми!...
Методическая разработка совместной деятельности педагога и детей средней группы "Путешествие к Лунтику на Луну"
Материал полезен для проведения занятий по лексической теме "Космос"...
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей старшей группы на тему «Как живут листья?»
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности воспитателя совместно с детьми. Был реализован в рамках работы педагога в сетевом сообществе Педагогическая мастерская "Техонология исслед...