Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей старшей группы на тему «Как живут листья?»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности воспитателя совместно с детьми. Был реализован в рамках работы педагога в сетевом сообществе Педагогическая мастерская "Техонология исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1_kak_zhivut_listya.docx | 68.2 КБ |
prilozhenie_k_konspektu_1.docx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 41»
Муниципального образования города Братска
Совместная образовательная деятельность воспитателя
и детей старшей группы
на тему
«Как живут листья?»
Подготовила:
Шишкова Юлия Сергеевна
Воспитатель
г. Братск
Цель: создание условий для формирования познавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Активизировать и расширить знания детей о жизни листьев, растений, их значимости в жизни человека.
Совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе экспериментирования.
Развивающие:
Способствовать развитию связной речи, умению представить свой итоговый продукт; выдвигать гипотезы и предположения, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы.
Развивать мышление, внимание, любознательность, наблюдательность, способность к поисково-исследовательской деятельности.
Воспитательная:
Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров; бережное отношение к окружающей среде.
Образовательная область: Познавательное развитие. В интеграции: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: исследовательская деятельность о жизни листьев и их значении в жизни человека; работа по схемам; чтение познавательной литературы; рассматривание альбомов; просмотр презентаций, видеороликов, работа по формированию умений представлять продукт своей деятельности. наблюдение за ростом и развитием растений в группе; рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений; уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев); дидактические игры: «Угадай растение по описанию», «Найди растение по названию», «Чего не стало?», «Найди такое же растение», «Что растениям необходимо для роста?».
Оборудование: презентации, сделанные совместно с родителями; схемы; жетоны; стаканы с водой, ложечки, микроскопы, лупы, горшочек с завядшим цветком фиалки и с здоровым, коробка; мнемотаблица, познавательный материал.
раздаточный материал: стаканчики с водой, ложечки, листочки фиалки и циссуса, карандаши.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Планируемые результаты: проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; с интересом наблюдают и экспериментируют. Обладают начальными знаниями о природном мире, в частности о жизни листьев, растений. У детей развиваются умения представлять свой итоговый продукт; выдвигать гипотезы и предположения, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы; воспитывается бережное и эмоционально положительное отношение к природе.
Компетенции: Создание условий для развития у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы. Умение организовывать познавательно-исследовательскую деятельность, осуществляемую в дошкольном возрасте.
Структура | Содержание образовательной деятельности | Планируемый результат |
Вводная часть Организация детей установка на предстоящую деятельность. Создание проблемной ситуации (вход в деятельность). | Мотивационный компонент. Воспитатель сидит у стола с расстроенным видом, которым привлекает внимание детей. Перед ней коробочка, а в ней горшочек с цветочком. - Ребята, не знаю, что и делать. Мы с вами посадили листик фиалки, и кто-то закрыл его в коробке. Листик повял. Почему это произошло? Что с ним теперь делать? Предположения детей В частности, некоторые дети предлагают рассказать об особенностях листьев, потому что они дома с родителями приготовили рассказ об этом - Это очень хорошо. А еще как можно узнать о том, как живут листья? Дети сами предлагают провести опыты - Я поддерживаю вашу идею и предлагаю вместе организовать лабораторию (слайд). Дети и педагоги готовят оборудование для опытов - Опытов много. Как же нам сделать так, чтобы все успели и опыты провести, и рассказать о том, чем занимались? Дети предлагают разделиться на группы Все участники делятся на группы по жетонам. На каждом жетоне эмблема соответствующего опыта Они объединяются в группы и расходятся каждая к своему столу | Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Дети настраиваются на предстоящую деятельность. Способность детей к принятию собственных решений. Выход из проблемной ситуации. |
Основная часть Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Создание условий для достижения результата каждого ребенка. Осуществление дифференцированного подхода. Актуализация имеющихся у детей знаний. | 1. Повторение правил поведения в лаборатории (слайд). 1. Соблюдай тишину в лаборатории. 2. Не толкай соседа во время работы. 3. Сначала подумай, потом сделай. 4. Убери за собой рабочее место. 2. Опытно-экспериментальная деятельность. Каждая группа выполняет опыты за своим столом, по схемам, одновременно. Педагог наблюдает, при необходимости помогает. Опыт № 1. Такие разные листочки. Сравнение листьев фиалки и комнатной березки (циссус). Задача: сравнить разные листья цветов, сделать выводы. Ход. Дети рассматривают их в микроскоп и лупу. Затем заносят свои наблюдения в Дневник: зарисовывают листья. Вывод: листья имеют разные форму, цвет и размер. Опыт № 2. Как листья взаимодействуют с водой? Задача: сравнить, как разные листья взаимодействуют с водой. Ход. Дети поливают листья по очереди водичкой. Наблюдают, делают выводы, заполняют Дневник. Вывод: у циссуса лист гладкий – с него вода стекает, у фиалки шершавый – вода задерживается. Поэтому фиалочку поливают под корень, а не сверху, чтобы вода не задерживалась на поверхности, и листики не загнивали. Работа с дневником исследователя (рисуют 2 листочка – с одного водичка стекает, на втором капельки остаются). Опыт № 3 (выполняется его завершение, так как он рассчитан на длительный срок). Что происходит с растением в темном пространстве, без воды и света? Задача: выяснить, почему завял посаженный листик, сделать выводы. Ход. Неделю назад посадили листик, который дал корни. И случайно его закрыли в коробке. Дети наблюдают за растением, выдвигают гипотезы, почему он повял, делают выводы, заполняют Дневник исследователя. Вывод: растению для нормального роста нужна вода и свет. Без них оно погибает. Опыт № 4. Что чувствуешь? Задачи: выявить, что происходит с растением при испарении воды с листьев. Ход. Взрослый предлагает детям попрыгать. Выясняет, что они чувствуют при прыжке (жарко); когда жарко, что происходит (пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Предлагает представить, что рука — листочек, с которого испаряется вода; смочить губку в воде и провести ею по внутренней поверхности предплечья. Дети передают свои ощущения до полного исчезновения влаги (почувствовали прохладу). Вывод: когда вода с листочков испаряется, они охлаждаются; поэтому нельзя на прогулке быть потным (пот испаряется, и можно простыть — переохладиться). 3. Оформление отчетов о проделанной работе. Дети оформляют на чистых листах отчет о проведенном опыте и готовятся к их презентации. Оформление начинается после того, как проведены опыты и сделаны выводы. Кто заканчивает раньше, может при желании помочь другим группам. Педагог при необходимости помогает. 3. Презентация индивидуальных работ детей на тему «Жизнь листьев». Дети, которые дома с родителями готовили материал, выступают и рассказывают о жизни листьев. Затем они рассуждают все вместе, как же живут листья, что им нужно. | Повторяют правила поведения в лаборатории.
Развивают умения проводить опыты по схемам, анализировать, делать выводы. Активизируют и расширяют свои знания о жизни листьев. Развивают умения делать предположения, что нужно делать, чтобы растения были всегда здоровыми. Воспитывается умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров. Развивается умения анализировать свою деятельность, выделять основное и делать выводы, оформлять их схематично на листах. Развивается умение представлять свой итоговый продукт. |
Заключительная часть Подведение итогов деятельности | Дети собираются на рефлексивный круг. У каждого исследователя есть возможность высказаться: что они делали, какие выводы были сделаны. Отвечают на основной вопрос: как живут листья? Дети представляют свои отчеты. Рассматривают фиалку, рассуждают, подводят итоги: Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет. Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь! - Вам понравилось работать в лаборатории? Что понравилось больше? Что получилось? Что нового вы для себя узнали? Чему научились? - Сейчас я предлагаю Вам заселить полянку цветочками. Если у вас все получилось на занятии, вам все понравилось, вы садите фиолетовый цветок, если были затруднения, есть сомнения, садите красный цветок. - А может быть, у вас есть предложения, о чем вы бы хотели ещё узнать, работая в лаборатории? - Тогда я предлагаю выбрать голосованием, какую тему вы выбираете для ближайшего экспериментирования. Дети выбирают тему следующих исследований, договариваются, когда будут снова работать в лаборатории и что нужно для этого приготовить. | Рефлексия. Развивается умения анализировать свою деятельность, выделять основное и делать выводы. Развивается умение представлять свой итоговый продукт. Развиваются умения проводить рефлексию своей деятельности. Развивают умения делать выбор темы следующего исследования, договариваться друг с другом, приходить к единому мнению. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Экскурсия на почтовое отделение"(с презентацией)
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Экскурсия на почтовое отделение". Основной целью этой совместной деятельности является формиров...
Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей – подготовительной группы с нарушениями зрения. Тема: «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно».
Цель: Закреплять знания о родословной своей семьи. Задачи:Образовательные:1. Формировать у детей понятие о семье, как о людях, живущих вместе, любящих друг друга, за...
Конспект – сценарий совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Золушкины помощники»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев ру...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень»
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме «Осень» (обобщение знаний)Цель: Обобщение и закрепление знаний детей о характерных признаках...
Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя и детей»
Цель: распространение педагогического опыта по применению Су – Джок терапии.Задачи:- познакомить с методикой использования Су – Джок терапии;- поделиться личным опытом работы с детьми дошк...
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей старшей группы «Путешествие за льдинками»
Совместная образовательная деятельностьвоспитателя и детей старшей группы«Путешествие за льдинками»Цель: использовать игровую ситуацию для развития навыков конструирования, совершенствоват...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по теме "Природа - наш общий дом"
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста на тему «Природа – наш общий дом» Цель: Показать Землю как общий дом всех людей...