Развивающая предметно-пространственная среда в группе "Солнышко"
материал
Развивающая предметно-пространственная среда группы "Солнышко".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sajt_predmetno_razvivajushhaja_sreda.docx | 845.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно – пространственная среда (РППС) нашей группы организована с учетом требований ФГОС и построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
В ней прослеживаются все образовательные области:
1.Социально – коммуникативная
2.Познавательная
3.Речевая
4.Художественно – эстетическая
5.Физическая
Развивающая предметно – пространственная среда организована с учетом возможностей для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Предусмотрено гибкое зонирование РППС с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки и игры подобраны соответственно возрасту и потребностям детей, разложены так чтобы не мешать свободному перемещению детей, регулярно обновляются. Строго соблюдаются требования безопасности РППС для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игровых материалов возрастным и санитарно – гигиеническим требованиям.
Создавая среду развития в группе, учитывались следующие параметры:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
•трансформируемая;
•полифункциональная;
•вариативная;
•доступная;
•безопасная;
•здоровьесберегающая;
•эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе разделено на центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. В своей группе стараемся создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используем разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые, игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.
Центр дежурства
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.
Центр безопасности
Центр безопасности отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми, макетами улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры, телефоном, пожарными машинами.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр здоровья и спорта
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Созданы условия для реализации задач этой области в группе, сделан акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь, сделанный своими руками. Во время образовательного процесса устраиваем динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми используем различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр театра и музыки
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный, би-ба-бо, теневой. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.
В нашей группе есть уголок «Ряжения», который любят все дети без исключения. Дети очень любят надевать разнообразные наряды, каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность.
Центр творчества
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал, различные материалы для рисования, лепки и аппликации: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры и цвета, пластилин, кинетический песок, тесто, формочки, клей, картотека стихов по народно - прикладному искусству, настольно - печатные игры.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Математический центр
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Математическая рыбалка», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу». Развивающие игры: счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи «Квадрат», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», игры на плоскостное моделирование: Танграм.
Центр природы и экспериментирования
Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь огород на окне. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы являются календари природы и погоды, в том числе и сделанные руками родителей.
Для экспериментальной деятельности детей в уголке есть коллекции камней, минералов, семян, круп. В нем находится материал, необходимый для опытов: различные емкости для воды и сыпучих веществ, весы, лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы предметы разной величины, веса, формы. и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения за ростками. Имеется картотека проведения экспериментов, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.
Центр мелкой моторики, сенсорики и развивающих игр.
В этом центре находятся игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки, лабиринты, бантики, шнуровка, бусины, пуговицы.
Центр конструирования
В центре конструирования находятся конструкторы различных размеров и материалов, крупный строитель для обыгрывания напольных построек. Имеются атрибуты, изготовленные взрослыми и детьми. Этот центр, хоть и расположен в одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что он может перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно используют схемы и модели построек при реализации своих замыслов. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Центр нравственно – патриотического воспитания
В центре патриотического воспитание собраны наглядные дидактические пособия и материалы, книги, открытки, альбомы, иллюстрации для воспитание любви и привязанности к своей семье, детскому саду, городу.
Представлена государственная символика России (герб, флаг, гимн) и символика родного города. В нем находятся материал по формированию элементарных знаний о правах человека, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России. В уголок Родного края входит художественная литература по краеведению, оформлена папка «Москва – столица нашей родины», «Мой город», «Моя семья», «Мой детский сад».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Речевой центр
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
Игры по звуковой культуре речи, игры на звукоподражание: кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо». Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики». Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения «Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж». Картотека артикуляционных игр и упражнений. Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки». Игры на развитие связной речи «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».
Центр книги.
В центре книги находится художественная литература соответствующая возрасту и тематике, энциклопедии, иллюстрации к сказкам, репродукции картин, портреты детских писателей и художников.
Информационные блоки.
На стене в приемной расположили стенды, на которых мы размещаем интересную и полезную информацию для родителей. Оформляем выставки, проекты, размещаем работы детей.
Развивающая предметно – пространственная группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....