технология проектирования
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Улюнский детский сад «Солнышко».
Доклад.
«Об использовании технологии проектирования
в обучении дошкольников».
Выполнила:
Бадмаева Н.П.
Улюн.
Об использовании технологии проектирования
в обучении дошкольников.
Современная система обучения направлена не только на усвоение знаний , определенных программой, но и овладение необходимыми навыками и умениями, но и что особенно важно - развитие каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки ребенка, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта особое внимание уделяется организации среды.
I этап разработки проекта – целеполагание: выношу проблему на обсуждение детям.
II этап работы - представляет собой разработку совместного плана действий к работе над проектом, родителей ,детей.
На этом этапе использую модель «четырёх вопросов» - «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем что-то узнать? Что узнали?»
III этап работы над проектом – заключительный.(итоговое мероприятие и т.д.)
Содержание
- Тема
- Вид проекта
- Тип проекта
- Участники проекта.
- Актуальность
- Проблема
- Причины
- Цель
- Задачи
- Оснащение проекта
- Ожидаемый результат
№ | Этапы | Темы мероприятия | Формы проведения | Сроки |
1. | Подготовительный | |||
2. | основной | |||
3. | заключительный; |
Выводы
Литература
Приложение
Последним этапом работы над проектом являлась презентация проекта. Таким образом, при получении новых знаний дошкольникам отводилась роль не пассивных получателей информации, а самостоятельных и инициативных субъектов деятельности. Они проявляли собственную исследовательскую активность, стремление к познанию нового.
Следует отметить и активное участие родителей в работе над проектами. Многие родители по собственной инициативе подключились к работе с детьми. Они с удовольствием помогали детям открывать новое, неизведанное. Проявляя свои творческие способности, родители рисовали альбомы, мастерили поделки вместе с детьми, придумывали стихотворения. Это способствовало формированию и поддержанию семейных традиций, углублению совместной работы детей, родителей и школы.
Совместное проектирование является созидательной формой активности ребенка и взрослого. Кроме этого, в процессе проектирования происходит становление системы «развивающих и развивающихся отношений в группе». Эта система создается путем сотворчества детей, родителей и педагогов, причем последние берут на себя в основном лишь роль инициаторов.
В заключении хочется отметить, что проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные, творческие.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Таким образом, технология проектирования способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно реализовывать педагогический процесс и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей
Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей из опыта работы воспитателя И.А. Румянцевой...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Современные требования к учебно-воспитательному процессу в дошкольном учреждении предполагают внедрение в него новых технологий. Любая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическ...
Технология проектирования "Детский мультфильм"
Проект создания детского мультфильма. Материал дает возможность:- познакомить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с миром мультипликации;- профессиями, связанными с созданием...
Конспект НОД к семинару на тему: «Использование технологий проектирования как одной из форм поисковой деятельности дошкольников».
Упражнять детей в совместной постановке цели проекта, его мотивации; привлекать детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана, прогнозированию результата, совместному анал...
Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников
Представлен опыт работы и презентация по использованию технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников, итоги работы по трем экологическим проектам....
Доклад "Развитие познавательных и творческих способностей через технологию проектирования"
В докладе я постаралась раскрыть все этапы работы, которые осуществлялись с начала изучения и внедрения в работу проектной деятельности....
Технологии проектирования в логопедии. Непосредственно - образовательная деятельность с детьми с общим недоразвитием речи. Подготовительная группа "Дифференциация звуков [Р] - [Л]".
НОД в подготовительной к школе группе у детей с ОНР. Дифференциация звуков [Р] - [Л]. Технологии проектирования: развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.Лексическая тем...