Доклад "Развитие познавательных и творческих способностей через технологию проектирования"
презентация к уроку по теме

Корнилова Татьяна Анатольевна

 В докладе я постаралась раскрыть все этапы работы, которые осуществлялись с начала изучения и внедрения в работу проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектная деятельность64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию опыт работы по теме: «Развитие познавательных и творческих способностей старших дошкольников через технологию проектирования»

В связи с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиями ее реализации заметно активизировался интерес педагогов - дошкольников к проектам, педагогическому проектированию и проектной деятельности детей. Проектная технология обучения позволила нам организовать образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. В ходе реализации проекта мы естественным образом осуществляем интеграцию образовательных областей, комбинируем  разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решаем образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействуем с семьями воспитанников.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. В проектной деятельности мы отказались от позиции транслятора готовых знаний и опыта, постарались стать партнером, помощником, консультантом ребенка, создать такую образовательную среду, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями.

Актуальность данного опыта заключается в том, что использование модели образовательной технологии проектной деятельности дошкольников приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность,  социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.

Ведущая идея данного опыта состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей   в познавательной и творческой деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада. А также, проектная деятельность объединяет детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность.  

Целью является создание системы работы по развитию познавательной и творческой деятельности  дошкольников на основе проектного метода.

Для достижения цели нами были поставлены следующие  задачи:

  • увеличить мотивационно–развивающее пространство через подбор стимулирующего, дидактического и развивающего материала соответственно сенситивным периодам детского развития;
  • детально разработать и апробировать образовательное содержание предполагаемой модели;
  • формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи;
  • провести проверку эффективности использования (проведения) проектной деятельности в группе.

Следуя принципам педагогов-практиков, организовывая детское проектирование,  мы соблюдали следующие условия:

  • учет интересов ребенка;
  • деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
  • тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
  • предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
  • совместное с взрослыми  поэтапное достижение цели.

1 этап – аналитико-диагностический:

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Прежде всего, мы сочли нужным пополнить предметно – развивающую среду в группе дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для занятий, игр. В образовательной деятельности мы используем большое количество разнообразного наглядного материала: иллюстрации, картины, макеты, предметы быта, поделки, элементы костюмов и т.д.

Педагогическая диагностика развития познавательных способностей детей на данном этапе осуществлялась  при помощи игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку», «Назови одним словом», «Разложи по полочкам»; Диагностика развития  способностей к исследовательской деятельности осуществлялась по тестам Инны Светловой.

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники   недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.

 С целью изменения сложившейся ситуации  был осуществлен -

2 этап – практический:

При работе над тем или иным проектом крайне важно  научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта использовались разнообразные формы, методы и средства, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой  деятельности дошкольников:

  • в непосредственно образовательной  деятельности: занятия-путешествия, занятия в форме дидактических игр.
  • в повседневной деятельности: наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические упражнения,  опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами, коллекционирование, совместное творчество детей и родителей, презентации.  

Для развития познавательной, исследовательской активности у детей  мы использовали  активные методы и приемы: ТРИЗ, решение проблемных ситуаций, методика предметно-схематических моделей, технология экспериментирования, игровые технологии.

В ходе проектирования воспитательно-образовательного процесса нами была разработана система комплексно-тематического планирования, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой, включающая:

  • постановку задач развития детей на год с учётом особенностей возраста;
  • постановку задач развития на цикл, планирование деятельности с детьми для решения этих задач, результаты (выходы) проектов с указанием сроков и ответственных участников проектов;
  • планирование деятельности с детьми для интегрированного решения образовательных задач разных образовательных областей в виде «паутинки».

Предлагая темы проектов, мы учитываем возрастные особенности развития дошкольников, их интересы, а также и единые базовые темы. К каждой теме подбираем, согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей, виды деятельности. Используем календарные события, сезонные изменения в природе. Такая система позволяет реализовать принцип интеграции образовательных областей.

Так как метод проектов начал внедряться со средней группы, мы сочли необходимым привлечение родителей к осуществлению проектов. Родителям предоставляли разную степень участия в проектах: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально – техническая поддержка.  Таким образом,  у родителей сформировались представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей.   Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду, а мы смогли вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий, дальнейших проектов. В ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Ребенок стал более интересен родителям, поскольку стал выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

3 этап – аналитико – обобщающий:

Результативность опыта.

За время  работы над проблемой был  выполнен следующий объем работы:

  • Изучена  методическая  и практическая  литература по данной теме.
  • Апробированы рекомендации многих ученых и практиков.
  • Пополнена предметно–развивающая среда в группе дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для занятий, игр.
  • Апробирована методика работы над проектами  в условиях группы.

Итогом  методической и практической  работы стали:

  • Систематизация содержания работы.
  • Разработка и реализация семейных, творческих, социальных и исследовательских  проектов в условиях данной группы.
  • Разработка календарно - тематического планирования.  
  • Разработка методических рекомендаций по проектной деятельности в ДОУ.
  • Распространение опыта на III региональной научно – практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса» по данной теме.
  • Составление  конспектов занятий к проектам.
  • Систематизация взаимодействия с родителями воспитанников и воспитателями ДОУ.

Заключение

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Мы учим наших детей самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развиваем творческое мышление. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Развитие познавательных и творческих способностей через систему логических и математических игр

Презентация совместной образовательной деятельности воспитателя и детей....

Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий

Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способност...

Выступление на тему: «Приобщение детей к здоровому образу жизни и развитие творческих способностей через использование здоровьесберегающей технологии «Ниткография»

Занятия изобразительным искусством в технике ниткография – важное средство всестороннего развития детей.Актуальность здоровьесберегающей технологии «Ниткография» заключается в том, ч...

Презентация "Развитие познавательной инициативы дошкольников через технологию проектирования и систему эффективного сетевого взаимодействия»

В материале представлена  информация об организации взаимодействия детского сада с сетевым сообществом....

консультация для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования"

Для педагогов дошкольного образования. Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, посколь...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей через реализацию STEAM - технологий» Тема: «STEAM - технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод допрофессионального самоопределения старшего дошкольника с ОВЗ (ТНР)»

В дошкольном возрасте формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется только в рамках лексической темы «Профессии», так как перед старшими дошкольниками 6-7 лет с ТНР не...