Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников
методическая разработка по окружающему миру на тему
Представлен опыт работы и презентация по использованию технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников, итоги работы по трем экологическим проектам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_proekty.docx | 81.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии проектирования в экологическом
воспитании дошкольников
Приоритетным направлением современного образования все больше становится подготовка ребенка как активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Детский сад является первой ступенькой в воспитании и обучении ребенка будущего. Сама жизнь требует от нас новых подходов к образовательному процессу, внедрения в нашу практику современных инновационных технологий. На мой взгляд, это, прежде всего, новые пути получения и добывания информации, новые взаимоотношения педагога и ребенка – взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребенку чувствовать себя полноправным участником процесса образования.
Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных и наиболее эффективных технологий образовательного процесса.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения.
Дети учатся искать ответ на различные вопросы, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость, в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.
Преимущества технологии проектирования:
- Реализация принципа оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, когда соотношение «ребенок – взрослый» строится на соучастии. Соучастие в деятельности – это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает.
- Сочетание интересов и целей детей и взрослых, что определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.
- Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.
- Развитие научного мышления, способности к дальнейшему самообразованию – приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результат.
- Обеспечение целостности развития личности ребенка (единство социального, нравственного и интеллектуального развития).
- Обеспечение индивидуализации обучения и воспитания путем учета разных интересов, наклонностей, способностей, психофизиологических особенностей детей, осуществления дифференцированного подхода к детям, что позволяет каждому ребенку проявить себя с хорошей стороны.
- Создание оптимальных условий для самореализации детей.
- Интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей, различных видов деятельности.
Поэтому в последние годы мы стали активно использовать метод проектов в обучении дошкольников. В своей работе мы прежде всего исходим из тех основных требований, которые необходимо учитывать при разработке любого проекта. Это:
- наличие проблемы, требующей поиска решения;
- понимание, что проект – это игра “всерьёз”;
- детская самостоятельность;
- сотворчество детей и взрослых;
- социальная значимость проекта и применение знаний на практике.
В организации каждого проекта, мы проходим с детьми несколько этапов:
- Изучение интересов, потребностей, возможностей и прошлого опыта детей.
- Постановка проблемы.
- Разработка проекта, т.е. обсуждение поставленной проблемы и составление плана деятельности (к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какие предметы, оборудование можно использовать, подбор материалов, обучение навыкам новой деятельности и т.д.)
- Реализация проекта
- Презентация проекта и подведение итогов.
По экологическому воспитанию детей были разработаны 3 проекта:
- «Чудеса на огороде»
- «Краски осени»
- «Наши зеленые друзья»
На каждый проект была составлена информационная карта, где был определен вид проекта, его продолжительность, участники проекта, его актуальность, цель, задачи, предварительная работа. А также намечен план реализации проекта, предполагаемый результат, продукт проектной деятельности и презентация проекта.
Основной целью проекта «Чудеса на огороде» было создание условий для развития познавательных и творческих возможностей детей. Развитие мышления, воображения, связной речи. Научить детей видеть в самых простых вещах что-то необычное, чудесное и немного волшебное.
Дети искали и приносили из дома различные книги с рассказами, сказками, стихотворениями и загадками про овощи; иллюстрации, календари с репродукциями натюрмортов художников и свои рисунки овощей. На основании этого материала была создана выставка «В стране овощей». В ходе работы над выставкой детям очень понравилось отгадывать и особенно загадывать загадки. И когда загадки уже были загаданы всем сотрудникам группы и родителями не по одному разу, мы решили загадать их детям помладше. А чтобы им было легче их отгадать, т. к. некоторые загадки были достаточно сложные, решили нарисовать отгадки. Та появился альбом «Загадки про витаминки с грядки», а сами загадки были загаданы детям старшей группы № 6.
С самого начала работы над этим проектом мы хотели сочинить свою сказку об овощах. Но сначала нужно было придумать, какие конкретно овощи будут героями нашей сказки, и как они будут выглядеть. Дети принесли овощи и, используя различный природный материал, мастерили из них своих персонажей сказки. Некоторых из них мы потом поместили в наш «Сказочный огород». Затем, дома на основе уже полученных знаний и умений, дети вместе с родителями придумывали необычных сказочных героев. Поделки наших детей и родителей были представлены на выставке в детском саду «Чудеса с грядки».
После этого, мы приступили непосредственно к работе над сказкой. Но так как мы хотели ее сделать в виде книги, то наших героев теперь надо было нарисовать. После того, как дети принесли свои рисунки и придумали имена овощам, в ходе совместного обсуждения были выбраны 6 самых интересных персонажей, с которыми мы и придумали все вместе сказку «Приключение овощей». А затем дети нарисовали иллюстрации к ней. Очень хотелось, чтобы с нашей сказкой познакомились и другие дети. Тогда один экземпляр сказки с иллюстрациями, ребята подарили детям другой группы детского сада.
Диагностическое обследование детей в рамках проекта «Чудеса на огороде» показало, что у детей были значительно обогащены представления об овощах, их многообразии, расширился словарный запас детей, у большинства детей сформировано стремление к выполнению оригинальных творческих работ, к самостоятельному разрешению поставленной проблемы, участию в коллективной творческой деятельности и представления результатов проекта вне группы. К концу работы над проектом высокий уровень показали 73% детей и средний – 27%.
Целью проекта «Краски осени» было обогащение знаний детей о сезонных изменениях в осенней природе через эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес, создавать условия для самовыражения.
В чем актуальность данного проекта? Известно, что предназначение дошкольного возраста не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки и образа «я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей. Эмоциональная насыщенность данного проекта способствует развитию эмоционального восприятия природы ребенком, что положительно влияет на расширение кругозора детей и формирование познавательного интереса. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Создание положительного эмоционального фона в ходе данного проекта способствует развитию творческих возможностей детей, обогащению чувственной сферы, активному участию каждого ребенка в реализации задач проекта.
Не случайно важное место в проекте занимают занятия по изодеятельности. Во время занятий изодеятельностью происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе своих впечатлений, мыслей движений души. Данный проект актуален дидактически особенно для детей логопедических групп. Формируется умение делать обобщение, сравнения, рассуждать по аналогии, подбирать синонимы, антонимы, эпитеты, составлять творческий рассказ.
Проект «Краски осени» основан прежде всего на наблюдениях детей на прогулках в детском саду и с родителями за проявлением осенних признаков в природе и за межсезонными изменениями (ранняя, золотая, поздняя осень). В ходе наблюдений дети учатся рассуждать, сравнивать, высказывать свое мнение, выражать свое отношение к данному времени года. Дети создают осенние букеты, играют с листьями и делают венки из них. Учатся видеть красоту осенней природы. И перед детьми встает вопрос, а можно ли каким-то образом сохранить красоту осени, ее образ? Дети начинают искать решение данной проблемы, высказывают свои предложения, советуются с родителями и таким образом постепенно приходит решение о создании образа осени в рисунках и рассказах.
Сначала создается альбом «Осень в наших рисунках», который составлен из работ детей, выполненных в традиционной и нетрадиционных техниках рисования. Затем, альбом «Осень в наших рассказах». Интересно, что дети по-разному воспринимают и относятся к осени, и это отразилось в заглавиях их рассказов: «Разноцветная осень», «Вкусная осень», «Волшебница осень», «Сырая и серая осень», «Красавица осень», «Шуршащая осень», «Осень – это весело!» и т. д. В ходе составления рассказов дети должны были узнать у своих родителей, братьев и сестер, как те относятся к осени и также рассказать об этом в своих рассказах. Часто мнения мамы, папы и ребенка в этих рассказах не совпадало, что показывает, что дети действительно пытались самостоятельно определить свое отношение к этому времени году, не ориентируясь на мнение взрослых.
На основе работ детей была оформлена выставка «Краски осени». Работы на выставку отбирались в ходе коллективного обсуждения. Правда, иногда дети подходили к выбору работ не объективно, а исходя из дружеских взаимоотношений.
В ходе работы над проектом, я выставила в уголок природы несколько работ детей предыдущего выпуска. Это были высушенные осенние листья. Дети сразу заинтересовались, а что это? Тогда я решила выяснить, а знают ли дети, что такое гербарий. В результате опроса детей выяснилось, что ни один из них не имеет об этом представления. Так возникла новая проблема, которая требовала разрешения. На следующий день, дети, узнав у родителей, что такое гербарий, уже рассказывали об этом в группе. Но их рассказы были очень краткими и однообразными. Я спросила: «А кто хотел бы узнать о гербарии побольше и потом рассказать нам всем?» Вызвался один из детей - Ваня Синицын. И вскоре мы уже слушали интересный и подробный рассказ о том, что такое гербарий и как его создавать. Детям очень понравилась эта идея, и они решили создать свой осенний гербарий, чтобы когда они уйдут в школу, гербарий остался в садике и уже другие дети могли бы его рассматривать.
Диагностическое обследование детей в рамках проекта «Краски осени» показало, что у детей были значительно расширены представления о сезонных и межсезонных изменениях в осенней природе, значительно обогатился эмоционально-эстетическими терминами словарь детей. Дети охотно участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями в природе, устанавливают причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями и предметами, проявляют познавательную инициативу, замечают и эмоционально откликаются на красоту растений в осенний период. Большинство детей свободно и открыто выражает свое эмоциональное состояние, чувства. Однако следует отметить, что дети не всегда умеют объективно, в социально-приемлемой форме оценивать предложения и работы других детей, а также понять их интересы и взгляды. К концу работы над проектом высокий уровень показали 87% детей и средний – 13%.
Основной целью проекта «Наши зеленые друзья» было формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека, мотивации на здоровый образ жизни. Формирование умения проявлять познавательную и продуктивную инициативу. Развитие мышления и связной речи детей.
Так как большую роль в этом проекте должны были играть родители детей, были подготовлены и проведены консультации для родителей «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» и «Оздоровление воздуха с помощью комнатных растений».
В ходе работы над проектом дети знакомились с лекарственными растениями, их полезными свойствами, учились различать и называть их. Каждый ребенок выбрал одно из растений, и подготовили рассказ о нем и о том, как можно его использовать в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Дети рассказывали о том, как они лечатся дома, если заболеют, и какие семейные рецепты при этом используются. На основании рассказов детей была собрана Книга семейных рецептов «Зеленая аптека природы».
Вместе с детьми мы оформили выставку «Лекарственные растения», работа с которой помогла расширить знания детей о правилах сбора лекарственных растений, использовании лекарственных растений в косметических средствах, о лечебных свойствах овощей и применении некоторых комнатных растений для оздоровления человека.
Для знакомства с выставкой были приглашены дети другой подготовительной группы, которые с интересом ее рассматривали.
С большим удовольствием дети участвовали в организации витаминного чаепития: накрывали стол, расставляли угощение и учились ухаживать друг за другом.
Чтобы узнать больше о лекарственных растениях и о пользе комнатных растений для здоровья человека, дети проводили интервью с сотрудниками детского сада и родителями. Такие интервью, проводимые в свободной дружественной атмосфере, способствовали не только расширению знаний детей, но и развитию их коммуникативных умений.
Важное место в проекте принадлежало формированию представлений детей о роли комнатных растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Ученые считают, что более половины всех проблем со здоровьем обычно связано с загрязнением окружающей среды теми продуктами, веществами, которые выделяют окружающие нас предметы. И мы не можем отгородиться от этого закрытыми окнами и дверьми, т. к. эти предметы находятся и у нас в квартирах. Это газовые плиты, ковровые покрытия, обои, компьютеры, принтеры, ксероксы, различные средства для ухода за посудой, мебелью и т.д. Поэтому воздух в наших квартирах подчас оказывается «грязнее» уличного и представляет серьезную опасность для нашего здоровья. Дети узнали, что решение данной проблемы было найдено … в космосе! Когда решалась задача очистки воздуха в космических кораблях и орбитальных станциях. В ходе опытов выяснилось, что многие комнатные растения способны удалять из воздуха все эти вредные вещества. Дети решили выяснить, а есть ли у них дома такие растения. Таким образом, вместе с родителями дети провели домашнюю фотосъемку своих комнатных растений, нашли такие растения, очищающие воздух и подготовили о них рассказы. Презентация данных рассказов была проведена в форме встречи-брифинга с журналистами, на которой дети рассказывали о своих растения и должны были ответить на несколько вопросов журналистов. Встреча прошла очень интересно и весело. А затем рассказы детей были собраны в альбоме «Комнатные растения у нас дома».
В ходе работы над проектом дети учились разнообразным способам ухода за комнатными растениями, учились определять, в чем нуждается каждое конкретное растение, пересадили растения, которым была необходима пересадка, и посадили новые растения. Несколько растений дети решили подарить тем детям, у которых нет комнатных растений, оздоравливающих воздух.
С большим интересом дети работали над оформлением стенгазеты «Комнатные растения – наши друзья». Подбирали фотографии, определяли их расположение в газете, рисовали комнатные растения.
Диагностическое обследование детей в рамках проекта «Наши зеленые друзья» показало, что у детей было сформировано представление о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых растений для лечения, о роли комнатных растений в очищении воздуха. Дети стали воспринимать комнатные растения как живые существа, нуждающиеся в постоянном уходе, замечают неблагополучие растений, недостатки условий для их жизни, охотно выполняют поручения по уходу растениями, проявляют самостоятельность в разрешении поставленной проблемы. Дети с большим интересом участвуют в коллективной деятельности по проекту, проявляя творческую инициативу. К концу работы над проектом высокий уровень показали 83% детей и средний – 17%.
В работе над проектами мы столкнулись с определенными трудностями. Во-первых, это несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности, которая осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм и регламентов. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду. Вторая проблема – это несформированность коммуникативных умений детей. Не всегда легко дается обсуждение темы: дети часто говорят одновременно и не всегда по теме, обсуждаемой в данный момент, часто не прислушиваются к мнению, высказанному другим ребенком. И третья проблема – это трудности во взаимодействии с родителями детей, которые не всегда понимают важность выполнения определенной работы для детей или подменяют их деятельность своей.
Тем не менее, метод проектов действительно показывает свою эффективность на практике. Каждый проект – это маленький шажок на пути к экологическим знаниям и экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которая формирует личность.
Дети приобрели позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Значительно повысился уровень экологической культуры, представлений о самоценности природы, эмоционально-положительного отношения к ней, сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Расширился кругозор детей и интерес к творческой деятельности. Существенно изменились межличностные отношения дошкольников – дети приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Опыт самостоятельной деятельности, полученный детьми в ходе проектной деятельности, способствовал развитию у них уверенности в своих силах, и стремления самостоятельно искать пути решения различных проблем. Совместная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектов способствовало становлению между ними доверительных отношений, позволила детям и родителям лучше понять друг друга. Дети стали интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.
«Приключения овощей»
(сказка, придуманная детьми)
В некотором царстве, в Овощном государстве жили-были овощи – Кабачок-длинный бочок, Морквинка-витаминка, Фёкла-свёкла, Лучок-золотистый бочок, Баклажанчик-умный мальчик и Чесночок-добрячок.
Жили они не тужили, на солнышке грелись, беседовали, истории разные рассказывали. Наступила осень. Пришла в огород хозяйка и сказала: «Хорошие выросли овощи, приготовлю я завтра из них вкусный обед».
Испугались овощи и решили убежать от хозяйки. И пошли они по дорожке, а потом по тропинке лесной.
Первым шел Чесночок-добрячок. Не заметил он глубокой ямки и упал в нее. Что делать? Не может Чесночок из ямки сам выбраться. Стали овощи думать да гадать, как помочь ему. И Морквинка-витаминка придумала. Опустила она свои длинные косы в ямку, Чесночок ухватился за них, а все овощи стали тянуть за Морквинку. Тянули-тянули и вытащили Чесночка.
Пошли они дальше. Шли-шли и увидели глубокую речку.
Стали они думать, как им через речку перебраться. Ведь плавать никто не умеет. И Кабачок-длинный бочок придумал.
Он лег одним своим кончиком на одном берегу речки, а другим оказался на другом берегу. И все его друзья-овощи перешли по нему речку, как по мостику.
Только Фёкла-свёкла ножки промочила и заболела. Как же ее вылечить? Тогда Чесночок-добрячок и Лучок-золотистый бочок дали Фёкле по кусочку от своих бочков, и она выздоровела.
Пошли овощи дальше. Шли-шли и видят, прямо на тропинке огромный чертополох растет. Всю тропинку перегородил и никак его обойти нельзя. Стали они думать, как с новой бедой справиться. И Баклажанчик - умный мальчик придумал: «А давайте мы его все вместе из земли выдернем. Ухватились друзья все вместе за чертополох и выдернули его с корнем из земли. И увидели они, что за чертополохом была большая зеленая поляна, а на ней красивый домик стоит.
И стали они в этом домике жить поживать да добра наживать.
Ссылка на презентацию:
http://www.slideboom.com/presentations/691336
Диагностическая карта уровня развития детей в рамках проекта «Чудеса на огороде»
№ п/п | Содержание | ФИО ребенка | ||||||||||||||||
1. | Знает названия овощей и их отличительные особенности | |||||||||||||||||
2. | Имеет представление об условиях, необходимых для роста овощей. | |||||||||||||||||
3. | Знает значение овощей в жизни человека. | |||||||||||||||||
4. | Может составить рассказ-описание об овоще. | |||||||||||||||||
5. | Активно высказывает идеи, предложения для их коллективной реализации. | |||||||||||||||||
6. | Умеет объективно, в социально-приемлемой форме оценивать предложения других детей. | |||||||||||||||||
7. | Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту. | |||||||||||||||||
8. | Творчески отражает свои замыслы в продуктивной деятельности. | |||||||||||||||||
9. | Стремится к самостоятельному разрешению поставленной проблемы. | |||||||||||||||||
10. | Охотно участвует в представлении результатов проекта детям другой группы. | |||||||||||||||||
Итого:
на начало деятельности | % | |||||||||||||||||
% | ||||||||||||||||||
% | ||||||||||||||||||
в конце деятельности | % | |||||||||||||||||
% | ||||||||||||||||||
% |
Диагностическая карта уровня развития детей в рамках проекта «Краски осени»
№ п/п | Содержание | ФИО ребенка | ||||||||||||||||
1. | Охотно участвует в наблюдениях за сезонными изменениями в природе. | |||||||||||||||||
2. | Знает и соблюдает правила поведения в природе. | |||||||||||||||||
3. | Проявляет инициативу в познании растений. | |||||||||||||||||
4. | Знает названия деревьев, цветов на участке детского сада. | |||||||||||||||||
5. | Устанавливает причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями и предметами. | |||||||||||||||||
6. | Замечает и эмоционально откликается на красоту растений в осенний период. | |||||||||||||||||
7. | Свободно и открыто выражает свое эмоциональное состояние, чувства. | |||||||||||||||||
8. | Интересуется темой природы в литературе, живописи, музыке. | |||||||||||||||||
9. | Умеет составить творческий рассказ об осени, последовательно, связно изложить его. | |||||||||||||||||
10. | Умеет объективно, в социально-приемлемой форме оценивать предложения других детей. | |||||||||||||||||
11. | Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту. | |||||||||||||||||
12. | Творчески отражает свои замыслы в продуктивной деятельности. | |||||||||||||||||
13. | Проявляет социальную восприимчивость, способ-ность понять интересы, взгляды других людей. | |||||||||||||||||
14. | Умеет в социально приемлемой форме выразить и проявить себя. | |||||||||||||||||
Итого:
на начало деятельности | % | |||||||||||||||||
% | ||||||||||||||||||
% | ||||||||||||||||||
в конце деятельности | % | |||||||||||||||||
% | ||||||||||||||||||
% |
Диагностическая карта уровня развития детей в рамках проекта «Наши зеленые друзья»
№ п/п | Содержание | ФИО ребенка | ||||||||||||||||
1. | Имеет представление о лекарственных растениях, умеет различать и называть их. | |||||||||||||||||
2. | Знает простейшие способы использования некоторых растений для лечения человека. | |||||||||||||||||
3. | Знает о роли комнатных растений в очищении воздуха. | |||||||||||||||||
4. | Знает названия и различает комнатные растения, очищающие воздух. | |||||||||||||||||
5. | Воспринимает комнатные растения как живые существа, нуждающиеся в постоянном уходе. | |||||||||||||||||
6. | Охотно выполняет поручения по уходу за растениями, помогает при пересадке. | |||||||||||||||||
7. | Умеет замечать и оценивать привлекательные качества растений. | |||||||||||||||||
8. | Проявляет чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. | |||||||||||||||||
9. | Связывает внешний вид растений с условиями их жизни. | |||||||||||||||||
10. | Замечает неблагополучие растений, недостатки условий для жизни. | |||||||||||||||||
11. | Умеет договариваться, устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми. | |||||||||||||||||
12. | Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту. | |||||||||||||||||
13. | Стремится к самостоятельному разрешению поставленной проблемы. | |||||||||||||||||
14. | Проявляет творческую инициативу в ходе деятельности по проекту. | |||||||||||||||||
Итого:
на начало деятельности | % | |||||||||||||||||
% | ||||||||||||||||||
% | ||||||||||||||||||
в конце деятельности | % | |||||||||||||||||
% | ||||||||||||||||||
% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).
Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...
Брошюра Рекомендации по использованию технологии ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников
Правила применения технологии ТРИЗ...
Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении детей с природой широко используются р...
«Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников».
Острая экологическая проблема стала глобального масштаба.Эту проблему надо срочно решать, воспитывая с дошкольного возраста детей с трепетом и любовью относиться к природе., стараться очищать и беречь...
«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.
laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...
Консультация для педагогов " Использование технологии проектирования в экологическо воспитании дошкольников"
проектный метод в детском саду является развитием свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные н...