План самообразования на 2021-2025 гг.
методическая разработка

Адиля Хафизовна Салимова

 

Тема:  «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_salimova_21-25gg.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2021- 2025 гг.

Тема:  «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

(Ф.И.О. педагога) Салимова Адиля Хафизовна

(специальность) Воспитатель        

(образование) высшее

(стаж педагогической работы)  16лет

(квалификационная категория) нет

(курсы повышения квалификации) 2018 г

(дата начала работы над темой)  2020 год

(предполагаемая дата окончания работы) 2025 год

Цель:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- расширить знания о воспитании детей раннего возраста.

- обогатить развивающую среду группы с целью обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр (создание и приобретение новых игр)

- образование родителей по данной теме (подготовка  консультаций «Эмоции детей раннего возраста через коммуникативные игры», проведение бесед, родительского собрания совместно с педагогом-психологом, мастер-класс на тему «Мудрость родительской любви»

Актуальность:

Эмоции ребенка раннего возраста во многом определяют его поведение, ребенок действует «здесь и сейчас», не задумываясь, под влиянием сиюминутных переживаний. Эмоции выполняют роль побуждающего мотива к определенному поведению («я один, мне грустно и я плачу»). Постепенно, ко второму году жизни, эмоции ребенка всё теснее связываются с предметной деятельностью (успешностью/не успешностью ее выполнения). Эмоции направлены на объект, с которым ребенок действует. К концу раннего возраста малыш получает удовлетворение от игры, возникают переживания, связанные и с сюжетом игры. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

 Работа в данном направлении поможет мне разобраться с общими особенностями детей раннего возраста, такими как:

 -Трудно сосредоточиться

- Внимание вызывается внешне привлекательными предметами

- Поведение ситуативно

- Свойственны подражательность

- Лёгкая внушаемость;

- Зрительно-эмоциональная память

- Наглядно-действенное мышление.

Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей и взрослых, это способ взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», где учитываются особенности и интересы друг друга.

Классификация коммуникативных игр раннего возраста (условная)

  • Игры с разными мелкими предметами, игрушками;
  • Игры чисто «словесные»;
  • Игры пальчиковые;
  • Игры малой подвижности;
  • Игры музыкальные и с музыкальными игрушками;
  • Игры хороводные (в кругу), игры в паре;
  • Игры телесные, с элементами самомассажа, артикуляционной гимнастики и т.д.
  • Игры досуговые (забавляющие и развлекающие) и т.д.  

Выход темы: 

- консультация для родителей

- консультация для педагогов

- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

- картотека коммуникативных игр по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- коммуникативные игр по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста

- эмоциональное благополучие, осуществляемое в процессе общения

- логоритмические игры

- посещение сенсорной комнаты с целью снятия напряжения

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации  разработана картотека:

- Мое настроение

- Я пришел

- Моя семья

1 этап

Установочный (2021 год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме 

2 этап 
Теоретический (2022 год)
1.Работа с детьми 

  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
  • Оформить в группе центр  «Мое настроение».

2.Работа с родителями 

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста (родительское собрание)

3.Самореализация 

  • Работа с методической литературой.
  •  Систематизация коммуникативных игр, в соответствии с возрастными возможностями 

3 этап 
Практическое решение проблемы (2023-2024 год)
1.Работа с детьми .

  • В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал.  
  • Игра «Ладошка» Дай ладошку, моя крошка, Я поглажу тебя по ладошке!   На ладошку, моя крошка, Ты погладь меня по ладошке!      
  • Игра «Дождик» Капля – раз, капля – два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои открыли, От дождя себя укрыли!        
  • Игра «Бубен» Бубен, бубен, позвени И ребят повесели. Малыши играют, В бубен ударяют. Сашенька (Олечка, Таня….) играет, В бубен ударяет. Хлопай – раз, хлопай – два! Интересная игра.        
  • Игра «Хома,хома,хомячок» Хома, хома, хомячок, Разожми свой кулачок! Ну-ка, ну-ка, разожми, Что найдёшь – себе возьми!  
  • Игра «Хозяюшка» Наша-то хозяюшка умная была, Всем своим «зверюшкам» работу дала – Чашечку собачка моет язычком, Мышка поднимает крошки под столом, Лапою котёнок по столу скребёт, А колючий ёжик веником метёт.
  •    Игра «Разные мамы» Мама ежиха гладит ежат, Какие хорошие детки лежат. Мама зайчиха гладит зайчат, Какие хорошие детки лежат.               

2. Работа с родителями 

  • Анкетирование родителей.
  • Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
  • Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
  • Индивидуальная помощь родителям по их запросам. 
  • Мастер - класс «Мы родом из детства»
  •  Мастер класс «Игры, направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».
  •  Семинар-практикум: «Мир эмоций»
  •  Сбор фотоматериала
  •  Изготовление папки-передвижки «Наше настроение»

3.Самореализация 

  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы) 
  • Сообщение из опыта работы «Особенности коммуникативные игры  как средство обеспечения эмоционального благополучия у детей раннего дошкольного возраста»
  •  Консультация для воспитателей «Адаптация и эмоции».

 Участие в системе методической работы детского сада.

  • Участник творческой группы МБДОУ
  • Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ
  • Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
  • Участие в региональных семинарах Республики Татарстан
  • Участие в конкурсах, конференциях
  • Подготовка воспитанников к конкурсам
  • Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования


4 этап 
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2025 год)

  • Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
  • Показ открытого театрализованного развлечения с приглашением коллег и родителей 
  • 5 этап 
    Итогово – контрольный (2025 год)

    1.Работа с детьми 
  • Игра «Ладошка» Дай ладошку, моя крошка, Я поглажу тебя по ладошке!   На ладошку, моя крошка, Ты погладь меня по ладошке!      
  • Игра «Дождик» Капля – раз, капля – два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои открыли, От дождя себя укрыли!        
  • Игра «Бубен» Бубен, бубен, позвени И ребят повесели. Малыши играют, В бубен ударяют. Сашенька (Олечка, Таня….) играет, В бубен ударяет. Хлопай – раз, хлопай – два! Интересная игра.        
  • Игра «Хома,хома,хомячок» Хома, хома, хомячок, Разожми свой кулачок! Ну-ка, ну-ка, разожми, Что найдёшь – себе возьми!  
  • Игра «Хозяюшка» Наша-то хозяюшка умная была, Всем своим «зверюшкам» работу дала – Чашечку собачка моет язычком, Мышка поднимает крошки под столом, Лапою котёнок по столу скребёт, А колючий ёжик веником метёт.   
  • Игра «Разные мамы» Мама ежиха гладит ежат, Какие хорошие детки лежат. Мама зайчиха гладит зайчат, Какие хорошие детки лежат.               
  • 2.Работа с родителями 
  • Анкетирование родителей.
    3.Самореализация 
  • Оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, Интернета, выступлений, картотек и т.д. 

Ожидаемые результаты:

Создание атмосферы радости.

Накопление положительных эмоций, положительного эмоционального опыта.

- Воспитание желания играть друг с другом и со взрослым, сближение детей и взрослых.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

- Развитие доверительных, партнёрских отношений;

- Обучение взаимодействию друг с другом и с педагогом;

- Обучение согласованным движениям друг с другом и с педагогом;

-  Поощрение самостоятельности, обучение проявлению инициативы;

- Поддержка и развитие уверенности в себе (повышение самооценки);

- Развитие внимания, быстроты реакции;

- Развитие музыкального слуха, чувства ритма, согласованности движений с текстом стихотворения;

- Развитие психических процессов (зрительного и слухового восприятия), речи;

-  Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;  

Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для коммуникативных игр и правильно подбирать их.

Литература:

  1. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2003. -- 464 с. илл. "Мастера психологии".
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Академия, 2001. -117 с.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.
  4.  Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2004. -- 160 с. илл. "Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем".
  5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. -- 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  6. Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология "Открой себя". М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
  7.  Шишова Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом "Искатель", 2007.
  8.  Шишова Т. Страхи -- это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом "Искатель", 1997.
  9. Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
  10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.
  11. Ю.П Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? ЧеРо, СФЕРА; Москва; 2003г.
  12.  А. Фабер, Э. Мазлиш Свободные родители, свободные дети. - М. : Эксмо, 2012. - 320 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2021-2025 гг.

laquo;Использование активных инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»...

План по самообразованию педагога Минахметовой Регины Анваровны на 2021-2025 учебный год

План по самообразованию педагога Минахметовой Регины Анваровны на 2021-2025 учебный год...

Индивидуальный план профессионального развития 2021-2025

Эстетическое воспитание детей посредством коммуникативных игр...