План самообразования на 2021-2025 гг.
методическая разработка
Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_salimova_21-25gg.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
2021- 2025 гг.
Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».
(Ф.И.О. педагога) Салимова Адиля Хафизовна
(специальность) Воспитатель
(образование) высшее
(стаж педагогической работы) 16лет
(квалификационная категория) нет
(курсы повышения квалификации) 2018 г
(дата начала работы над темой) 2020 год
(предполагаемая дата окончания работы) 2025 год
Цель:
повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- расширить знания о воспитании детей раннего возраста.
- обогатить развивающую среду группы с целью обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр (создание и приобретение новых игр)
- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Эмоции детей раннего возраста через коммуникативные игры», проведение бесед, родительского собрания совместно с педагогом-психологом, мастер-класс на тему «Мудрость родительской любви»
Актуальность:
Эмоции ребенка раннего возраста во многом определяют его поведение, ребенок действует «здесь и сейчас», не задумываясь, под влиянием сиюминутных переживаний. Эмоции выполняют роль побуждающего мотива к определенному поведению («я один, мне грустно и я плачу»). Постепенно, ко второму году жизни, эмоции ребенка всё теснее связываются с предметной деятельностью (успешностью/не успешностью ее выполнения). Эмоции направлены на объект, с которым ребенок действует. К концу раннего возраста малыш получает удовлетворение от игры, возникают переживания, связанные и с сюжетом игры. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
Работа в данном направлении поможет мне разобраться с общими особенностями детей раннего возраста, такими как:
-Трудно сосредоточиться
- Внимание вызывается внешне привлекательными предметами
- Поведение ситуативно
- Свойственны подражательность
- Лёгкая внушаемость;
- Зрительно-эмоциональная память
- Наглядно-действенное мышление.
Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей и взрослых, это способ взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», где учитываются особенности и интересы друг друга.
Классификация коммуникативных игр раннего возраста (условная)
- Игры с разными мелкими предметами, игрушками;
- Игры чисто «словесные»;
- Игры пальчиковые;
- Игры малой подвижности;
- Игры музыкальные и с музыкальными игрушками;
- Игры хороводные (в кругу), игры в паре;
- Игры телесные, с элементами самомассажа, артикуляционной гимнастики и т.д.
- Игры досуговые (забавляющие и развлекающие) и т.д.
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»
- картотека коммуникативных игр по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- коммуникативные игр по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста
- эмоциональное благополучие, осуществляемое в процессе общения
- логоритмические игры
- посещение сенсорной комнаты с целью снятия напряжения
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации разработана картотека:
- Мое настроение
- Я пришел
- Моя семья
1 этап
Установочный (2021 год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
2 этап
Теоретический (2022 год)
1.Работа с детьми
- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
- Оформить в группе центр «Мое настроение».
2.Работа с родителями
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста (родительское собрание)
3.Самореализация
- Работа с методической литературой.
- Систематизация коммуникативных игр, в соответствии с возрастными возможностями
3 этап
Практическое решение проблемы (2023-2024 год)
1.Работа с детьми .
- В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал.
- Игра «Ладошка» Дай ладошку, моя крошка, Я поглажу тебя по ладошке! На ладошку, моя крошка, Ты погладь меня по ладошке!
- Игра «Дождик» Капля – раз, капля – два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои открыли, От дождя себя укрыли!
- Игра «Бубен» Бубен, бубен, позвени И ребят повесели. Малыши играют, В бубен ударяют. Сашенька (Олечка, Таня….) играет, В бубен ударяет. Хлопай – раз, хлопай – два! Интересная игра.
- Игра «Хома,хома,хомячок» Хома, хома, хомячок, Разожми свой кулачок! Ну-ка, ну-ка, разожми, Что найдёшь – себе возьми!
- Игра «Хозяюшка» Наша-то хозяюшка умная была, Всем своим «зверюшкам» работу дала – Чашечку собачка моет язычком, Мышка поднимает крошки под столом, Лапою котёнок по столу скребёт, А колючий ёжик веником метёт.
- Игра «Разные мамы» Мама ежиха гладит ежат, Какие хорошие детки лежат. Мама зайчиха гладит зайчат, Какие хорошие детки лежат.
2. Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
- Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
- Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
- Мастер - класс «Мы родом из детства»
- Мастер класс «Игры, направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».
- Семинар-практикум: «Мир эмоций»
- Сбор фотоматериала
- Изготовление папки-передвижки «Наше настроение»
3.Самореализация
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
- Сообщение из опыта работы «Особенности коммуникативные игры как средство обеспечения эмоционального благополучия у детей раннего дошкольного возраста»
- Консультация для воспитателей «Адаптация и эмоции».
Участие в системе методической работы детского сада.
- Участник творческой группы МБДОУ
- Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ
- Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
- Участие в региональных семинарах Республики Татарстан
- Участие в конкурсах, конференциях
- Подготовка воспитанников к конкурсам
- Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2025 год)
- Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
- Показ открытого театрализованного развлечения с приглашением коллег и родителей
- 5 этап
Итогово – контрольный (2025 год)
1.Работа с детьми - Игра «Ладошка» Дай ладошку, моя крошка, Я поглажу тебя по ладошке! На ладошку, моя крошка, Ты погладь меня по ладошке!
- Игра «Дождик» Капля – раз, капля – два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои открыли, От дождя себя укрыли!
- Игра «Бубен» Бубен, бубен, позвени И ребят повесели. Малыши играют, В бубен ударяют. Сашенька (Олечка, Таня….) играет, В бубен ударяет. Хлопай – раз, хлопай – два! Интересная игра.
- Игра «Хома,хома,хомячок» Хома, хома, хомячок, Разожми свой кулачок! Ну-ка, ну-ка, разожми, Что найдёшь – себе возьми!
- Игра «Хозяюшка» Наша-то хозяюшка умная была, Всем своим «зверюшкам» работу дала – Чашечку собачка моет язычком, Мышка поднимает крошки под столом, Лапою котёнок по столу скребёт, А колючий ёжик веником метёт.
- Игра «Разные мамы» Мама ежиха гладит ежат, Какие хорошие детки лежат. Мама зайчиха гладит зайчат, Какие хорошие детки лежат.
- 2.Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
3.Самореализация - Оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, Интернета, выступлений, картотек и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Создание атмосферы радости.
- Накопление положительных эмоций, положительного эмоционального опыта.
- Воспитание желания играть друг с другом и со взрослым, сближение детей и взрослых.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Развитие доверительных, партнёрских отношений;
- Обучение взаимодействию друг с другом и с педагогом;
- Обучение согласованным движениям друг с другом и с педагогом;
- Поощрение самостоятельности, обучение проявлению инициативы;
- Поддержка и развитие уверенности в себе (повышение самооценки);
- Развитие внимания, быстроты реакции;
- Развитие музыкального слуха, чувства ритма, согласованности движений с текстом стихотворения;
- Развитие психических процессов (зрительного и слухового восприятия), речи;
- Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для коммуникативных игр и правильно подбирать их.
Литература:
- Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2003. -- 464 с. илл. "Мастера психологии".
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Академия, 2001. -117 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2004. -- 160 с. илл. "Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем".
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. -- 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
- Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология "Открой себя". М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
- Шишова Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом "Искатель", 2007.
- Шишова Т. Страхи -- это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом "Искатель", 1997.
- Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.
- Ю.П Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? ЧеРо, СФЕРА; Москва; 2003г.
- А. Фабер, Э. Мазлиш Свободные родители, свободные дети. - М. : Эксмо, 2012. - 320
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2021-2025 гг.
laquo;Использование активных инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»...
План по самообразованию педагога Минахметовой Регины Анваровны на 2021-2025 учебный год
План по самообразованию педагога Минахметовой Регины Анваровны на 2021-2025 учебный год...
План работы по самообразованию на 2021-2025 учебные года. «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План работы по самообразованию "Экологическое воспитание"...
Индивидуальный план профессионального развития 2021-2025
Эстетическое воспитание детей посредством коммуникативных игр...