Консультация для педагогов "Роль совместной продуктивной деятельности в дошкольном периоде"
консультация (старшая группа)
Совместная деятельность, в том числе и прдуктивная , доставляет детям радость и удовольствие . Труд на общую пользу вместе с тоарищами содействует развитию положительных черт характера, особенно формированию социальной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_3.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль совместной продуктивной деятельности в дошкольном периоде
Мы часто недооцениваем роль совместной деятельности в дошкольном возрасте. Совместная деятельность , в том числе и совместная продуктивная, всегда доставляет детям радость и удовольствие. Труд на общую пользу вместе с товарищами содействует развитию положительных черт характера, особенно формированию начал социальной активности. В литературе это понятие трактуется как проявление активности в ситуациях, возникающих в жизни коллектива и требующих согласования мнений, общих решений, выработки требований к каждому.
Из всех проявлений активности в условиях совместной продуктивной деятельности мы выделяем коммуникативную, т. е. активное общение, установление контактов, цель которых – качественное выполнение задания. Эта активность – при планировании общей работы, при распределении общего задания, при разрешении различных ситуаций, имеющих место в деятельности и требующих совместного решения и т.д., - выражается в высказывании своего мнения, в деятельном участии, в обсуждении коллективных замыслов, в предъявлении претензий тем, кто допускает ошибки.
Следует особо подчеркнуть: такая обстановка ставит ребенка в условия морального выбора поведения, он либо проявляет активное отношение к общему заданию – предлагает свое решение, поддерживает замысел сверстника, убеждает участников в справедливости своего решения, либо занимает позицию, либо участвует в разрешении конфликта на основе усвоенных моральных норм, или, наоборот, игнорирует их интересы и желания. Поэтому, говоря о коммуникативной активности, мы будем иметь в виду личностное образование . иными словами, образование, проявляющееся в условиях выбора поведения в обстановке, требующей согласования, когда ребенок обнаруживает такой стиль поведения, при котором он делает настойчивые попытки организовать себя и других на качественное выполнение и достижение требуемого результата.
Прямой зависимости между коммуникативной активностью в обстановке, требующей согласования, и наличием практических навыков и навыков сотрудничества нет . Навыки сотрудничества – умение договариваться, обращаться с вопросом, уточнять мнение сверстника- это еще не свидетельство активности, активного поведения. Следовательно, необходимо одновременно формировать и навыки сотрудничества и учить детей деятельному, активному участию в разрешении различных, возникающих в ходе деятельности вопросов.
Практика работы постоянно ставит перед педагогом много трудных вопросов, а объект воспитания – ребенок – отнюдь не пассивная личность. Это формирующаяся человеческая личность, которая усваивает информацию об окружающем избирательно, через призму своего, ранее приобретенного опыта. Полученные знания о моральных нормах общества не обязательно найдут адекватное преломление в его собственном поведении. Тому причин много, и среди них такие, как замкнутость, малая общительность, стремление к индивидуальному выполнению задания. Положение в группе сверстников – непризнание или малая популярность – еще одно препятствие. Если ребенок имеет слабые навыки, трудовые навыки сотрудничества, ему будет сложно распределять свое внимание на работу товарищей, быть в курсе происходящих событий. Он не знает, как обращаться к товарищам, как договариваться, как разрешать те или иные конфликты.
Одна из причин, которая препятствует проявлению коммуникативной активности, - отсутствие осознанного отношения к своей позиции в группе в группе сверстников при выполнении общего задания. Анализ поведения детей в обстановке, требующей согласования, показал: чаще всего низкий уровень проявления морально ценной коммуникативной активности зависит не от одной, а от целого ряда причин, вытекающих одна из другой. И задача педагога- внимательно, вдумчиво относиться к детскому коллективу.
Причина низкого уровня коммуникативной активности – и отсутствие специального внимания к согласованным действиям между детьми. Руководя продуктивной деятельностью детей, воспитатели порой не показывают способов активного поведения , не разъясняют, в чем заключается роль каждого участника. Свое внимание педагог в основном направляет на распределение обязанностей, на качественное выполнение работы, на ее результат. Разумеется, эти моменты руководства важны. Однако, чтобы чтобы побудить детей к активному участию в общем деле, необходимо так организовать их взаимоотношения, чтобы на конкретных примерах показывать истинную ценность человеческих поступков, важность активного участия в общем деле , справедливое решение возникающих конфликтов.
Да, чтобы воспитанники активно использовали морально оправданные способы разрешения конфликтных ситуаций, они неоднократно должны чувствовать необходимость их применения в различной обстановке.
Например, Соня всегда активно принимает участие в совместной деятельности, но невежливо обращается с товарищами, когда ей предлагают помощь. Ей на это воспитатель указывает, подчеркивает, что относиться так к товарищам неуважительно. Успех воспитательного эффекта пришлось ждать недолго. К девочке, когда она складывала игрушки в шкаф , присоединился Максим. Первое ее движение - оттолкнуть товарища, но, очевидно, вспомнив замечание педагога, она быстро справилась с собой, что осталось не замеченным. Выждав время, педагог, осматривая работу, заметила: « Вот сегодня ты успела вместе со всеми закончить работу. Хорошо, что Максим тебе помог. Молодец! Вместе трудиться всегда веселей и приятней.
Известное в педагогике правило – воспитывать на положительном примере – воспитатель применил правильно, вовремя.
Иногда бывает трудно понять причину того или иного поведения детей, того, что на первый взгляд кажется положительной коммуникативной активности.
Многочисленные наблюдения показывают: формирование положительной коммуникативной активности детей в совместной продуктивной деятельности требует от педагога:
- создание эмоционально – положительного отношения к деятельности. Необходимо разнообразить ее содержание , необходима атмосфере ожидания предстоящих дел на основе общественно – значимых мотивов,
- подбора работающих подгрупп на основе складывающихся дружеских взаимоотношений,
- обеспечение каждому воспитаннику успеха в результатах и во взаимоотношениях со сверстниками,
- дифференцированного подхода ко всем воспитанникам, по – разному проявляющим активность,
- постепенного усложнения способов организации воспитанников при выполнении общего задания.
На начальном этапе важно одно: подвести детей к осознанию необходимости договориться , распределить обязанности и материалы (договориться – это значит сказать, что ты думаешь и вместе решить , как сделать лучше); высказывать свое мнение ( в процессе труда думать не только о себе, но и о своих товарищах, помогать им, делать все, чтобы работа получилось), осознать собственную роль как роль активного участника общего дела . На конкретных примерах , которые возникают в ходе деятельности, показать, что следует работать хорошо и тго же требовать от товарищей, если они не правы, убедить их; если можешь помочь общему делу, сделай.
Педагог должен учить детей высказывать свое мнение , убеждать товарищей; организуя совместные поручения, учитывать возникающие ситуации, требующие согласования.. Иными словами, давая поручения детям, он нацеливает их на все задание, чтобы они сами решали, кто их них что будет делать.
Воспитатель присутствует в группе всегда и в случае необходимости включается в обсуждение возникающих вопросов. Такое поведение позволяет ему на конкретных примерах показывать детям способы активного поведения.
Один из приемов, который должен выполнять педагог, - словесный образец поступка в данной обстановке. Это совместное с детьми обсуждение различных вопросов. А такие приемы, как обсуждение активного поведения товарища, поощрение его активности, поможет подвести детей к осознанию пользы примерного поведения как для себя, так и для всех. Стремление к внешнему порядку, к тишине не должно заслонять главной задачи – воспитания у детей морально ценных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной продуктивной деятельности «Осенний лес»
Представлен конспект партнёрской деятельности детей на осеннюю тематику. Конспект совместной продуктивной деятельности«Осенний лес»Задачи:- закреплять представления детей об основных осенних приз...
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА "МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ПОДЕЛОК ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ"
Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей показала хорошее владение различными техническими навыками, как по рисованию, так и по моделированию с природным и бросовым материалом. Дет...
Совместная продуктивная деятельность "Вот зима кругом бело… Снеговик. Снежная крепость"
В работе представлен конспект совместной деятельности по созданию аппликации на зимнюю тематику. Использованы нетрадиционные техники....
Конспект совместной продуктивной деятельности вместе с детьми дошкольного возраста вне занятий «Поможем рыбке найти друзей»
Мыши кота Леопольда уронили аквариум. а кот успел спасти только одну рыбку. ей скучно, а значит ей нужны друзья. И кот предлагает нарисовать рыб по средствам не традиционной техники рисования (л...
Совместная продуктивная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов "Совместная трудовая деятельность в летний период"
Методические рекомендации по организации и проведению совместной трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста в летний период...
Картотека продуктивной деятельности на летний период (младший дошкольный возраст)
Картотека продуктивной деятельности на летний период (младший дошкольный возраст)...