Совместная продуктивная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Совместная продуктивная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста.
Совместная продуктивная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста.
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, со взрослыми…». В связи с этим продуктивная деятельность является эффективным средством всестороннего развития детей. Традиционно к продуктивной деятельности в детском саду относятся лепка, аппликация, рисование, конструирование, вышивание, собирание мозаик, создание различных поделок, макетов. От игры эти виды детской деятельности отличаются тем, что связаны с созданием какого-либо конечного продукта. Рисование, лепка, аппликация, конструирование - одни из самых больших удовольствий для ребенка. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении. Рисование - одно из любимых занятий детей, которое дает большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. В нашей совместной работе по рисованию мы используем в основном цветные карандаши, восковые мелки, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Малышам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, - глиной и пластилином, а также соленым тестом. Тематика также разнообразна, это связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет образовательные и воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений: дети знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. У детей развивается мускулатура руки, координация движений. Они учатся владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга, также учатся и правильному наклеиванию деталей, используя клей и кисточку. Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх. Мы, конечно, используем разные виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением детей планировать и контролировать его ход. Хочу также отметить, что продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Для того, чтобы нарисовать, слепить, выполнить аппликацию или конструкцию, предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, расположение частей, цвет. У детей также расширяются знания о многообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, разных величинах, многообразии оттенков цветов. Происходит и обогащение словаря, развивается речь детей, потому что в процессе анализа работ, в конце деятельности, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других ребят. При проведении занятий я всегда создаю благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Поощряю творческую, индивидуальную активность, фантазию каждого ребенка. В процессе продуктивной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания конечного продукта необходимо применить усилия, осуществить необходимые трудовые действия, овладеть определенными умениями. У детей развиваются мелкая моторика рук, мускулатура пальцев. Продуктивная деятельность оказывает позитивное влияние на эмоционально-личностное становление ребенка, дает возможность для творчества, формирует умение предвидеть будущий результат, развивает пространственно-образное мышление, даёт толчок мотивации к аккуратности. Развитие продуктивной деятельности детей определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием воспитания постепенно формируется направленность на получение результата. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребёнка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру. В силу возрастных особенностей интерес к продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют, трудно догадаться, что изобразил ребенок. Для того, чтобы у детей младшего возраста возникло желание выполнять учебное задание, желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, надо провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Важную роль играет и пример взрослого. Я всегда рисую, леплю, выполняю аппликацию на глазах у детей. Для изображения я подбираю наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у малышей эмоциональный отклик. Процесс создания изображения сопровождается словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами и движениями. Всегда стремлюсь научить ребенка действовать, помогаю на начальном этапе, а затем направляю его активность. После того, как основные навыки сформированы, и у детей появляется больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать им определенную свободу выбора вариантов в рисовании или при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало. Мои воспитанники любят, конечно, под руководством взрослого изготавливать книжки-малышки и тематические альбомы. А еще довольно часто мы выполняем коллективные работы, чаще аппликации или рисунки, которые используем как наглядный материал в непрерывной образовательной деятельности. Это повышает уровень интереса детей к самим занятиям, желание больше знать и уметь. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, инструментов и действий. В этом и кроется секрет нетрадиционных способов изобразительной деятельности, которая даёт огромную возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, выражать свои мысли в продуктивной деятельности. В нетрадиционной технике с младшими дошкольниками использую рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, пластилином; рисование по сырому листу; для поделок использую природный материал, ватные диски, макаронные изделия и другие материалы. Работая в нетрадиционной технике, могу отметить, что дети более активно включаются в работу, задают вопросы, интересуются. Применяя данную технику, вместо готового образца показываю способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами, это даёт толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности. Хочу отметить, что ценность тут заключается не в качестве продуктивной деятельности детей, а в том, что они получают радость от самого процесса, у них стимулируется положительная мотивация, они не утомляются. Появляется ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно-продуктивной деятельности. Важным фактором в образовательной деятельности вообще, и в продуктивной деятельности в частности, является взаимодействие с родителями детей. В родительском уголке помещаю различную информацию, провожу консультации, из которых родители могут почерпнуть для себя необходимые им знания, например, об особенностях изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, разнообразии художественных материалов, различных техниках рисования, ручном труде и других вопросах. Также наша группа активно участвует во всех выставках и конкурсах совместного творчества детей и взрослых нашего детского сада. Родители с детьми посещают эти выставки и помогают ребенку открывать мир прекрасного, созданного непосредственно при взаимодействии всех членов семьи Наш великий педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Творите и созидайте с вашими детьми. Творческих вам успехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему «Наш уголок природы».
Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, навыки бережного обращения с ней и понимание того, что человек и природа находятся в тесной взаимосвязи.Программные задачи: Расширять знания детей об услови...
Тетрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста.
Тетрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фальклёрного произведения и участия в игре, которая имее...
Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Формирование у детей социальных навыков посредством театрализованной деятельности при взаимодействии ДОУ и семьи....
Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
в статье раскрывается содержание проекта "Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ."...
Театрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста
консультация...
Театрализованная деятельность как средство развития речи младшего дошкольного возраста.
Презентация....
Театрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста
Младший возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личностного становления ребенка....