Сообщение "Преемственность в формировании коммуникативно-речевой компетентности детей..."
материал
Районный практический семинар МОУ СОШ №23
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Преемственность в формировании коммуникативно-речевой компетентности | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 26 «Василек»
140250 Московская область, Воскресенский р-н, пгт. Белоозёрский, ул.Молодёжная, д.38; тел./факс: 8(49644) 75-626; e-mail: MDOU_26_VASILEK@mail.ru
Сообщение
Преемственность в формировании коммуникативно-речевой
компетентности детей в контексте реализации
ФГОС
Подготовили: воспитатель
высшей квалификационной категории
Васильева Наталья Александровна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Кузьмина Елена Вячеславовна
Апрель 2017 г
Преемственность в формировании коммуникативно-речевой
компетентности детей в контексте реализации
ФГОС
Коммуникативно-речевая компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.
Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.
Именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативно-речевой компетентности ребёнка в ДОУ и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – актуальные задачи воспитательно-образовательного процесса.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .
Вопрос преемственности является важнейшей проблемой российского образования. Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что прежде всего необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования. Сегодня можно с ответственностью сказать, что ситуация во многом изменилась. Детские сады и школы пересматривают свою работу в направлении преемственности. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей.
Современные дети значительно отличаются от своих предшественников:
- Резко возросла информированность детей, которая не всегда положительно влияет на их нравственное развитие.
- Дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение и интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения, дети испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воспитания, прерывается канал духовно-нравственного воспитания.
Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать наших детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. В этом году в связи с юбилеем К.Чуковского в школе и в нашем детском саду во всех возрастных группах дети познакомились с творчеством К. Чуковского. Учитывая возрастные особенности дошкольников, педагоги использовали разнообразные формы работы:
- чтение литературного произведения;
- беседа о прочитанном;
- обсуждение литературного произведения;
- игры;
- продуктивная деятельность по мотивам прочитанного;
- изготовление книжек-самоделок
- конкурс чтецов
Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы детского сада и школы - организация совместных мероприятий. В рамках совместной работы учащиеся 1 класса «в» под руководством Марины Игоревны Божко подготовили и провели в детском саду №26 викторину по сказкам Чуковского. В дружеской обстановке дети легко входили в контакт друг с другом. Ясно и последовательно выражали свои мысли. Строили общение с учетом ситуации. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Основным направлением в нашем детском саду является художественно-эстетическое развитие. И здесь большое место занимает театрализованная деятельность.
Работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и о обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становится более выразительной, грамотной.
Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Сказки служат для детей первым уроком нравственности морали, по которым живут люди.
Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности.
В детском саду ребёнок овладевает разговорным стилем речи и подводится к умению произвольно и осознанно пользоваться монологической речью в разных видах деятельности. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.
Система обучения рассказыванию включает ряд разделов, предусматривающих овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах:
*воспроизведение прослушанного текста (пересказ);
*составление высказываний по демонстрируемому действию;
*составление рассказов-описаний;
*составление рассказов по сюжетным картинкам;
*составление рассказов по картине
*рассказывание с элементами творчества (по аналогии, на заданную тему и т.п.)
Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Составление рассказа по сюжетной картине наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. В нашей работе я и мои коллеги всё чаще используем методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.
В дошкольном возрасте в основном преобладает устная речь, поэтому и развиваются такие умения, как слушание и говорение, некоторые навыки чтения.
В школе появляются письмо и беглое чтение, т.е. развиваются графические и орфографические умения. Педагоги внимательно относятся к продолжению работы над произвольностью и осознанностью устной речи, которая является условием развития речи письменной. Начиная с первого класса, ребёнок использует язык как средство познания во всех формах учебной деятельности.
Проблема формирования осознания явлений языка и речи, которую мы рассматривали по отношению к детям дошкольного возраста, продолжается и в начальной школе, для того чтобы у ребёнка формировалось понимание системы закономерностей развития языка. При этом стержнем формирования языковой способности должен быть семантический компонент, который мы рассматриваем как важное условие становления всех сторон речи.
Таким образом, главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Это создаёт предпосылки для успешного обучения в школе, для дальнейшего совершенствования устной речи, обучения письму и чтению, для того, чтобы речь действительно стала не только средством общения, но и средством познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего дошкольного возраста с нарушениями зрения
В статье представлен опыт работы и методические рекомендации организации занятий (игровых сенсов) по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего возраста с нарушениями зрения....
Формирование коммуникативно – речевых навыков детей 4- 5 лет в процессе музыкальной деятельности.
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Актуальность этой темы возрастает в современных условиях введения ФГОС, где перед педагогами ставится...
Формирование коммуникативно-речевой активности у детей с ОНР
Коммуникативно-речевая активность – свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех коммуникативных возмож...
Сообщение на Всероссийской научно-практической конференции «Преемственность в формировании коммуникативно-речевой компетентности детей в контексте реализации ФГОС».
В сообщении раскрывается значение коммуникативного развития детей дошкольного возраста, рассматриваются направления работы различных видов деятельности для успешного развития коммуникативных навыков, ...
Рабочая тетрадь по формированию коммуникативно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной рабочей тетради собраны задания для формирования комуникативных, эмоциональных и речевых навыков....
Формирование коммуникативно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра - это расстройство развития, которое характеризуется глубоким нарушением коммуникативных навыков. Плохие коммуникативные навыки являются серьезной проблемой, ...
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (МИНИ-РЕФЕРАТ)
Коммуникативные способности - это умение и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность, а значит, коммуникативные способности можно и нужно развивать. Одним из эффективных мето...