Формирование коммуникативно – речевых навыков детей 4- 5 лет в процессе музыкальной деятельности.
консультация по развитию речи на тему
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Актуальность этой темы возрастает в современных условиях введения ФГОС, где перед педагогами ставится задача воспитания человека думающего, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, положительно относящегося к себе и к другим, обладающего чувством собственного достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativno.docx | 81.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад
Формирование коммуникативно – речевых навыков детей 4- 5 лет в процессе музыкальной деятельности.
Подготовила музыкальный руководитель МАДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида № 72» Нижнекамского муниципального района РТ
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Актуальность этой темы возрастает в современных условиях введения ФГОС, где перед педагогами ставится задача воспитания человека думающего, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, положительно относящегося к себе и к другим, обладающего чувством собственного достоинства.
В психолого-педагогической литературе отражены взгляды отечественных и зарубежных психологов, раскрывающие сущность и особенности общения детей дошкольного возраста. Концептуальные основы проблем общения разработаны Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьевым, М.И.Лисиной, Г.М.Андреевой, Ж. Пиаже и другими отечественными и зарубежными психологами. Центральное место среди научных источников занимает концепция общения, созданная М.И.Лисиной. Согласно данной концепции, установлено, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребёнка взрослыми и три формы общения со сверстниками.
Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Дети осознанно учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Четырех – пяти летние дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляется зависть, ревность, обида - это возрастные особенности пятилеток.
Вместе с тем, многие педагоги и психологи считают, что музыкальная деятельность имеет возможность влияния на сферу общения ребёнка. С помощью музыкального воздействия можно сгладить негативные эмоциональные состояния и проявления, усилить положительное отношение к окружающим. Исходя из этого, музыка – это коммуникативный процесс передачи субъективных состояний и эмоций, переживаний и опыта общения, культуры и культурных ценностей и, в то же время, процесс творчества и созидания. В связи с этим, подробно изучив научную и методическую литературу, размышляя над вопросом развития креативно мыслящей, готовой, к различному сотрудничеству и взаимодействию личности, пришла к выводу, что музыкальная деятельность оказывает большое влияние на коммуникативное и коммуникативно – речевое развитие ребенка.
Во-первых, об этом свидетельствует интонационное единство музыки и речи, обеспечивающее возможность развития коммуникативно-речевых умений и навыков психоэмоционального раскрепощения детей в процессе музыкального воспитания. Во-вторых, игровые приемы, (музыкальные игры, инсценировки песен, элементы театрализации) понятны и близки детям, располагают к высокой активности в данном виде деятельности. В-третьих, неоспоримо терапевтическое влияние музыки, которое помогает стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, располагает его к позитивному общению.
Однако, данное направление, а именно коммуникативно - речевое развитие в процессе музыкального воспитания, не слишком широко представлено как в научных разработках, так и в методических практических рекомендациях (Е.В. Рыбак, А.И, Буренина М.Ю. Картушина), поэтому представляет для меня наибольший интерес, являясь стимулом для творческого поиска и самореализации.
Используя современные методические пособия и технологии: «С музыкой растем, играем и поем» И. Меньших; «Воспитание звуком» Т.А. Рокитянской; «Ум на кончиках пальцев» О.Новиковской; «100 музыкальных игр для развития дошкольников»; «Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет» М.Ю.Картушиной; «Коммуникативные игры» А.И.Бурениной, а так же собственные разработки, составила рабочую программу, включающую в себя перспективный план по музыкальному воспитанию и коммуникативно – речевому развитию.
Направления работы и инновационные технологии
Вся деятельность построена на игровых приемах, сюрпризных моментах, создающих благоприятную среду для осуществления активной речевой и художестенно – творческой деятельности детей среднего возраста.
Особенность данной работы в том, что разнообразная музыкальная деятельность является средством коммуникативно – речевого и социального развития детей. В связи с этим, на музыкальных занятиях, в качестве доминирующей выступает вокальная деятельность, развивающая общий для пения и речи орган – голосовой аппарат. С этой целью, осваиваем с детьми различные музыкально – артикуляционные упражнения: «Наш веселый язычок», «Кусаем, жуем, шинкуем».
Активно использую игры со звуками, которые очень нравятся детям, они просто обожают наделять звуки различным настроением, характером. Например, работа над звуком Р выполняется так: распевается на неопределенной высоте с падающей интонацией звук Р и одновременно руками изображаем как будто от нас откатывается волна. Звук С – представляем себя воздушным шариком и начинаем сдуваться, постепенно наша фигура начинает напоминать букву С. Звук А – открытый, радостный, О – внутренний, обволакивающий. Такие игры работают в трех направлениях – происходит закрепление произношения звука и распознавание его в речи, расширяется диапазон голоса ребенка, создается образное представление всего звучащего.
Дети с удовольствием пропевают легкие артикуляционные песенки, при каждом последующем повторе немного ускоряя темп. Стараются, чтобы «язычок не споткнулся». Такой прием способствует выработке четкой дикции. На всех музыкальных занятиях применяются музыкальные упражнения с элементами прсихогимнастики, где специально подобранная музыка усиливает или сглаживает эмоциональные состояния.
Умение сопереживать, способность поставить себя на место другого, является важным моментом в развитии коммуникативных способностей. Для развития у детей внимания к эмоциональному состоянию собеседника, каждое музыкальное занятие начинаем с приветствия, пропетого с разным настроением (радость, удивление, грусть). Игровые упражнения «Развесели грустного медвежонка», «Заинька стесняется», побуждают детей к качественному исполнению знакомых танцев, песен, учат доброжелательности и вниманию к тону речи.
Для расширения коммуникативного опыта и эмоциональной сферы дошкольников, мною подобраны музыкальные произведения с коммуникативной направленностью. Например, пьеса Г. Свиридова «Упрямец», в которой музыкальные интонации очень похожи на речевые – диалог мамы с непослушным сыном. Дети среднего возраста с удовольствием вслушиваются в близкие, понятные интонации. Активно включаются в обсуждение, высказывают свое мнение. Ласковые интонации пьесы «Мама и папа разговаривают», закрепляют понятия о тембре звука, создают положительный настрой, и воспитывают уважительное отношение к собеседнику. Таким образом, выразительная, близкая пониманию музыка побуждает моих воспитанников думать, рассуждать, тем самым активизируя речь за счет обогащения словаря.
Пластические этюды, имитационные упражнения, элементы театрализации используемые мною на занятиях, раскрепощают детей и дают возможность продемонстрировать коммуникативные навыки.
Работа по программе коммуникативно - речевого развития в процессе музыкальной деятельности велась в средней группе № 11. Диагностический срез показал, что уровень общего речевого развития детей группы №11 выше на 12 % чем в параллельной группе № 12, где работа ведется по основной программе. Высокий и хороший показатели уровня музыкального развития детей, по итогам мониторинга в группе № 11 составил 85%, что на 10% выше, чем в группе № 12. Таким образом, анализ полученных индивидуальных диагностических данных за 2012/2013 учебный год позволил выявить качественное своеобразие развивающей работы.
Еще один немаловажный показатель преимущества развивающей программы в том, что дети в процессе обучения приобрели навыки коммуникативного взаимодействия, свободно общаются со взрослыми, не конфликтуют со сверстниками, раскованно чувствуют себя во время выступления на утренниках.
Результатом моей педагогической деятельности стали выступления детей на городских мероприятиях. Впервые, дети средней группы №11 были участниками пролога фестиваля детского творчества среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города (май 2013года). Участвовали в приветствии на Конференции работников дошкольных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района (сентябрь 2013); Принимали участие в музыкально – театрализованном приветствии победителей акции «Зеленая волна» на еженедельном совещании главы Нижнекамского муниципального района «Деловой понедельник» (октябрь 2013). Мои воспитанники были ведущими городского концерта, посвященного празднованию 8 марта (март 2014).
Подводя итог выше сказанного, следует отметить, что в процессе развивающего взаимодействия с детьми, я добилась значительных результатов в повышении активности и уровня общения дошкольников. Безусловно, данное развивающее обучение формирует в моих воспитанниках уверенность, инициативность, самостоятельность, способствует формированию творческих способностей. Глубоко убеждена в том, что все эти качества будут способствовать успешному обучению детей в школе, и помогут в дальнейшем утвердиться во взрослой жизни.
Список литературы:
1.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.: Академия, 1997.
2.Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль.: Академия развития, 2005.
3.Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.: Просвещение, 1965.
4.Беженова М. А. Развитие речи дошкольников. Днепропетровск: Сталкер, 2000.
5.Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981.
6.Буланов В. Г. Диагностика вокального развития /Материалы семинара хормейстеров и вокалистов. Екатеринбург.1994.
7. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Речь, 2002.
8. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.– М.:Просвещение,1989.
9. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992.
10. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2005.
11. Гончарова О.В. Современные подходы к созданию программного обеспечения музыкального развития дошкольников. – Волгоград: Перемена, 2010.
12. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М.: Просвещение, 1993.
13. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998.
14. Каплунова И.М. Новоскольцева И.А.Ладушки: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПб.: Композитор, 2000.
15. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. М.: Педагогика, 2005.
16. Лисина М.Ю. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
17. Манакова И. П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. Урал, гос. пед ин-т. Свердловск,1991.
18. Меньших И.В. С музыкой растем, играем и поем сборник игр для детей дошкольного возраста Ростов–на - Дону.: Феникс, 2011.
19. Е. М. Пекерская. Вокальный букварь М.: Педагогика, 1996.
20. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет. - Ярославль: Академия развития, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего возраста в процессе совместной деятельности
Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь людям, и в отсутствии её - причина многих бед. Это акт...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе по формированию коммуникативно-речевых навыков детей ОВЗ. Тема: Вслед за волшебным клубочком (по лексической теме «Одежда»)
Аннотация: ФГОС дошкольного образования направлено на решение задач:-развитие связной монологической речи;-развитие общения и взаимодействия ребёнка со ...
Доклад ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе раскрывается тема влияния музыкальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Описано влияние видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыка...
«Использование компьютерных игр при формировании предпосылок УУД у детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационн...
Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...
Рабочая тетрадь по формированию коммуникативно-речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной рабочей тетради собраны задания для формирования комуникативных, эмоциональных и речевых навыков....