Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего дошкольного возраста с нарушениями зрения
статья по теме

Дорошенко Оксана Викторовна

В статье представлен опыт работы и методические рекомендации организации занятий (игровых сенсов) по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего возраста с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорошенко О.В.,

к.пед.н., доцент кафедры специального

дефектологического образования

НОУ ВПО «РосНОУ»,

учитель-логопед ГБОУ гимназия 1596

 (дошкольное отделение 1889) ЗАО г. Москвы

Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых

способностей детей раннего дошкольного возраста с нарушениями зрения

На современном этапе развития науки и практики одним из основных направлений модернизации специального образования является ранняя предупреждающая помощь детям на основе своевременного выявления нарушений в развитии (Н.Н. Малофеев, 2007). Это обусловлено возрастающей ценностью раннего возраста как сензитивного периода для становления познавательных процессов и личности ребенка в целом.

В настоящее время открыты новые формы дошкольного образования: службы ранней помощи при детских садах компенсирующего вида и центры игровой поддержки ребенка при детских садах общеразвивающего вида, воспитанниками которых являются дети раннего возраста (с 1 года до 3 лет). Родители вместе с детьми посещают подгрупповые игровых сеансы от 1 до 4 раз в неделю, на которых осуществляется сенсорное, познавательное, музыкальное, физическое и эстетическое развитие детей.

Проблема формирования речи у детей раннего возраста является предметом исследования известных ученых в области общей и специальной педагогики. Это исследования Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской, 2003, Л.П. Носковой, Л.А. Головчиц, 2007 – при нарушениях слуха, Е.Ф. Архиповой, 2006, О.Г. Приходько, 2003 – при нарушениях опорно-двигательного аппарата, О.С. Никольской, 2003 – при нарушениях эмоционально-волевой сферы, Е.А. Стребелевой, 1998 – при интеллектуальной недостаточности, Ю.А. Разенквой, 2004 – в условиях социальной депривации и др. В логопедии значительный вклад в изучение этой проблемы внесли исследования Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, Н.С. Жуковой, Г.В. Чиркиной, О.Е. Громовой, Е.В. Шереметьева и др. По данным выше перечисленных авторов основными показателями речевого дизонтогенеза у детей раннего возраста в соотнесении с нормальным речевым онтогенезом являются: недостаточная сформированность начального детского лексикона (О.Е. Громова); позднее появление фразы (Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Н.С. Жукова); особенности коммуникативно-деятельностной сферы и ее операционных компонентов (Е.В. Шерметьева, Г.В. Чиркина).

Раннее речевое развитие детей с нарушениями зрения изучено недостаточно. В научных исследованиях Л.С. Волковой, Н.С. Костючек, Т.П. Свиридюк, И.В. Новичковой, Л.И. Плаксиной, И.В. Югановой, С.М. Хорош, М. Брамбринг и др. были четко показаны следующие положения: речевое развитие детей со зрительной патологией происходит замедленно, но по тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся сверстников; состояние речи напрямую не зависит от степени тяжести нарушения зрения; речь формируется по подражанию, т.е. основное значение на этапе раннего развития ребенка играет социально-речевая среда ребенка; накладываясь на зрительную патологию, нарушения речи обуславливают снижение познавательной активности детей, что становится причиной негативного отношения детей к обучению и воспитанию, а в дальнейшем затрудняют овладение ими учебного материала.

Таким образом, основная задача педагога при работе с детьми раннего возраста, в частности с нарушениями зрения, – выявить причину речевого дизонтогенеза и определить эффективные пути пропедевтического и коррекционного воздействия.

В настоящее время у детей со зрительным дефектом значительно чаще стали встречаться речевые нарушения, которые проявляются в самых различных формах: от единичных нарушений звукопроизношения до сложных речевых расстройств.

В этой связи формирование коммуникативно-речевых способностей детей раннего возраста на современном этапе оказывается достаточно актуальной.

Раннее речевое развитие детей в условиях дошкольного учреждения реализуется в двух направлениях: во-первых, своевременное выявление и профилактика недостатков речи, что предупреждает возможных трудностей в процессе обучения и воспитания; во-вторых, коррекция уже имеющихся речевых нарушений.

Преодоление недоразвития речи у детей осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает учет следующих принципов: раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; развитие речи с опорой на закономерности становления детской речи в норме (по А.Н. Гвоздеву, 1961; С.Н. Цейтлин, 2000 и др.); индивидуально-дифференцированный подход к детям в процессе логопедической работе, т.е. учет их структуры дефекта, потенциальных возможностей и способностей; личностно-ориентированное логопедическое воздействие на детей, т.е. учет интересов каждого ребенка, формирование речевого этикета, обучение способам вербального и невербального взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; взаимосвязь формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка; связь речи с другими сторонами психического развития и др.

Основными причинами отставания в речевом развитии детей являются: незрелость перцептивных основ различной модальности; ограниченность общения взрослых с ребенком в период предречевого и начального речевого становления.

На начальном этапе формирования коммуникативно-речевых способностей детей необходимо четко определить состояние их речевых и слуховых возможностей. Это осуществляет логопед (специалист, занимающийся проблемами коррекции и развития речи) в процессе сотрудничества с родителями детей.

Наиболее эффективные формы организации занятий с детьми раннего возраста: интегрированные подгрупповые логоритмические занятия; индивидуальные занятия; консультации для родителей (индивидуальные и групповые).

Основной прием работы – это организация обращенной к ребенку речи с использованием его слухового и зрительного внимания.

Требования к речи взрослого при общении с ребенком раннего возраста:

  1. ограничение вербальной инструкции взрослого до 2 – 3 слов (7 – 8 слогов);
  2. выдерживание паузы до 5 сек. после предъявления инструкции и в случае невыполнения повторение ее в первоначальном варианте;
  3. обязательное наличие в инструкции опорного элемента для ее понимания ребенком (хорошо знакомое слово ребенку, указательный жест, мелодекламирование инструкции: пропевание, утрированное интонирование с выделением ударного слога, музыкальное сопровождение речевой инструкции).

Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития у детей раннего возраста включает следующие разделы:

I. Развитие интонации, мелодики, ритма. Данное направление логопедической работы реализовывается в два этапа:

  1.  развитие интонации и мелодики: а) восприятие речи посредством пропевания песен-потешек в музыкальном сопровождении и без него, ритмизованной речи; б) воспроизведение речи посредством сопряженного пропевания слов (совместно со взрослым), фразы вслед за взрослым (отраженно); голосовое модулирование ребенком: пение гласных звуков, слогов (плавно, слитно, с нарастанием и спадом интенсивности, с изменением высоты звучания), подкрепляемое соответствующим движением ведущей руки; протягивание звонких согласных с нарастанием интенсивности голоса;
  2.  развитие чувства ритма слова, фразы: этот раздел работы строится с учетом онтогенетической последовательности: от двусложных слов с выделением первого ударного слога к двусложным словам со вторым ударным слогов. Приемы работы: прохлопывание, пропрыгивание, простукивание ритма слова совместно со взрослым; аккордово-мелодическое сопровождение ритма речи, с помощью которого ребенок самостоятельно прохлопывает, простукивает ритм слова, фразы.

II. Формирование фонематического восприятия.

Речевая работа по этому разделу строится в следующей последовательности: развитие слухового внимания к неречевым звукам и месту их локализации; дифференциация неречевых звуков через их соотнесение с реальным объектом или сюжетным героем; дифференциация звукоподражаний через их соотнесение с сюжетными героями; дифференциация существительных, сходных по фонетическому оформлению и отличающихся одним-двумя звуками.

III. Формирование артикуляционного праксиса (развитие артикуляционной моторики, стимуляция произвольного артикулирования). Основной прием работы – имитация акта жевания, который включает в себя координированные движения мышц рта и глотки, а также элементы логопедического массажа (массаж зубной щеткой, губной захват соломинок с уменьшением диаметра, стимуляция движений языка вперед, вверх, в стороны и т.п.).

Особую роль в пропедевтическом этапе речевого развития детей раннего возраста играют родители. Их задача – выполнять все рекомендации и организовывать коррекционно-развивающую среду дома, а также систематически посещать занятия с их детьми и консультации логопеда.

Структура занятия-консультации состоит из 4-х частей: 1 часть – просмотр видеозаписи интегрированного логоритмического занятия; 2 часть – разъяснение основных методов и приемов, используемых с их детьми (цель, задачи, содержание, технология организации и проведения в домашних условиях); 3 часть – консультирование по различным аспектам речевого онтогенеза в соответствии с разработанным планом; 4 часть – свободный обмен мнениями по поводу достижений или трудностей отдельных детей, с подробным комментарием педагога.

В результате представленной системы работы удается минимизировать отклонения в речевом развитии детей раннего возраста и предупредить возникновение тяжелых форм речевого недоразвития в более позднем возраста (дошкольном и младшем школьном), основными задачами которого является формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха и восприятия); практическое усвоение семантического и грамматического компонента речи.

Литература:

  1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 222с.
  2. Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2003. – № 4. – С.7 – 11.
  3. Шереметьева, Е.В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития у детей раннего возраста / Е.В. Шереметьева // Дефектология. – 2007. – № 2. – С.77 – 85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА" И "ЗДОРОВЬЕ"»

Презентация и доклад для музыкальных руководителей по теме " «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗ...

Итоговое интегрированное занятие по теме: "Весна" для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Комплексное интегрироанное занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи, составлено совместно с учителями логопедом и дефектологом, а также с воспитателями. Занятие по з...

Формирование мимики у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной работе рассматривается проблема формирования мимики у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Выделены особенности мимики детей среднего дошкольного возраста с нарушениями з...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме "Поварята" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Аннотация:   Данное занятие по развитию предметных представлений, восприятию сенсорных эталонов и развитию зрительно-моторной координации было разработано и апробировано с детьми с амблиопие...

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие по обучению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме:"Жизнь диких животных Южного Урала в зимний период".

1).Коррекционная педагогика.Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Практическое применение методических материалов Савенкова А.И.по теме:...

Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием информационно - коммуникационных технологий

Цель исследования – теоретическое обоснование и проверка на практике результативности использования информационно-коммуникационных технологий в формировании звукопроизношения у детей старшего до...

Лэпбук, как средство подготовки детей раннего дошкольного возраста с нарушением зрения к аппаратному лечению.

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук  оз...