ПРОГРАММА Летнего оздоровительного отдыха детей 3-5 лет. «Весёлое творческое лето!»
рабочая программа (средняя группа)
Программа Летнего оздоровительного отдыха детей среднего дошкольного возраста «Весёлое творческое лето!!» разработана на основе Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 29», с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 год. Общий объем программы рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования.
В основу программы "Весёлое творческое лето!»" легла идея популяризации театрального искусства России, а также культурного, творческого, интеллектуального развития личности через погружение ребенка в мир театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letnyaya_programma.docx | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»
ПРОГРАММА
Летнего оздоровительного отдыха детей 3-5 лет.
«Весёлое творческое лето!»
Составитель: Н.В. Гордейчук, воспитатель
г. Биробиджан, 2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация ………………………………………………………………………………………………………………………………….. 2 стр.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………………………. 3-6 стр.
1.2 Планируемые результаты освоения……………………………………………………………………………………………………. 6-7 стр.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы с детьми при организации театрализованной деятельности…………………… 7-8 стр.
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников……………………………………………. 8-9 стр.
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы……………………………………………………………………………. 9 стр.
2.4 Календарно тематическое планирование на летний период в средней группе………………………………………………........... 10-32 стр.
3.Организационный раздел
3.1 Организация и оформление развивающей предметно - пространственной среды………………………………………………….. 33 стр.
3.2 Материально-техническая база………………………………………………………………………………………………………… 33 стр.
3.3 Сведения об обеспечении образовательного процесса информационными ресурсами и материально-техническом оснащении...33 стр.
Используемая литература………………………………………………………………………………………………………………… 34 стр.
Аннотация
Программа Летнего оздоровительного отдыха детей среднего дошкольного возраста «Весёлое творческое лето!!» разработана на основе Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 29», с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014 год. Общий объем программы рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования.
В основу программы "Весёлое творческое лето!»" легла идея популяризации театрального искусства России, а также культурного, творческого, интеллектуального развития личности через погружение ребенка в мир театра.
Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация театрализованной деятельности. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Программа воспитывает детей, развивает их фантазию, учить сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Учитывая увеличение числа замкнутых и неуверенных в себе детей, назрела необходимость оказания помощи в преодолении неуверенности, обучению общения со сверстниками и взрослыми. В процессе театральной деятельности решаются психологические проблемы ребенка, находится решение выхода из тупиковой ситуации на примере образных персонажей. Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Нормативные сроки освоения летней оздоровительной программы. Программу возможно реализовать в течении летнего периода, для детей 3-5 лет.
Программа способствует сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ в летний период. Большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, это оказывает положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста с учётом их физического развития и индивидуальных особенностей, учитывает интересы и потребности детей.
Материалы программы будут интересны для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Воспитатели могут использовать перспективное планирование на летний период для детей второй младшей и средней группы.
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Лето для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.
Работа в ДОУ в летний период должна быть организована так, чтобы дети провели его с радостью и удовольствием и получили заряд бодрости и здоровья. Немаловажным является то, что основную часть времени дети находятся на воздухе. Увеличение времени на свежем воздухе даст возможность для формирования здорового образа, повышения двигательной активности. Участие в развлечениях, театрализованных представлениях, обогатят знания детей новыми впечатлениями, будут способствовать развитию творческих способностей, сформируют коммуникативные навыки.
И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.
Направленность программы
Программа имеет художественную направленность. Данная программа направлена на художественно - эстетическое развитие детей средствами театрально-игровой деятельности.
- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является художественно -эстетическое развитие ребенка.
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
- Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей дошкольного возраста.
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
- Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра в театр.
- Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей,
2) самостоятельную деятельность детей.
Важнейшим условием эффективности программы является определение ее ценностных ориентиров.
Новизна программы
Как правило, все дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ.
Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Мы хотим научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать.
Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства.
Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную.
Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим.
В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Актуальность программы
Современное общество нуждается в творческих личностях, способных создавать новые интересные идеи, воплощенные в разнообразной продуктивной деятельности. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее.
Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый банк жизненных ситуаций. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него имелись. Программа «Весёлое творческое лето!» способствует развитию творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться их в летний период.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Программа направлена на то, чтобы через театрализованную деятельность приобщить детей к творчеству, создать эмоционально-благополучную среду всестороннего развития личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности.
Педагогическая целесообразность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения.
Составление программы основывалось на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Программой предусмотрено:
* Просмотр кукольных театров и беседа по ним.
* Игры – драматизации.
* Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировка.
* Упражнения на формирования выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
* Упражнение по социально – эмоциональному развитию детей.
Цель программы:
- Общее оздоровление и укрепление детского организма, развитие осознанного отношения к своему здоровью, формирование потребности в здоровом образе жизни.
- Воспитание и развитие творческого потенциала детей через погружение ребенка в мир театра, дать возможность каждому ребёнку проявить себя, творчески раскрыться.
Задачи:
Оздоровительные:
* Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни.
* Расширять представление детей о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
* Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей через использование природных факторов: воздуха, солнца, воды.
* Побуждать детей сознательно относится к собственному здоровью.
* Формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности.
* Развивать двигательные умения и навыки и детей, способствующие укреплению здоровья.
Образовательные:
* Развивать у детей способность к творчеству.
* Совершенствовать артистические навыки детей.
* Формировать эстетический вкус, фантазию и творческое мышление.
* Расширять знания детей о различных видах театра, о театральных профессиях.
Развивающие:
* Развивать у детей монологическую и диалогическую речь, обогащение словаря, овладение выразительными средствами общения.
* Развивать у детей интерес к театральной игровой деятельности, активное восприятие слова и музыки.
* Развивать желание выступать перед родителями, сверстниками, детьми младших групп и сотрудниками детского сада.
* Развивать творческие способности детей с учетом их индивидуальных особенностей, сохранять и поддержать индивидуальность каждого ребенка.
* Развивать познавательный процесс, формировать навыки экспериментирования.
Воспитательные:
* Воспитывать эмоционального, чуткого, уравновешенного человека.
* Прививать детям культуру безопасного поведения, улучшение взаимоотношений между детьми и близкими.
* Прививать любовь к труду.
* Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе на основе сотрудничества.
Участниками программы являются:
воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, сотрудники ДОУ
1.2 Планируемые результаты освоения:
По окончанию работы летней оздоровительной площадки нами предполагаются следующие результаты:
* Укрепится здоровье детей, разовьются двигательные и психические способности.
* Повысится работоспособность детского организма, через различные формы закаливания.
* Разовьется у детей познавательная активность, коммуникативные навыки, творческие способности (интонационное
проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации).
* Разовьются коммуникативные навыки в различных ситуациях: с педагогами, сверстниками, родителями и другими людьми.
* Обогатится активный словарь, разовьётся связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.
* Сформируются элементарные представления о видах театра, о театральных профессиях.
* Усовершенствуются исполнительские умения детей в создании художественного образа.
* Дети смогут свободно отражать в рисунке видения своего мира— доступными для них художественными средствами.
* Сформируется чувство уверенности в себе, повыситься самооценка, ответственность за успех спектакля.
* Дети приобщатся к наблюдению за действительностью, расширят знания и умение видеть мир своими глазами.
Формы
Деятельность проводится в форме игры:
* Игровые упражнения.
* Этюды.
* Игра-драматизация.
* Сюжетно-ролевая игра.
Формы подведения итогов:
- Театрализованные представления.
- Досуги.
- Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
∙ метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
∙ метод театрализации (костюмирование, спектакли, сценки и т.д. );
∙ метод состязательности (распространяется на все сферы спортивной, творческой деятельности);
∙ метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Приемы:
- Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
- Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)
- Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам)
- Содержательный раздел
- Содержание психолого-педагогической работы с детьми при организации театрализованной деятельности.
Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.
Направление «Познавательное развитие»:
- Развитие разносторонних представлений о действительности.
- Наблюдение за явлениями природы, поведением животных.
- Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы, развитие памяти.
- Обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Направление «Социально-коммуникативное развитие»:
- Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности.
- Воспитание культуры познания взрослых и детей.
- Воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
- Развитие эмоций.
Направление «Речевое развитие»:
- Содействие развитию монологической и диалогической речи.
- Обогащение словаря.
- Образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов.
- Овладение выразительными средствами общения.
Направление «Художественно-эстетическое развитие»:
- Приобщение к высокохудожественной литературе.
- Развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа.
- Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
- Создание выразительного художественного образа.
- Развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата.
Направление «Физическое развитие»:
* Согласование действий и сопровождающей их речи.
* Развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа.
* Поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Формы взаимодействия взрослых и детей разнообразны, индивидуальны, подвижны, комфортны и интересны.
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах организации летнего отдыха детей. Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.
- Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Совместная деятельность взрослых и детей носит развивающий характер, общение вне дома обогащает мир взаимоотношений ребенка и мамы, папы, бабушки. Взрослые имеют уникальную возможность посмотреть на своего малыша со стороны, увидеть те стороны его личности, которые в повседневном обиходе не раскрываются, или раскрываются крайне редко.
Проведение профилактических, закаливающих, оздоровительных и воспитательных мероприятий с детьми в летний период осуществляется в режиме дня при организации совместной деятельности, прогулки, самостоятельной деятельности и реализуются через организацию различных видов детской деятельности и их интеграции и использованием разнообразных форм и методов работы.
Приоритетные виды детской деятельности - физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая (соответственно планируются все виды детской деятельности, кроме - занятий).
Организация режима дня проводится с учетом теплого периода года и определена для средней возрастной группы. Воспитательно-образовательная работа осуществляется в рамках каникулярного времени согласно годового календарного графика, планируются спортивные развлечения, досуги и спектакли, мероприятия художественно - эстетического цикла.
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Все виды деятельности ребенка в детском саду осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности:
— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке, в театральном уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
2.4 Календарно тематическое планирование на летний период с детьми 3-5 лет.
- Организационный раздел
3.1 Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды.
Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.
В театральном уголке располагаются:
- различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.);
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов,
маски);
- атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).
3.2 Материально-техническая база
Направления развития | Помещения и их оснащение |
Социально - коммуникативное развитие | Игровой центр в группе Театральный уголок Книжный уголок Уголок ИЗО |
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальный зал: |
3.3 Сведения об обеспечении образовательного процесса информационными ресурсами и материально-техническом оснащении
№ Наименование | Название оборудования |
1 Технические средства | Музыкальный центр, ноутбук, телевизор. |
2 Информационные ресурсы | Учебно- наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками, интернет-ресурсы. |
Используемая литература:
1. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.:, 2011.
2. Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
3. Киселёва Л.С., Лагода Т.С., Данилина Т. А., Зуйкова М. Б. "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения", пособие для практических работников ДОУ/Авт. -3-е изд., испр. и доп. -М. :АРКТИ, 2005
4. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
6. Мирясова В. И. Занимательные игры-задания в детском саду.
7. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
8. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /. М.: ТЦ Сфера, 2009.
9. Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Научный руководитель Ю.А.Лебедев. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 – 5 лет / Под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
11. "Проектная деятельность в детском саду: родители и дети"-М. : Школьная Пресса, 2010
Электронно-образовательные ресурсы
http://window.edu.ru/catalog/resources?p_str=театрализованная+деятельность
Сайт для детей и взрослых http://detsad-kitty.ru/index.php?do=search
Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/page/poisk-po-saitu
Международный образовательный портал http://www.maam.ru
Сайт для воспитателей http://dohcolonoc.ru
Сайт для воспитателей http://vospitateljam.ru/?s=театрализованная+деятельность&x=0&y=0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект летнего оздоровительного отдыха "Здравствуй,лето!"
Учитывая, что в летний период дошкольники максимальное количество времени проводят на ...
Программа летне-оздоровительной работы с воспитанниками "Лето, лето к нам пришло!"
Программа летне-оздоровительной работы с воспитанниками дошкольного отделения «Сорочата» МБОУ «СШ №40» на 2014-2015 учебный год...
Программа летнего оздоровительного лагеря для детей дошкольного возраста "Здравствуй, лето!"
Программа «Здравствуй, лето!» - это претворение в жизнь идеи отдыха в оздоровительном лагере в не менее интересный и полезный отдых детей в условиях поселка в рамках работы де...
Перспективное планирование летнего оздоровительного отдыха детей старшего дошкольного возраста.
программа летнего оздоровительного отдыха детей старшего возраста...
Проект по организации летнего оздоровительного отдыха детей разновозрастной логопедической группы.
Цель проекта:Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического,психического и социального здоровья воспитанников МБДОУ в летний период....
ПРОЕКТ По организации летнего оздоровительного отдыха детей старшей группы А
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей....
ПРОЕКТ По организации летнего оздоровительного отдыха детей подготовительной группы «Капелька»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.Поэ...