мастер-класс для педагогов и родителей "Весёлая наука для детей"
опыты и эксперименты
мастер-класс для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_vesyolaya_nauka_dlya_detey.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию "Весёлая наука для детей".
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми.
Задачи:
- Актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;
- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно - образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.
-Продемонстрировать современные приёмы, формы организации детского экспериментирования в условиях детского сада и дома.
-Развивать творческие способности участников мастер-класса.
-Активизировать самостоятельную работу.
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ, родители.
Содержание
1. Приветствие. Введение в тему.
2. Практическая часть.
3. Рефлексия.
Ход мастер-класса:
1. Приветствие. Введение в тему.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть на своём мастер-классе: «Весёлая наука». Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих своих коллег!
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых!
Вы садитесь тихо как?
Вот так!
А здороваетесь как?
Вот так!
Настроение какое?
Вот такое!
А чтобы у нас всё сегодня получилось, предлагаю создать всем вместе радостное, цветное настроение. (Опыт «Краски молоке»).
Дети, как и мы любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому опыты просто необходимы, это вызывает любопытство и интерес детей к познавательной деятельности.
Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается.
Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент. (Участники отвечают)
Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.
- Молодцы! Мы вспомнили понятие «эксперимент» и приступаем к путешествию.
2. Практическая часть
Сегодня мы хотим в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Вы, наверное, помните лягушонка из произведения С. В. Михалкова «Упрямый лягушонок». Сегодня мы расскажем вам, что же с ним произошло дальше. Приглашаем Вас в сказку-действие.
Так как лягушонок был очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.
Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт 1. «Волшебные цветы»
Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.
Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?
Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».
Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт 2. «Танцующий виноград»
Оборудование: стаканы с минеральной водой, виноградинки.
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько виноградинок.
Почему виноград падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).
Что происходит на дне? Почему виноград всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?
Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинки; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый виноград снова опускается на дно.
Лягушонок был очень любопытным, и ему очень хотелось посмотреть, что там под водой.
Опыт 2. «Кто живёт в реке»
Как же рассмотреть, что там под водой?
Предлагаем вам создать увеличительное стекло.
Оборудование: бумажные стаканчики, мелкие предметы, пищевая плёнка, вода.
На стаканчик натягиваем пищевую плёнку, а внутрь помещаем мелкие предметы. На плёнку наливаем воду и рассматриваем предметы на дне стаканчика.
Вывод: мы рассмотрели приём создания увеличительного стекла.
Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Опыт 3 «Волшебный дождь»
Оборудование: стаканы с водой, пена для бритья, пищевые красители.
В емкость с водой нанести пену для бритья. Взять жидкие пищевые красители и потихоньку вылить на пену. Что происходит?
Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное коромысло.
Опыт 4 «Радуга»
Оборудование: салфетки (обычные сухие и влажные) — лучше брать белые, простой карандаш, линейку, ножницы, фломастеры цветов радуги, стакан с водой.
Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной. От края полоски от ступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем небольшие точки (или полоски), располагая цвета друг за другом как на радуге. Теперь полоску салфетки погружаем в стакан с водой вниз точками, так, чтобы точки воды не касались.
И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается по салфетке вверх!
Вывод: Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение. И вот по этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.
Опыт 4«Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Все вокруг лягушонку было интересно и так весело, и он решил устроить праздник.
Музыкальная пауза.
Опыт 5 «Поющие бокалы»
Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.
Педагоги пробуют извлечь звук.
Лягушонку понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него еще осталось очень много вопросов. Он приглашает Вас в музыкальную лабораторию, чтобы показать, как и из чего можно извлечь звук.
- «Музыкальная лаборатория» может расположиться в музыкальной зоне группы, где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности.
- А сейчас мы предлагаем опыты химические, где детям предложим уксус, йод, кислоту и щёлочь, перекись, спички, свечу, горелки.
- Согласны, что все это опасно и поэтому мы хотим познакомить вас с такой формой работы с детьми – как использование интерактивной доски.
(Демонстрация химических опытов с использованием интерактивной доски).
1. «Вулкан дома».
2. «Волшебная пена»
3. «Серебряное яйцо»
4. «Взрыв в пакете»
3. Рефлексия. Составление синквейнов.
Чтобы обобщить материал нашего мастер – класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл.
Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна:
1строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Пример:
Открытие
Удивительное. Новое
Учит. Развивает. Ведет
Делает нашу жизнь интереснее.
Радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: «Математика - царица всех наук»
организация совместной деятельности родителей и педагогов по формированию познавательных интересов детей....
Мастер- класс «Развитие логического мышления и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с конструкторам Artec Blocks».Практикум для педагогов города Лабытнанги в рамках работы СОК "Кванториум"
Цель: способствование повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления и творческого воображения дошкольников.За...
Мастер-класс для начинающих педагогов «Приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей в процессе организации питания».
Мастер-класс для начинающих педагогов по формированию профессиональной компетентности в вопросах культурно-гигиенического воспитания в процессе организации питания....
Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...
для педагогов мастер - класс: "Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент воспитания детей"
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...
МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Охи Сахалинской обл.
МО Рецензия на мастер - класс «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей.»для педагогов МБДОУ детский сад №20 " Снегурочка" г. Ох...
Конспект итогового родительского собрания в форме совместного мастер-класса с детьми в старшей группе "Наука быть семьей"
Конспект итогового родительского собрания в форме совместного мастер-класса с детьми в старшей группе "Наука быть семьей"...