для педагогов мастер - класс: "Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент воспитания детей"
методическая разработка
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Поиск новых форм, методов духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников, основанных на этнопедагогике с применением традиционных народных тряпичных кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_narodnaya_tryapichnaya_kukla_kak_traditsionnyy_element_vospitaniya_detey.docx | 467.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент воспитания детей»
Мастер-класс для педагогов
«Народная тряпичная кукла, как традиционный элемент воспитания детей».
Цель: Духовно – нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиций.
Содержание.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Сила народной педагогики – в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
В ДОУ определены приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, частью которых являются и народные тряпичные куклы.
Сегодня тряпичная кукла - прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое.
Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.
Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.
На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной тряпичной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.
Традиционная тряпичная кукла – тот «инструмент», который в руках педагогов и родителей, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
В рамках реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ предлагаю создать мини-музей «Куклы из бабушкиного сундука».
Цели мини-музея:
-формирование духовно-нравственных чувств дошкольников посредством использования народных тряпичных кукол, как эффективного средства для поддержания познавательного интереса, активизации деятельности детей, раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, а также воспитания и комплексного развития личности в целом;
- поиск новых форм, методов духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников, основанных на этнопедагогике с применением традиционных народных тряпичных кукол.
Задачи:
обучающие:
-приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей.
-формирование у старших дошкольников системы знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме и положительное отношение к старинным традициям, к культурному историческому наследию.
-обобщение и систематизация представлений у детей о народной тряпичной кукле.
-развитие познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле, творческого начала, воображения.
развивающие:
-развитие мелкой моторики рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сотворены куклы, а также использования наполнителей (каштан, горох, семечки и т.д.).
-развитие детского творчества, эстетического вкуса.
воспитательные:
-воспитание духовно- нравственных качеств личности на основе познания истории создания и смыслового значения рукотворных кукол, таких, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта.
-воспитание трудолюбия, аккуратности.
- привлечение родителей воспитанников к участию .
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Мини-музей (содержание):
тряпичные куклы:
- русская народная кукла;
- обереговые куклы;
- обрядовые куклы;
- игровые куклы;
- кукла – символ;
- творческие работы детей;
- совместные работы «родитель- ребенок»;
- иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол;
- картотека народных игр;
- атрибуты для игр;
- фотоматериалы.
Формы и методы работы с детьми:
- Цикл бесед : «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол», «Куклы из бабушкиного сундучка» (обрядовые, игровые), «История русского костюма», «Хоть игрушка и забава, но придется вам по нраву»,
- Малые фольклорные формы: составление рассказов по пословицам.
- Разучивание народных песен, хороводов, народных танцев, прослушивание народных мелодий (куклы-проводники, обрядовые и игровые куклы).
- Выставка-ярмарка
- Изготовление народной тряпичной куклы
Методы работы с родителями:
- Сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику».
- Участие родителей в подготовке работ к выставке-ярмарке.
- Участие родителей в пополнении экспозиции мини – музея «Куклы из бабушкиного сундука».
Выводы:
Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций.
В результате совместной творческой деятельности педагогов, родителей по осуществлению намеченных мероприятий, в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Народная тряпичная кукла- как традиционный элемент воспитания детей"
Кукла -это целый мир, отражающий особенности жизни того или иного народа в разные исторические эпохи....
Статья "Роль народной тряпичной куклы в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
Гордиться своей землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, я считаю, должен каждый гражданин своей страны. Наша главная задача, используя различные средства и методы при...
Консультация для родителей"Народная тряпичная кукла - как традиционный элемент воспитания детей"
....
Мастер-класс «народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста»...
Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...
Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...
Консультация для родителей. «Народная тряпичная кукла как традиционный элемент воспитания детей»
Кукла– самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла– детская...