«Использование схем и моделей в работе по обучению дошкольников английскому языку»
консультация
Предварительный просмотр:
«Использование схем и моделей
в работе по обучению дошкольников
английскому языку»
Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к “обществу без границ”, приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.
При обучении иностранному языку наглядность является не только важным средством схематизации, но и средством овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.
Таким образом, наглядность в обучении иностранному языку в практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает в форме ситуативной наглядности.
Принцип наглядности предполагает использование средств наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств, в умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её.
Проблема использования наглядности в обучении тесно связана с проблемой моделирования учебного материала. Модели позволяют отображать явления и объекты реального мира на множество абстрактных символов и понятий, а связи между ними – на связи между соответствующими абстракциями. Но начнём с самого понятия «модель», которое используется во многих областях науки. Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Принято условно подразделять модели на три вида: физические (имеющие природу с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание оригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем). Существуют и другие классификации: модели вещественные и мысленные (наглядно-образные и логико-символические).
Посредством знаковых систем возможно эффективное кодирование получаемой информации, чтобы максимально упростить и убыстрить процесс приведения получаемой информации к доступному для ее использования виду.
Психология различает разные виды знаково-символических средств (например, языковые и неязыковые). Специфика их использования зависит от вида деятельности и от цели употребления. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности ребенка. Образы представления значительно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных детей они различны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте, длительности запоминания. Степень наглядности образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, от его знаний, от уровня его воображения, а также от степени наглядности исходных образов восприятия. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщенные, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых запоминаемых объектов (лексем), что очень важно при изучении языков.
Наглядность обучения, как дидактический принцип построения учебного процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения языкам может быть использован и при изложении нового материала, и при проверке освоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг, карт, схем, таблиц и т.д.
Наглядность в обучении относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютным преимуществом перед другими. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождая большим количеством наглядных пособий.
Наглядность – это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.
Проблема использования наглядности в обучении тесно связана с проблемой моделирования учебного материала. Метод моделирования сегодня широко используется в педагогике.
Использование пиктограмм на занятиях по английскому языку с дошкольниками
Достаточно широкое распространение при раннем обучении и иностранному языку получил такой прием, как пиктографическое письмо.
Пиктографическое письмо – рисуночное письмо, отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания.
Назначение такого вида работы состоит в развитии логического и образного мышления: памяти, навыков речевого общения, умения отображать общее содержание в виде рисунков. Пиктографическое письмо возможно использовать с помощью средств мультимедиа. На начальном этапе при заучивании лексически единиц дошкольникам представляются различные рисунки. С помощью мультимедиа педагог наглядно представляет символы, и при помощи различных лексических игр обучащиеся их выучивают. А затем художественные символы, представленные на экранах, применяются при заучивании физкультминуток, разучивании новых подвижных игр, а также построении фраз, играх-загадках, играх-соревнованиях, ролевых играх. Для формирования лексических навыков, закрепления речевых образцов в знакомых и незнакомых ситуациях общения, используются микродиалоги, основанные на пиктографических значках. Такой метод обучения иностранному языку очень удобен на начальном этапе, особенно в детских садах, когда дошкольники еще не владеют навыками правильного чтения на иностранном языке и не знают алфавита, но с помощью мультимедиа и пиктограмм возможно достичь того, что дети дошкольного возраста смогут владеть не только определенными лексическими единицами, но и смогут свободно составлять предложения и целые фразы на иностранном языке, а мультимедийные технологии помогут педагогу ввести пиктограммы в учебный процесс и составить большое число игр с их использованием.
Используя одни и те же приемы и те же темы, оказалось возможным быстро добиться хороших результатов по запоминанию определенного количества лексических единиц, построению предложений, небольших (5-7 предложений) сообщений и диалогов на 2-х языках одновременно. Применение этих методик существенно облегчает переход в дальнейшем к обучению традиционному чтению и письму.
В своей практике я стараюсь использовать разнообразные новаторские методики, приёмы, разработанные коллегами. Опыт применения различных способов обучения показал высокую эффективность использования символов (условных обозначений и пиктограмм).
Я познакомилась с методикой пиктографического письма И.А Рыжковой. В своём пособии «Мой первый учебник по английскому языку» она предлагает различные условные обозначения для подлежащего, сказуемого, смыслового глагола и т.д. Например, для обозначения глагола to have (иметь) предлагалась пиктографическая опора в виде кошелька, модального глагола can (уметь) в виде чёрного квадратика, для разных глаголов специальные условные обозначения.
В эту методику, безусловно, талантливую и интересную, я решила внести свои дополнения, расширить, адаптировать под себя и своих ребят. Прежде всего, я расширила запас слов, введя символы таких глаголов как:like, draw, dance, sing, ride a bike, play football, climb, see, count и т.д. Дети научились строить повествовательные предложения, несложным оказалось научить детей строить вопросительные и отрицательные фразы.
Использование различных условных обозначений и символов удобно в использовании на начальном этапе, т.к. дети ещё не владеют навыками чтения и письма на родном языке и им трудно не только запомнить, но и понять грамматические структуры английского языка. Пользуясь пиктограммами, дети могут составить мини рассказ о себе, своей семье, любимой игрушке или «прочитать» письмо от сказочного персонажа.
Использование пиктограмм и схем способствует развитию монологической и диалогической речи детей, пониманию синтаксических и грамматических отношений в высказывании, развивает логическое и образное мышление, память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сюжетно-ролевых и театрализованных игр в процессе обучения дошкольников английскому языку
В данной статье представлены практические идеи и подходы к использованию сюжетно-ролевых и театрализованных игр в процессе обучения дошкольников английскому языку....
Использование пальчиковых игр в обучении дошкольников английскому языку
Пальчиковые игры нацелены на развитие моторики пальцев, что положительно сказывается на становлении речи, необходимо при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности детей. Пальчиков...
ПРОГРАММА раннего обучения дошкольников английскому языку «Английский язык для малышей»
Предполагаемая программа рассчитана на 3 года обучения...
Использование ИКТ в обучении дошкольников английскому языку
Использование информационно - компьютерных технологий в обучении дошкольников английскому языку актуальный вопрос современного общества. Веяния и тенденции настоящего времени требуют от педагога шагат...
Использование сюжетно-ролевых и театрализованных игр в обучении дошкольников английскому языку
В данной статье представлены практические идеи и подходы к использованию сюжетно-ролевых и театрализованных игр в процессе обучения дошкольников английскому языку. Основной целью обучения является раз...
Использование ИКТ при обучении дошкольников английскому языку
Использлвание ИКТ при обучении дошкольников иностранному языку:мультфильмы, презентации, видео...