Зарубежный опыт разработки и проектирования образовательный программ ДО: лучшие практики или “ложный путь” для российского образования?
статья
Учитывая сложность поставленных перед дошкольным образованием задач, возникает необходимость поиска эффективных технологий дошкольного образования, анализа опыта организации дошкольного образования. Большой потенциал содержится в зарубежных системах дошкольного образования, которые имеют свою историю, традиции. Сопоставительный анализ статей представляет обобщение практического опыта зарубежных коллег из Швеции, Японии и Великобритании по различным аспектам разработки и проектирования образовательных программ, в которых можно найти пути решения проблем возникающих в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zarubezhnyy_opyt_razrabotki_i_proektirovaniya_obrazovatelnyy_programm_do.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Зарубежный опыт разработки и проектирования образовательный программ ДО: лучшие практики или “ложный путь” для российского образования?
В связи с текущим состоянием развития мировой экономики активизировался поиск путей и возможностей повышения качества дошкольного образования. Представленные выдержки из статей и образовательных стандартов помогут наглядно оценить критерии, проследить влияние национальных особенностей на ОП ДО. Работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме – подходам к качественной разработке и проектировании ОП ДО, а также представленный материал дает возможность проанализировать достоинства и недостатки каждого из подходов, и в дальнейшем, использовать лучшие практики для разработки и проектирования образовательных программ. Также, становится возможным сравнить возрастные границы рассматриваемого периода и особенности организации образовательного процесса.
Заинтересованность мирового сообщества отражается в вопросах обеспечения качественного дошкольного образования. Важно, что базовые знания, заложенные в ребенка учреждением дошкольного образования, являются залогом будущих успехов и прогресса на последующих этапах обучения.
Учитывая сложность поставленных перед дошкольным образованием задач, возникает необходимость поиска эффективных технологий дошкольного образования, анализа опыта организации дошкольного образования. Большой потенциал содержится в зарубежных системах дошкольного образования, которые имеют свою историю, традиции. В них можно найти пути решения проблем возникающих в России.
В рамках исследования были проанализирован зарубежный опыт каждой страны по следующим критериям:
- философия воспитания;
- качество целей ОП;
- качество образовательных результатов ОП;
- качество содержания;
- отражение возрастосообразности в ОП;
- качество способов организации образовательной деятельности ОП;
- соотношение деятельности, организуемой взрослыми с деятельностью по инициативе детей.
Выделенные критерии дают возможность оценить подход каждой страны и требования, предъявляемые нормативными актами, установленными государством, а также познакомиться с методическими рекомендациями к разработке и проектированию ОП ДО. Представленный в анализе опыт зарубежных коллег наталкивает на размышления о сходствах и различиях качества разработки и проектирования ОП ДО в России.
Швеция На основании Стандарта Дошкольного образования Швеции | Япония На основе статьи Вераксы А. Н. “Образование в трех культурах”; статьи Филатовой И. А. “Формирование личности дошкольника в системе образования в Японии” | Великобритания На основании статьи Соколова В.А. “Регламентация образовательного процесса в Великобритании и России” | |
Философия воспитания | Передача детям уважения к правам человека и фундаментальным демократическим ценностям, на которых основывается шведское общество. Основа ценностей – этические принципы, характеризующие деятельность в рамках дошкольного образования. Забота о других, принятие во внимание их интересов, справедливость, равенство, права всех и каждого должны подчеркиваться. Усвоение норм через каждодневный опыт. Дошкольное образование должно характеризоваться заботой о благополучии и индивидуальности каждого человека. Отсутствие дискриминации. Поощрение потребности рефлексировать и делиться своими мыслями с другими. | Важнейшей особенностью образования в Японии является понятие «кокоро», что можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет. «Кокоро» - это особая идея образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. Японцы убеждены, что объективной основой начального образования является обогащение детей «кокоро», и в меньшей степени необходимо уделять внимание учебным знаниям и умениям. В японской этнокультуре считается, что дети неспособны совершать заранее обдуманные плохие поступки. Взрослые стремятся не вступать в конфронтацию с детьми в случае конфликтных ситуаций, выражение недовольства выражается старшими только в косвенной форме. | Понятие «Куррикулум» подразумевает весь педагогический процесс — «всё что дети делают, видят, слышат или чувствуют в дошкольном учреждении, как заранее планируемое, так и непланируемое». |
Качество целей ОП | Целью, которую преследуют в Швеции является поддержка детей и стимулирование их к учебной деятельности. Любые действия должны быть связаны с опытом каждого ребенка, знаниями, которыми он обладает, его участием в групповых процессах, а также с тем, каковы его интересы в различных областях. Формирование желания и потребность учиться в течение всей жизни. | Основной целью, ставящейся перед детским садом, а значит, и перед образовательной программой, является:
| Каждая образовательная организация Соединенного Королевства обязана составить для своего учреждения «Базовую» программу. Для ее написания педагоги используют Учебный план и еще один документ: «Религиозное образование и половое воспитание». Учебный план нужен для того, чтобы дети изучали единообразный материал. Религиозное образование и половое воспитание обязательно должно быть прописано в «Базовой» программе частной образовательной организации. |
Качество образовательных результатов ОП | Система дошкольного образования должна активно и непрерывно воздействовать на детей и стимулировать их развитие, а также формировать понимание и принятие демократических ценностей, на которых строится общество. Результатами образовательной деятельности в Швеции становятся: • развитие у ребенка способности выражать свои мысли и взгляды, а также возможность влиять на ситуацию; • развитие у ребенка способности брать на себя ответственность за свои действия и среду детского сада; • развитие у ребенка способности понимать демократические принципы и действовать в соответствии с ними, участвуя в различных видах совместной деятельности и принятии решений. | Важнейшими образовательными результатами ОП Японии является то, что ребенок вырастает спокойным, послушным и ориентированным на жизнь в группе, но при этом у него формируется активная жизненная позиция. Высокий уровень самодисциплины и внимательности закладывается в дошкольном детстве и является важнейшим достижением японской образовательной системы. | Согласно «Официальным нормам», оценка играет важную роль, помогая родителям (законным представителям), и воспитателям, и учителям раннего развития увидеть прогресс детей, понять детские потребности. Непрерывная «анализ-оценка» является неотъемлемой частью процесса обучения и развития ребенка. Результатом процедуры является описание состояния ребенка, его сильных сторон и областей, в которых прогресс оказался незначительнее, чем ожидалось. После завершения обучения по достижении ребенком полных пяти лет составляются «Сведения о развитии ребенка раннего возраста». Также в обязанности ответственного входит ведение записей успеваемости ребенка: на каком уровне сформированности находится та или иная область, достиг ли ребенок тех результатов, которые описывались в промежуточном анализе. Сама оценка составляется на основе «Образовательных ориентиров для детей раннего возраста» |
Качество содержания ОП | В основу программы заложены: принципы воспитания у обучающихся моральных ценностей и демократии, основные христианские принципы гуманности и доброты, положения концепции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В шведских садах не учат читать и считать, не практикуют задачи для ускоренного интеллектуального развития. Если ребенок заинтересуется цифрами или буквами, воспитатель ему объяснит, однако специальное обучение чтению или счету в садах не практикуется. В 6 лет родители могут отдать ребенка в подготовительный класс, где в течение одного года дети будут готовиться к школе. Стоит заметить, что обучение в подготовительном классе не является обязательным, его посещают по желанию. | Содержание образования в японских детских садах отражает национальные традиции. Система дошкольного образования в Японии, помимо духовного, физического развития дошкольников, призвана решать глобальную задачу формирования у детей навыков социального поведения, навыков коммуникации с другими людьми, системы коллективистских ценностей. Дети должны знать, что их собственные желания вторичны по отношению к группе. Образовательные программы: помимо письма и чтения происходит обучение пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются походы. Но при всем этом, все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Если петь — то хором, сольное пение категорически не приветствуется, если проводятся соревнования, то выигрывают все или группа, но не в коем случае не конкретный ребёнок. | В учебном плане прописаны примерные результаты, которых должны достичь дети по каждому предмету прежде, чем перейти на другую стадию. Учебный план состоит из блоков, соответствующих возрасту ребенка. Прописано, что в раннем возрасте дети обучаются в игровой форме. «Официальные нормы» выделяют три основных и четыре дополнительных области. К первым относятся: коммуникация и язык; физическое развитие; а также личное, социальное и эмоциональное развитие. Грамотность; математика; понимание мира; экспрессивное искусство и дизайн входят в дополнительные области. Структура каждой вышеперечисленной области включает в себя: краткое описание, функции, задачи, конкретное описание образовательного ориентира. |
Отражение возрастосообразности в ОП | Дошкольные учреждения посещают дети в возрасте от одного года до пяти лет. Часто в уставах детских садов прописаны правила адаптации, по которым первое время (как правило, две недели) один из родителей ходит в сад вместе с ребёнком. В зависимости от личных переживаний и способности адаптироваться, этот срок можно сократить или увеличить. Чем младше дети, тем меньше группа. Должен создаваться хорошо сбалансированный режим дня и окружающая среда согласно возрасту детей и времени, проводимому ими в группе | Детей учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе, но это начинается только в 5 лет и продолжается до 6, пока ребенок не пойдет в школу. Педагоги дошкольного образования считают, что их основная задача — не нянчить детей, а готовить их к школе сильными, выносливыми и терпеливыми, если ребенок будет здоровым, то счету и грамоте он сможет научиться в школе, а вот если здоровья не будет, то «школа вряд ли поможет». То есть до школьного возраста, дети в большей степени играют, конструируют, коммуницируют, учатся заботиться о здоровье, изучают природу. | Возрастная периодизация в Соединенном Королевстве отличается от отечественной: дошкольный уровень в Великобритании называется «ранним возрастом», который принято считать от 3 до 5 лет, когда как в России ранний возраст – от рождения до 3 лет, а дошкольником считается ребенок от 3 до 7 лет. ). Прописано, что в раннем возрасте дети обучаются в игровой форме |
Качество способов организации образовательной деятельности ОП | Учебный план не навязывает методы работы, воспитатели в сотрудничестве с родителями и детьми сами занимаются их разработкой. То, что подходит в одном детском саду, не всегда приемлемо в другом. Поддержка детей и стимулирование их к учебной деятельности должны быть связаны с опытом каждого ребенка, знаниями, которыми он обладает, его участием в групповых процессах, а также с тем, каковы его интересы в различных областях. У детей должна быть возможность менять тип деятельности. В дошкольной системе образования должно быть пространство для планов, воображения, творчества в игре, обучения ребенка как в помещении, так и на воздухе. Время, которое ребенок проводит вне помещения, должно дать ему/ей возможности для игры и других дел как в специально структурированной, так и в естественной среде. | Все занятия в детском саду проводятся с небольшой группой детей. Группа рассматривается как форма социального контроля и организации. Утро в детском саду начинается с того, что воспитатель обсуждает с группой основную тему дня и предстоящие занятия. Дети хором поют песни (японцы очень музыкальны, их любимое провождение свободного времени - караоке), вместе играют в ролевые игры, изображая знакомых людей или людей той профессии, о которой мечтают, вместе смотрят иллюстрированные книги с целью не только расширить кругозор, но и сформировать собственное мнение. Во время групповых занятий воспитатель воспитывает у детей навыки речевого поведения (учит смотреть на собеседника, внимательно слушать), навыки планирования деятельности в группе (разделить пластилин, чтобы всем хватило; учитывать мнение других участников занятий, чтобы не возникало конфликтов). | Все данные вносятся в Сведения о развитии ребенка раннего возраста, и копия отчета передается учителю Year 1. На начало года учителю Year 1 предоставляется информация об индивидуальных особенностях каждого ребенка, который переходит к нему на обучение в начальную школу. на законодательном уровне закреплены обязательные образовательные ориентиры, которые подлежат оценке; детально представлен инструментарий для проведения педагогической диагностики; на государственном уровне разработаны методические рекомендации по педагогической оценке успехов воспитанника. |
Соотношение деятельности, организуемой взрослыми с деятельностью по инициативе детей ОП | Необходимо фокусироваться на интересе ребенка к обучению и формированию нового опыта, знаний и умений. Деятельность должна строиться исходя из опыта ребенка, интересов, потребностей и взглядов. Поток его мыслей и идей необходим для создания разнообразия в обучении. Педагоги несут ответственность за то, чтобы: • все дети без исключения могли влиять на методы работы с ними и содержание дошкольного образования. Команда должна: • работать так, чтобы каждый ребенок развивал способность и готовность брать на себя ответственность и влиять на происходящее в детском саду; | По большей части, деятельность инициируется воспитателем. В детских садах Японии существует много режимных моментов в игровой форме. Но при этом распространена свободная игра. Свободная игра заключается в том, что ребенок делает, что хочет - рисует, строит модели, участвует в сюжетно-ролевых и в дидактических играх. Свободная игра заключается в том, что она свободна от вмешательства взрослого и все возникшие ситуации, конфликты дети решают самостоятельно, учатся находить компромисс, налаживать отношения между собой. Дети не жалуются воспитателю. | Система дошкольного образования Великобритании направлена на поддержку инициативы ребенка. Это выражается, например, в том, что занятия строятся в соответствии с активностью дошкольника. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности детей. Однако такая позиция приходит в противоречие с практикой школьного образования, что вынуждает педагогов дошкольных учреждений готовить детей к школьному обучению и формировать у них конкретные навыки чтения, письма и счета. А это обеспечивает преобладание деятельности, организованной взрослыми. |
В каждой системе есть свои особенности, плюсы и минусы, нестандартные подходы к воспитанию детей и построению образовательного процесса, которые хотелось бы ввести в наши детские сады. Стоит только взглянуть на организованность дошкольников в японском детском саду, как уже сразу задумываешься: «А каким приемом, методом воспитатель добился этого? С помощью чего?». Поэтому, нашей целью при анализе статей и государственных стандартов, в которых описан опыт зарубежных стран: Швеции, Японии и Великобритании в воспитании детей дошкольного возраста, стало определение самого лучшего и нового для продвижения отечественного дошкольного образования на новый уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Оформленная программа требует представления и рассмотрения на методическом совете учреждения (желательно приглашение членов профессионального объединения учителей-логопедов). Рецензирован...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...
проектирование образовательной программы
в статье представлены рекомендации по составлению программы...
проектирование образовательной программы
в статье представлены рекомендации по составлению программы...
Методическая разработка Маршруты проектирования НОД на основе игровых практик с использованием природного материала (из опыта работы воспитателя средней группы с ОВЗ по типу ЗПР)
Маршруты проектирования НОД на основе игровых практик с использованием природного материала (из опыта работы воспитателя средней группы с ОВЗ по типу ЗПР)...
Методическая разработка :Модели проектирования образовательной деятельности в подготовительной группе
Проект Детский театральный Петербург.Цель проекта :создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности ребенк...
Муниципальный семинар-практикум "Разработка и проектирование рабочей программы воспитания"
Муниципальный семинар-практикум "Разработка и проектирование рабочей программы воспитания"...