ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
рабочая программа по теме

 

 

Оформленная программа требует представления и рассмотрения на методическом совете уч­реждения (желательно приглашение членов профессионального объединения учителей-логопедов). Рецензирование программы не является обязательным. Однако наличие в ней официальной рецен­зии компетентного специалиста и рекомендаций позволяет скорректировать программу, уверенно реализовывать ее, успешно проводить самоанализ профессиональной деятельности и подготовку к аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_obrazovatelnoy_programmy.docx48.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С учетом современного социального заказа, обусловленного увеличением числа детей с системными речевыми нарушениями, разрабатываются технологии комплексного логопедического сопровождения образовательного процесса. Логопедическое сопровождение образовательного процесса - целостная система взаимодействия его участников (ребенка, учителя-логопеда, семьи, педагогов и узких специалистов, представителей администрации), учитывающая индивидуальные особенности обучающихся, возможности образовательной среды, обеспечивающая своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений. Учитель-логопед рассматривается как ведущий координатор процесса логопедического сопровождения, реализуемого на основе тезаурусного, компетентностного и сервисного подходов.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя и других участников логопедического сопровождения образовательного процесса.

Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей, имеющих ОНР и ФФНР, являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые учитель-логопед использует в работе.

В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» на каждую специальную группу утверждается одна ставка учителя-логопеда и две ставки воспитателей, имеющих соответствующую квалификацию. Режим дня и расписание занятий учителя-логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

Оформленная программа требует представления и рассмотрения на методическом совете учреждения (желательно приглашение членов профессионального объединения учителей-логопедов). Рецензирование программы не является обязательным. Однако наличие в ней официальной рецензии компетентного специалиста и рекомендаций позволяет скорректировать программу, уверенно реализовывать ее, успешно проводить самоанализ профессиональной деятельности и подготовку к аттестации.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Представлены основные нормативные документы, которые рационально использовать при проектировании собственных образовательных (рабочих) программ по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Основными нормативными документами являются:

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ);
  2. Дошкольное образование России в документах и материалах. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ / ред.-сост. Т. И. Оверчук. М.: Гном и Д, 2001;
  1. Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях;
  2. Федеральный закон «Об образовании»;
  1. Российский федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» // Вестник образования, 1999;
  2. Права ребенка в РФ относительно конвенции ООН о правах ребенка // Вестник образования. 2000. № 16;
  3. Должностные обязанности учителя-логопеда, конкретизируемые на основе требований к должности «учитель-логопед, учитель-дефектолог» в Едином квалификационном справочнике №761 от 26.08.2010.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Представленные в данном пособии образовательные программы логопедической работы с проведением фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий имеют четкую структуру и являются инвариантными.

Вариативная часть программы обогащается подпрограммой взаимодействия с участниками логопедического сопровождения образовательного процесса, планом (программой) профессионального саморазвития в межаттестационный период и приложениями.

Возможна реализация авторских подпрограмм или планов по узким методическим направлениям (например, использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми, логоритмические занятия, авторские тематические семинары для педагогов и родителей и др.).

Каждая программа логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения, состоит из разделов, которые названы и охарактеризованы с приведением основных методических рекомендаций для составителей собственных программ в таблице «Типовая (примерная) структура образовательной программы логопедической работы».

Важно определить место Вашей программы относительно других программ, реализуемых в Вашем ДОУ, и ее наименование.

Формулировка «образовательная программа логопедической работа» является вполне обоснованной по ряду причин:

  1. во-первых, в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено, что раздел «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обязательно общеобразовательные программы для детей с ОВЗ должны включать содержание коррекционной направленности;
  2. во-вторых, в соответствии с должностными обязанностями, конкретизируемыми на основе требований к должности «учитель-логопед, учитель-дефектолог» в Едином квалификационном справочнике № 761 от 26.08.2010, учитель-логопед реализует «образовательные программы»:

•        в-третьих, данные программы реализуются в образовательных учреждениях.

Вышеуказанное наименование типовое, оно требует конкретизации с учетом условий в конкретном ДОУ, например: с детьми с ОНР; в условиях логопедического пункта ДОУ; по преодолению вторичных речевых нарушений у детей с задержкой психического развития или нарушением интеллекта. Структура каждой программы обусловлена, с одной стороны, рекомендациями по содержанию общеобразовательной программы

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

(фрагмент рабочей тетради)

№ слайда

Содержание слайда

Комментарий к слайду

1

2

3

1

Образовательная программа современного дошкольного образовательного учреждения

2

Основные вопросы:

-        Что такое «образовательная программа»?

-        Какова структура образовательной программы?

-        Каковы основные психолого-педагогические технологии разработки индивидуальных программ для детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными ограниченными возможностями здоровья?

J

Типы программ, реализуемые в ДОУ в соответствии с ФГТ:

•        общеобразовательная программа ДОУ;

•        программа «Труд»;

•        программа познания;

•        индивидуальные программы;

•        программа развития ОУ

4

«Образовательная программа» (Закон РФ «Об образовании»):

•        ст. 9: определяет содержание образования определенных уровня и направленности;

•        ст. 32: разработка и утверждение образовательных программ — компетенция образовательного учреждения

5

Какова структура образовательной программы?

•        Пояснительная записка.

•        Учебный план.

•        Учебные программы и перечень учебных пособий.

•        Программы дополнительного образования.

•        Рекомендации по организации домашнего образования и самообразования.

•        Социальные проекты.

•        Указания по аттестации учащихся

6

В пояснительной записке определяются:

•        тип и вид образовательной программы;

•        цели и задачи;

•        организационно-педагогический условия реализации этих целей

7

Цели организации образовательной программы:

•        достижение определенного уровня образованности - основы последующего образования;

•        достижение определенного уровня социализации личности, способности самостоятельного решения различных жизненных проблем;

•        выявление индивидуальных особенностей личности (интересов, способностей, творческих возможностей и т. д.);

•        формирование личностной самооценки, способствующей дальнейшему самообразованию личности

8

  1. Программа дополнительного образования.
  2. Рекомендации по организации домашнего образования и самообразования.
  3. Социальные проекты

9

Образовательная программа представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий:

•        специфику содержания обучения, воспитания и развития учащихся;

•        особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований школьной педагогической (дидактической и воспитательной) системы

10

Образовательная программа наряду с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения (при необходимости) образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей

ТИПОВАЯ (ПРИМЕРНАЯ) СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Наименование ДОУ        (точно по уставу)

муниципальное образование, в котором расположено ДОУ

Рассмотрено

УТВЕРЖДАЮ

на заседании метод, совета

Заведующая МДОУ

«      »        20    г.

(Ф. И. О.)

Протокол №        »        20     г.

Образовательная программа логопедической работы

Составитель:

учитель-логопед        

(Ф. И. О.)

квалификационная категория

Титульный лист

Наименование разделов

Структура разделов и их содержание

Методические рекомендации

1

2

3

Пояснительная записка

(обязательно отражает тип и вид программы, цель, задачи и организационно-педагогические условия ее реализации)

• Указать нормативные докумен-ты и опубликованные авторские программы, лежащие в основе разработки Вашей программы

Нормативные документы как основание для разработки образовательных программ логопедической работы

• Конкретизировать место Вашей программы относительно других программы, реализуемых в ДОУ

Правильное представление места Вашей программы позволит показать Вашу компетентность в области преемственности и участия в деятельности ДОУ. Отметьте связь Вашей программы с программой развития ДОУ и другими программами, реализуемыми педагогами и узкими специалистами

• Определить и грамотно сформулировать цель

Цель рассматривается как кратко сформулированная система организационно-педагогических мероприятий, позволяющая достигать конкретного результата. Индикатором к цели является ответ на вопрос: «Достигнута ли она?»

• Определить совокупность задач

Задачи не нумеруются. Решение совокупности (комплекса) задач позволяет достигать цели программы. Задачи, как правило, охватывают более широкую область, чем цель, тем самым и позволяя ее достигать. Индикатором к задачам являются ответы на вопросы: «Решены ли все задачи?», «Насколько задачи решены?», «Какие задачи будут решаться в перспективе?» и др.

• Указать подходы и принципы реализации программы как основ обеспечения организационно-педагогических условий реализации программы

Научно-методические подходы и принципы называются и прописываются (где, на каком уровне, по отношению к решению к какой задаче используются)

Охарактеризовать организационно-педагогические условия реализации Вашей программы в конкретном ДОУ:

-        порядок комплектования групп и подгрупп, ротации детей;

-        периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий с учетом структуры речевого нарушения у ребенка;

-        направления логопедической работы: коррекционное, преемственно-перспективное, консультативное, самообразование и др.;

  1. кратко представить учебно-методический комплекс, обеспечивающий программу;

-        оборудование, в том числе компьютерные технологии (если используются) и др.

Основываясь на анализе содержания понятия «условие» в системе образования (Е. В. Исаев, И. П. Подласый, В. Л. Сластенин, И.Ф. Шиянов), мы рассматриваем организационно-педагогические условия логопедической работы как компоненты системы образования, занимающие промежуточную позицию между ее субъектами.

Следовательно, условием может выступать все то, что позволяет обеспечить эффективность логопедической работы. Это как материальное методическое обеспечение, так и основы организации коррекционной работы

Перспективный план логопедической работы с детьми

Включать графы: Периоды коррекционной работы; Содержание ее этапов; Объем времени

План логопедической работы в структуре данной программы является таким же компонентом, как учебный план образовательной программы, реализуемой в школе. Из наименования убран термин «учебный», так как учитель-логопед ДОУ проводит с детьми коррекционно-логопедическую работу, результатами которой являются не учебные достижения, а индивидуальная динамика в коррекции речевых нарушений

План логопедической работы с детьми (подгрупповой и индивидуальной)

Раскрыть подробно содержание каждого этапа, которое представлено как система мероприятий, направленных на достижение результата коррекционной работы

В рабочий вариант плана, используемый непосредственно Вами в работе, необходимо включить графу Индикаторы результативности каждого этапа, которые конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей детей и характера речевых нарушений. Корректируются в графе примечания с учетом индивидуальной динамики ребенка

Список литературы

Требует включения современных методических источников

Тезаурус

Включает понятийно-категориальный аппарат современной логопедической теории и практики

Приложения

Необязательны, однако, позволяют обогатить содержание программы

Подпрограммы индивидуальной логопедической работы

В структуру данной подпрограммы включить краткую пояснительную записку и план индивидуальной логопедической работы с ребенком

Составляется только на тех детей, которые посещают индивидуальные логопедические занятия

Подпрограмма преемственно-перспективной

работы с

участниками логопедического сопровождения образовательного

процесса

Конкретно указать цель и задачи при обеспечении взаимодействия участников логопедического сопровождения. Отметить взаимодействие со специалистами системы здравоохранения. Разработать план преемственно-перспективной работы с членами семьи ребенка и педагогами

Данная подпрограмма не является объемным документом. Однако ее разработка позволяет наглядно представить еженедельную двухчасовую консультативную работу с педагогами и коррекционно- консультативную работу с детьми и родителями

Подпрограмма профессионального саморазвития

Программа профессионального саморазвития учителя-логопеда — это не отчетный документ в системе образования, она подобна личному бизнес-плану (который Вы бы составляли и так наименовали, если бы работали в бизнес сфере)

Вместе с тем данная программа имеет не только вышеобозначенную внешнюю обусловленность, но и является программой развития конкретного специалиста, независимо оттого факта, в каком конкретном учреждении он работает. Программа позволяет выгодно представить опыт своей работы в межаттестационный период, несмотря на место основной работы. Данный подход значим, потому что многие учителя-логопеды совмещают основное место работы с другими формами профессиональной деятельности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(старшая группа)

Типовыми программами коррекционно-логопедической работы являются разработанные авторским коллективом Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и Т. В. Тумановой «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» и Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)».

Цель: создание единого коррекционно-образовательного пространства ДОУ, способствующего преодолению речевых нарушений у дошкольников при взаимодействии и активном участии членов семьи ребенка.

Задачи:

•        провести логопедическое обследование детей группы;

•        составить пакет индивидуальных коррекционно-развивающих планов (программ) работы с детьми (реализуется совместно с воспитателем);

•        осуществить реализацию коррекционно-развивающего процесса в группе:

  1. развивать тонкую моторику пальцев рук и основных психических процессов; -совершенствовать психологическую базу речи (внимание, память и мышление); ~ формировать фонетический слух, звуковой анализ и синтез;
  2. развивать слоговую структуру речи;
  3. обогащать словарный запас;
  4. совершенствовать (формировать) грамматический строй речи; связную речь;
  5. обучать элементам грамоты;
  6. развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, голос, выразительность);

•        проводить профилактическую работу и пропаганду логопедических знаний:

  1. принимать активное участие в родительских собраниях;
  2. проводить групповые консультации по вопросам динамики в коррекции речевых нарушений;
  3. индивидуальные консультации;
  4. открытые занятия с детьми;

•        выполнять методическую работу (учителем-логопедом) и самообразование:

-        своевременно оформлять и осуществлять ведение документации;

-        составить и осуществить реализацию плана самообразования, работать над проблемной темой и повышать квалификацию (возможна научная работа);

-        осуществлять работу в составе экспертных групп разного уровня;

•        анализировать результативность логопедической работы на каждом этапе.

Направления логопедической работы в подгруппах:

  1. формировать лексико-грамматические категории;
  2. развивать связную речь;
  3. развивать фонетико-фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
  4. совершенствовать общую координацию речи с движением и мелкую моторику пальцев рук;
  5. обучать элементам грамоты.

НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП  И  ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ С ОНР

Наполняемость группы - 10-14 детей

Период в учебном году

Количество групповых занятий

Количество индивидуальных логопедических занятий

1-й (сентябрь-ноябрь)

2 занятия в неделю

Ежедневно 1 занятие по 15 минут

2-й (декабрь-март)

4 занятия в неделю

3-й (апрель-май)

5 раз в неделю

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На фронтальных занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по коррекции звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:

  1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
  2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
  1. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
  2. Постановка звуков разными способами.
  3. Автоматизация звуков в речи.
  4. Дифференциация звуков в речи.
  5. Обогащение словарного запаса.

8.        Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических
занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

СТРУКТУРА ПОДПРОГРАММЫ

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Подпрограмма индивидуальной логопедической работы

Фамилия, имя        

Группа        

Возраст        

Занимался ли ранее с логопедом?        

(указать в 1—3 предложениях где, сколько времени и динамику)
Логопедическое заключение на момент зачисления        

Цель индивидуальной логопедической работы____________

Задачи        

Планируемый период индивидуальной логопедической работы        (месяц)__год (месяц)

Ожидаемый результат        

Особые условия, необходимые для успешной коррекции (в том числе консультации невролога, оториноларинголога, сурдолога, систематическая работа дома, занятия с психологом и др.).

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Этапы индивидуальной логопедической

работы

Сроки и примерное количество занятий

Содержание этапа индивидуальной логопедической работы

Связь с общеобразовательной программой ДОУ (группа)

Ожидаемые результаты на каждом этапе

Примечания

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ПОДПРОГРАММЫ ПРЕЕМСТВЕННО-ПЕРСПЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С УЧАСТНИКАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Структура данной подпрограммы включает пояснительную записку и план преемственно-перспективной работы. Данная подпрограмма не является объемным документом. Однако ее разработка позволяет наглядно представить еженедельную двухчасовую консультативную работу с педагогами и коррекционно-консультативную работу с детьми и родителями.

В пояснительной записке конкретно указывается цель и задачи при обеспечении взаимодействия участников логопедического сопровождения. Отмечается взаимодействие со специалистами системы здравоохранения. Кратко характеризуются условия реализации подпрограммы (общий объем пояснительной записки - не более 1-2 страниц).

Разрабатывается план преемственно-перспективной работы с членами семьи ребенка и педагогами. Примерными графами и разделами плана могут быть приведенные ниже в таблице.

ПЛАН ПРЕЕМСТВЕННО-ПЕРСПЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГАМИ

Направления

Содержание направлений преемственно-перспективной работы

Сроки реализации

Критерии результативности

Примечания/ анализ результативности

Консультативно-методическая работа с педагогами

Коррекционно-консультативная работа с детьми и родителями

Взаимодействие со специалистами

пмпк

Взаимодействие со специалистами системы здравоохранения

Взаимодействие с педагогами школы

Использование ИКТ технологий в обеспечении преемственно-перспективной работы

И другие

Разрабатывая план преемственно-перспективной работы, рекомендуем ознакомиться с выводами, сделанными нами на основе анализа собственного опыта работы, что особо важно учесть молодому специалисту.

При выстраивании взаимодействия с воспитателем учитываем тот факт, что учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей, а воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.

Функции воспитателя:

•        Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

  1. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  2. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей.
  4. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
  5. Закрепление навыков чтения и письма.
  6. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда.

•        Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

При выстраивании взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка: отметим тот факт, что семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Изучение семьи:

  1. жилищные условия;
  2. возраст, образование матери и отца ребенка;
  3. супружеский опыт (в первом, втором браке, разводе и пр.);
  4. состав семьи и структура родственных связей;
  5. полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);
  6. поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.

Вовлечение родителей в образовательное пространство логопедической группы.

Коллективные формы работы:

  1. родительские собрания;
  2. консультации, семинары;
  3. стендовые консультации;
  4. фронтальные открытые занятия;
  5. видеотека.

Индивидуальные формы работы:

  1. индивидуальные практикумы;
  2.  -домашняя библиотечка;
  3. записки-рекомендации;
  4. индивидуальные беседы;
  5. просмотр индивидуальных занятий;
  6. тетрадь для домашних заданий.

При выстраивании взаимодействия с психологом учитываем возможность интегрированной работы по коррекции психических процессов детей и обеспечении мотивации у детей.

При выстраивании взаимодействия с медицинским работником ДОУ возможно консультироваться с данным специалистом в процессе изучения медицинских карт и совместно мотивировать родителей к проведению своевременного медикаментозного лечения по назначению психоневролога и других врачей при необходимости.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Программа профессионального саморазвития учителя-логопеда - это не отчетный документ в системе образования, она подобна личному бизнес-плану (который вы бы составляли и так наименовывали, если бы работали в бизнес-сфере), является подпрограммой программы развития конкретного логопедического пункта, в совокупности с последней они являются подпрограммами развития образовательного учреждения в целом. Вместе с тем данная программа имеет не только вышеобозначенную внешнюю обусловленность, но и является программой развития конкретного специалиста, независимо от того факта, в каком конкретном учреждении он работает, возможно, перспективы его профессионального развития будут связаны с углубленной научной работой, подготовкой диссертационного исследования в области логопедии. Данный подход значим, потому что многие учителя-логопеды совмещают основное место работы с другими формами профессиональной деятельности.

Данная подпрограмма может быть представлена планом с указанием цели и задач, которые позволят провести анализ результативности работы по данному направлению.

Целесообразно определить актуальное для Вас и современное направление логопедической работы, которое станет приоритетным на тот или иной период. Такими направлениями могут стать углубленное изучение и апробация узконаправленных методик: логопедический массаж, логопедическая ритмика, использование информационно-коммуникативных технологий на логопедических занятиях и др.

Период реализации программы - 3-5 лет.

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Учитель-логопед ДОУ. работая с группой детей с ОНР и ФФНР. ведет следующую основную документацию:

1.        Протокол ПМПК, на основании которого ребенок поступает в специализированную группу: (оригинал находится у заведующей, у учителя-логопеда - копия).

2.        Речевая карта на каждого воспитанника группы.

  1. Образовательная программа логопедической работы (куда входят годовой, перспективно-календарный и индивидуальный планы).
  2. Индивидуальная тетрадь для занятий и закрепления речевого материала дома (отражается лексическая тема и упражнения на постановку и автоматизацию звуков).
  3. Тетрадь взаимосвязи с воспитателями (далее приведены примерные графы для заполнения тетради).

Задания и рекомендации учителя-логопеда

Отметки о выполнении воспитателя

6. Журнал консультаций (далее приведены примерные графы для заполнения журнала).

Ф. И.О. консультируемого

Дата обращения

Повод обращения (и чья инициатива)

Рекомендации и совместно принятые решения

Подпись

7. Отчет учителя-логопеда.

В тексте отчета указывается:

  1. количество поступивших детей;
  2. точный диагноз;
  3. период коррекции;

-        количество выпустившихся на ПМПК, из них «с хорошей речью», «со значительным улучшением», «улучшения отсутствует»;

-        места дальнейшего обучения.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

(по схеме, в соответствии с новым порядком аттестации учителей-логопедов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное занятие является этапом формирования предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Оно позволяет закрепить представления детей о единицах речи, позволяющих в дальнейшем сформировать способности детей к чтению и письму.

Методическая тема занятия: «Формирование представлений детей о звуках, слогах и словах».

Тема занятия, называемая детям: «Звуки, слоги и слова —друзья красивой речи».

Место занятия в образовательной программе логопедической работы и форма проведения: фронтальное логопедическое занятие по формированию фонетнко-фонематического восприятия с элементами обучения грамоте.

Цель: формировать представление о понятиях: звук - слог - слово.

Задачи:

  1. Отрабатывать четкое произношение ранее изученных звуков.
  2. Развивать фонетико-фонематическое восприятие через поиск заданного звука в словах.
  3. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.
  4. Восстанавливать в памяти навыки звуко-буквснного анализа.

-        Воспитывать умение взаимодействовать и оказывать друг другу помощь в процессе совместной работы.

Оборудование: карточки с изображением слов (для прочитывания и просчитывания количества слогов); листья деревьев (березы, клена, дуба, рябины и др.); слоговые кубики; картинки с изображением деревьев; карточки с изображением цифр (от 1-10).

Предварительная работа.

  1. Индивидуальная беседа об осени и ее периодах.
  2. Индивидуальные дидактические игры с каждым ребенком:
  1. «Назови дерево»;
  2. «Назови листья деревьев»;
  3. «Признаки осени».

3.        Предполагаемые (планируемые) коррекционно-развивающие результаты, достигнутые на логопедическом занятии: дети уточнили произношение ранее отработанных звуков, закрепили навыки поиска заданных звуков в конкретных словах, научились различать гласные и согласные звуки на слух, вспомнили процесс выполнения звуко-буквенного. слогового анализа слов, поупражнялись в словообразовании прилагательных, в согласовании числительных с существительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

проектирование образовательной программы

в статье представлены рекомендации по составлению программы...

проектирование образовательной программы

в статье представлены рекомендации по составлению программы...

Зарубежный опыт разработки и проектирования образовательный программ ДО: лучшие практики или “ложный путь” для российского образования?

Учитывая сложность поставленных перед дошкольным образованием задач, возникает необходимость поиска эффективных технологий дошкольного образования, анализа опыта организации дошкольного образования. Б...

Проектирования образовательной программы дошкольного образования

В данной работе представлена программа по проблеме Качества игровой деятельности является одной из главных в современном дошкольном образовании, в тоже время она является уникальной, так как игра...

Проектирование образовательной программы в ДОУ.

Целью образовательной программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддерж...

Рекомендации по проектированию образовательной программы дошкольного образования

образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федера...