Описание педагогического опыта
материал

Зобова Наталья Николаевна

Представление педагогического опыта  по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»

   

Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание дошкольников».

Зобова Наталья Николаевна,

 воспитатель.

Содержание:

  1. Актуальность.
  2. Основная идея.
  3. Теоретическая база.
  4. Новизна.
  5. Технология опыта.
  6. Результативность опыта.
  7. Список литературы.

  1. Актуальность опыта.

    В настоящее время вопросы экологии стоят настолько остро, что просто необходимо всерьез задуматься над тем, как повысить качество экологического воспитания.

    Тема «Человек и природа» никогда не потеряет своей актуальности. Но, пожалуй, она никогда не вызывала такого опасения, как сейчас, когда угроза экологической  катастрофы нависла над человечеством.
    Человек только потреблял природные богатства: жил и пользовался её дарами, и никогда не задумывался о последствиях, о том, что останется после него, что он оставит своим детям и внукам. Поэтому у меня возникло желание охранять природу от её необдуманного уничтожения и загрязнения, поэтому так необходимо воспитывать в детях бережное отношение к ней. Воспитывать чувство любви к природе надо с рождения, только тогда ребенок станет ее защитником. Именно в раннем возрасте дети лучше усваивают основы экологических знаний, так как воспринимают природу, как что - то живое.
     Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает его  множеством  звуков и запахов, тайнами и загадками. Заставляет маленького человечка остановиться, присмотреться, задуматься.  И все, что нам дарит наша земля – рассветы и закаты, пение птиц, грибы, ягоды и плоды, ласковый ветерок, морозные узоры на окнах, - все это бесценное достояние нашего народа, и мы обязаны все это богатство сохранить.

          Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста требуют современные условия жизни. Поэтому, я решила направить свою профессиональную деятельность на решение этой проблемы, найти эффективные, современные формы, пути и методы, создать условия для организации экологического образования дошкольников; воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он мог видеть необычное в обычном, возможное в невозможном.

  1. Основная идея.

      Идея опыта: воспитать экологически грамотного, социально активного дошкольника, который будет нести ответственность за состояние окружающей среды и бережно относиться к богатствам природы.    

Для систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления.

2. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром.

3. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей нас природы.

4.         Сформировать у дошкольников умения   и   навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

3.  Теоретическая база опыта

      Как известно, ребенок впечатлителен. Увиденное однажды что – то интересное в природе, запоминается ему надолго.   Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только тогда, если взрослые, сами обладают экологической культурой, понимают всю важность экологического воспитания, показывают ребёнку удивительный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним и показывают достойный пример бережного отношения ко всему живому.

      Для того чтобы дети успешно овладели знаниями о природе, для этого они должны также овладеть практическими действиями, трудовыми умениями, уметь различать и наблюдать.

           В ходе наблюдений дети учатся наблюдать, сравнивать, различать форму, цвет, величину, пространственное расположение предметов, прививаются эстетические качества. Ребенок, рассматривая картину, учится анализировать, видеть красоту природы, воспринимать образно – художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, которые применил художник. Дидактические игры развивают память, внимание, наблюдательность, учат применять свои знания, обогащают словарь, активизируют умственные процессы. В процессе труда у детей формируется бережное отношение к природе. Исследовательская деятельность даёт возможность анализировать, сравнивать, делать выводы.

  1.  Новизна

В своей работе наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания, я применяю и нетрадиционные. Новизна опыта заключается в том, что требуется создание системы методов и приемов по формированию экологических представлений, с учетом интересов и потребностей детей, проектном методе, исследовательской деятельности, которые позволяют решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, а также в повседневной жизни.

  1. Технология опыта

    Весь воспитательно – образовательный процесс я строю в личностно - ориентированной модели. Для меня главное –  необходимость развивать каждого ребенка как личность, и для этого я создаю все условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу, самооценки.

В своей работе я опиралась на следующие принципы:

Системность.

Ориентация на возраст ребенка.

Интеграция.

Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

  В процессе ознакомления детей с природой я использую следующие методы:

- наглядный (наблюдение, рассматривание картин, просмотр, мультфильмов, презентаций);

- практический (игровой, труд, элементарные опыты);

 -словесный (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

     Изучение темы: «Экологическое воспитание дошкольников» я разбила на разделы: «Растительный мир», «Мир животных», «Мир птиц», «Мир насекомых». Для лучшего усвоения материала по этим разделам  были проведены итоговые мероприятия:  развлечение  «Приметы осени»,  викторина  «Знатоки комнатных растений»,  «Вечер загадок».
       Составила картотеки прогулок,  пальчиковых, дидактических и подвижных игр.
      Большую роль в успешной реализации опыта играет создание развивающей среды.
     В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда. Он предоставляет детям возможность сосредоточить свое внимание на небольшом количестве растений, на типичных их признаках и обеспечить прочные и глубокие знания. Дети могут внимательно рассматривать растения и наблюдать за ними долгое время.

        Также есть уголок экспериментирования, где есть все необходимое для исследовательской деятельности, которая помогает ввести детей в мир познания природы, пробудить в них интерес. Чтобы установить причины тех или иных явлений, связей и отношений между ними использую опыты. Они позволяют детям наглядно и доступно получить полную информацию об изучаемых объектах или явлениях, сделать процесс познания более эффективным. Дети, таким образом, лучше усваивают материал, потому что   решение той или иной познавательной задачи требует специального поиска: дети учатся анализировать, соотносить известные и неизвестные данные, предполагать и делать выводы.

        При помощи исследовательской деятельности дети ищут и находят причинно-следственные связи. Так опыты способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мышление.

       В ходе проектной деятельности мы с детьми создаем альбомы, которые они рассматривают в свободное время: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Первые цветы», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды». Создана мини-библиотека, в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. На занятиях, тематических чтениях использую рассказы М. Пришвина, сказки В. Бианки. Часто с детьми разучиваем стихотворения о природе русских поэтов А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина и других. Рассматриваем картины   И. Левитана «Сирень», «Золотая осень»; А. Саврасова «Грачи прилетели»;  П. Кончаловского «Маки»; «Зима» А. Куинджи. При рассматривании картин у детей формируется эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту, сравнивать увиденное на картине с реальностью.

       Проекты «Зеленый лук», «Комнатные растения» позволили детям выяснить, как происходит рост растения, что для этого необходимо.
     Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада, на котором дети проводят много времени, особенно, весной и летом. В процессе работы с детьми заметила, что они в ходе конкретных наблюдений легко усваивают связи между различными природными явлениями.
На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

    В ходе наблюдений за сезонными изменениями дети учатся видеть характерные признаки времен года и каждого месяца в отдельности. Наблюдая за цветником, дети учатся различать растения и правильно их называть, а также ухаживать за ними. Видеть взаимосвязь между живой и неживой природой.

      Дошкольное детство - это период игры, поэтому я широко использую различные дидактические игры природоведческого содержания. В группе имеются настольно-печатные игры, например, «Овощная семейка», «Собираем урожай», «Кто где живет?», «Ягоды и фрукты», «Составь картинку». Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории. Детям нравятся игры "Когда это бывает?", "Птицы, рыбы, звери", "Назови одним словом", «Зоопарк», «С чьей ветки детки?». Также ребятам интересны экологические театрализованные игры. Они развивают воображение, формируют навыки взаимодействия с природой.

         Подвижные игры природоведческого характера учат подражанию повадкам животных, их образу жизни: «Мыши и кот», «Наседка и цыплята», «Гуси – лебеди», «Медведь и пчёлы», «Лохматый пес», «Совушка". Подражая действиям, имитируя звуки, дети глубже усваивают знания о природе.

          Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Он развивает наблюдательность. Чтобы дети лучше поняли цель наблюдения, осознали его результат, - все это будет иметь больший эффект, если наблюдение связать с трудом. Помимо воспитательных задач в процессе труда в природе, я решаю и образовательные задачи.   Труд детей организую как индивидуальный, так и коллективный.      

     Прививая любовь ко всему живому, нельзя не обойтись без детской книги о природе, которую я использую прежде всего в воспитательных целях. Книга, являясь видом искусства, воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства.  

  Веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Опираясь на семью,  можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Так как воспитание бережного отношения к ко всему живому, начинается именно в семье. Провожу родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, оформляю стенды, привлекаю родителей к участию в акциях «Кормушка для пичужки», «Птичий дом», выставках совместного творчества, также родители с удовольствием принимают участие в праздниках, играя различные роли, а также в работе по облагораживанию участка.

  1. Результативность опыта

      Итак, опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников показал, что я выбрала верное направление. Программу выполняю успешно.  Я считаю,  что в  проделанной мною работе, есть положительные  результаты:
- у детей сформированы начала экологической культуры;
- дети учатся на практике охранять и защищать природу;
- у детей появилось желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

     В 2019 году Коля Шелпаков принимал участие в муниципальном конкурсе «Чарующие краски осени», в котором занял 1 – е место. Семья Кудаковых принимала участие в республиканском конкурсе «Птичий дом» и также заняла 1 – е место.

  1. Список литературы:

Алябьева  Е.А.  Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ  «Сфера», 2014.

Веракса  Н. Е, Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.

Горькова Л.Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. 2010 г.

Коваленко З. Д. Аппликация семенами. Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.

Кравченко И.В., Долгова Т.Л.  Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Москва.  ТЦ «Сфера». 2008.

           Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми  4 – 5 лет. -  М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2010 г.

          От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов/ сост. Л.А. Владимирская. – Изд. 3 – е. – Волгоград: Учитель, 2013.

            Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду.      Старшая группа. Москва.  МОЗАИКА – СИНТЕЗ. 2016.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начинается Родина? -описание педагогического опыта.

Сегодняшние дошколята -это будущие строители, инженеры ,учителя, врачи , руководители. Какими они вырастут? Будут ли они гордиться своей малой Родиной, станут ли они преумножать её богатства и заботит...

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта работы в группе раннего возраста №1 (ясельной) по развитию речи

Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей младшей ясельной группы.   ...