Беседа по картине В. Васнецова "Баба Яга"
план-конспект занятия (старшая группа)

Зырянова Ольга Геннадьевна

Дети знакомятся с творчеством художника, с русскими народными сказками, иллюстрациями которых являются картины. Детально рассматривают картину "Баба Яга". описывают внешний вид, среду обитания, направленност; средства художественной выразительности, используемые художником. описывают свои эмоции и чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vasnetsov.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по картине В.Васнецова «Баба Яга»

Цель: развитие смыслового и эстетического восприятия у детей произведений изобразительного искусства посредством картины В.Васнецова  «Баба Яга»

Задачи:

  • Познакомить детей с картиной;
  • Закреплять знания о сказочном герое и его характерных чертах, упражнять в подборе эпитетов;
  • Вызвать эмоциональную отзывчивость у детей.

Средства реализации: картина Васнецова В. «Баба Яга» на доске формат А3, на каждую пару детей формат А4

Ход занятия.

1) Загадка:

Стоит старушка,

Сзади избушка

Держит помело

Летает пока не рассвело

- Где встречается БЯ?

- В каких сказках?

- Какие русские народные сказки с БЯ вы знаете? (Гуси – лебеди, Царевна – лягушка, Морозко, Василиса Прекрасная)

- Давайте вспомним, как народ в сказках описывает БЯ. Какая она?

Словесный портрет БЯ – старуха, лежит на печи, костяная нога, нос в потолок врос, зубы точит. Она колдунья, ведьма, наделена магической силой, имеет волшебные предметы – избушка на курьих ножках, ступа летающая, метла, она хозяйка леса, у неё есть слуги – филин, ворон, кот. В сказках выступает отрицательным героем.

- Все вы видели БЯ в мультфильмах, в иллюстрациях книг. И великие художники давным – давно тоже изображали на своих картинах БЯ. Вот например художник Виктор Васнецов. Мы с вами уже рассматривали его картины к сказкам. Какие были это картины? («Иван - Царевич на сером волке», «Богатыри», «Царевна – лягушка», «Алёнушка»).И сегодня я хочу вас познакомить ещё с одной его картиной «Баба Яга». БЯ в мультфильмах или в книгах, как и сами сказки, разная, вот и Васнецов изобразил БЯ по – своему.

2) Давайте рассмотрим картину. На переднем плане изображена БЯ. Опишите, какая она здесь?

 - Страшная, старая, злая, зубов у неё во рту нет, только торчат клыки, щёки впалые, жилистая (жилистый – будто кости обтянуты кожей)

БЯ изображена с красном сарафане и кокошнике, будто красная девица. Возможно, она превращалась в девушку. Волосы седые, развиваются паклями в разные стороны. Посмотрите на её руки – они длинные, жилистые, когти на руках. В одной руке у неё метла – она ей заметает следы. Зачем ей заметать следы? – чтобы её никто не нашёл, и не знали, где она обитает, собаки могут взять её след. В другой – ребёнок, мальчик. Она его украла. Во что одет мальчик? – в рубахе с босыми ногами. На картине изображена ночь, возможно она его украла прямо из постели. Посмотрите на лицо ребёнка – он напуган, кричит, хочет, чтобы его спасли. Посмотрите на лицо БЯ – у неё безумные глаза. Она его схватила будто у неё не руки, а звериные лапы. Она летит в ступе. Что говорит про БЯ народ, для чего она ворует детей? – чтобы съесть. В одном лапте на ноге, другая нога босая и торчат когти.

Физминутка

«Баба Яга»

 В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок) Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок) Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

 Словно угольки горят ( не убирая рук, повороты вправо и влево)

И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

 У неё  одна нога (стоим на одной ноге)

Не простая, костяная (Хлопаем по коленям).

Вот так Бабушка Яга! (разводим руки в стороны)

3) - Что изображено на дальнем плане? Где она находится? Она летит по лесу. Лес глухой, одни коряги торчат, сухие деревья, зелени нет совсем, болотистый, змеи поднимаются, рядом летит помощник БЯ – филин. Под филином, в углу картины, лежат кости – чей – то скелет. Сорока тоже летит рядом, но, как известно, она разносит новости по лесу, и скорее всего она и сейчас спешит разнести весть о беде мальчика

- Какие краски использовал художник в картине? – тёмные, мрачные. Лес не зелёный, а чёрный. Картина сама тёмная, страшная. На всей картине одно светлое пятно – это рубаха мальчика. Далеко на горизонте восходит красный месяц. Значит, ночь только наступила, и БЯ ещё долго будет хозяйничать в лесу.

4) - Какие чувства и эмоции у вас вызывает эта картина? – чувство страха или радости? – страха за мальчика, желание ему помочь освободиться из страшных рук старухи. Как можно помочь мальчику? Как бы помогли ему вы? Хочется верить, что мальчика всё же найдут и спасут.

Я предлагаю вам побыть художниками и самим нарисовать БЯ. Свою, такую, какую хотите видеть её вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по картине Т.Яблонской "Тишина" . Старший дошкольный возраст.

РАССКАЗ-БЕСЕДА  о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.Знакомство детей с творческим процессом создания картин: картина передает мысли художника, его чувства...

Беседа о картине "Березовая роща "И.И. Левитана

Беседа о картине И.И. Левитана "Березовая роща" с детьми старшей группы детского сада...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"

В данном  конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Беседа по картине

Встреча с героями картины В. Васнецова "Алёнушка"...