Беседа по картине В. Васнецова "Баба Яга"
план-конспект занятия (старшая группа)
Дети знакомятся с творчеством художника, с русскими народными сказками, иллюстрациями которых являются картины. Детально рассматривают картину "Баба Яга". описывают внешний вид, среду обитания, направленност; средства художественной выразительности, используемые художником. описывают свои эмоции и чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_vasnetsov.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа по картине В.Васнецова «Баба Яга»
Цель: развитие смыслового и эстетического восприятия у детей произведений изобразительного искусства посредством картины В.Васнецова «Баба Яга»
Задачи:
- Познакомить детей с картиной;
- Закреплять знания о сказочном герое и его характерных чертах, упражнять в подборе эпитетов;
- Вызвать эмоциональную отзывчивость у детей.
Средства реализации: картина Васнецова В. «Баба Яга» на доске формат А3, на каждую пару детей формат А4
Ход занятия.
1) Загадка:
Стоит старушка,
Сзади избушка
Держит помело
Летает пока не рассвело
- Где встречается БЯ?
- В каких сказках?
- Какие русские народные сказки с БЯ вы знаете? (Гуси – лебеди, Царевна – лягушка, Морозко, Василиса Прекрасная)
- Давайте вспомним, как народ в сказках описывает БЯ. Какая она?
Словесный портрет БЯ – старуха, лежит на печи, костяная нога, нос в потолок врос, зубы точит. Она колдунья, ведьма, наделена магической силой, имеет волшебные предметы – избушка на курьих ножках, ступа летающая, метла, она хозяйка леса, у неё есть слуги – филин, ворон, кот. В сказках выступает отрицательным героем.
- Все вы видели БЯ в мультфильмах, в иллюстрациях книг. И великие художники давным – давно тоже изображали на своих картинах БЯ. Вот например художник Виктор Васнецов. Мы с вами уже рассматривали его картины к сказкам. Какие были это картины? («Иван - Царевич на сером волке», «Богатыри», «Царевна – лягушка», «Алёнушка»).И сегодня я хочу вас познакомить ещё с одной его картиной «Баба Яга». БЯ в мультфильмах или в книгах, как и сами сказки, разная, вот и Васнецов изобразил БЯ по – своему.
2) Давайте рассмотрим картину. На переднем плане изображена БЯ. Опишите, какая она здесь?
- Страшная, старая, злая, зубов у неё во рту нет, только торчат клыки, щёки впалые, жилистая (жилистый – будто кости обтянуты кожей)
БЯ изображена с красном сарафане и кокошнике, будто красная девица. Возможно, она превращалась в девушку. Волосы седые, развиваются паклями в разные стороны. Посмотрите на её руки – они длинные, жилистые, когти на руках. В одной руке у неё метла – она ей заметает следы. Зачем ей заметать следы? – чтобы её никто не нашёл, и не знали, где она обитает, собаки могут взять её след. В другой – ребёнок, мальчик. Она его украла. Во что одет мальчик? – в рубахе с босыми ногами. На картине изображена ночь, возможно она его украла прямо из постели. Посмотрите на лицо ребёнка – он напуган, кричит, хочет, чтобы его спасли. Посмотрите на лицо БЯ – у неё безумные глаза. Она его схватила будто у неё не руки, а звериные лапы. Она летит в ступе. Что говорит про БЯ народ, для чего она ворует детей? – чтобы съесть. В одном лапте на ноге, другая нога босая и торчат когти.
Физминутка
«Баба Яга»
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок) Нос крючком ( прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок) Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят ( не убирая рук, повороты вправо и влево)
И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
У неё одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная (Хлопаем по коленям).
Вот так Бабушка Яга! (разводим руки в стороны)
3) - Что изображено на дальнем плане? Где она находится? Она летит по лесу. Лес глухой, одни коряги торчат, сухие деревья, зелени нет совсем, болотистый, змеи поднимаются, рядом летит помощник БЯ – филин. Под филином, в углу картины, лежат кости – чей – то скелет. Сорока тоже летит рядом, но, как известно, она разносит новости по лесу, и скорее всего она и сейчас спешит разнести весть о беде мальчика
- Какие краски использовал художник в картине? – тёмные, мрачные. Лес не зелёный, а чёрный. Картина сама тёмная, страшная. На всей картине одно светлое пятно – это рубаха мальчика. Далеко на горизонте восходит красный месяц. Значит, ночь только наступила, и БЯ ещё долго будет хозяйничать в лесу.
4) - Какие чувства и эмоции у вас вызывает эта картина? – чувство страха или радости? – страха за мальчика, желание ему помочь освободиться из страшных рук старухи. Как можно помочь мальчику? Как бы помогли ему вы? Хочется верить, что мальчика всё же найдут и спасут.
Я предлагаю вам побыть художниками и самим нарисовать БЯ. Свою, такую, какую хотите видеть её вы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по картине Т.Яблонской "Тишина" . Старший дошкольный возраст.
РАССКАЗ-БЕСЕДА о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.Знакомство детей с творческим процессом создания картин: картина передает мысли художника, его чувства...
Беседа о картине "Березовая роща "И.И. Левитана
Беседа о картине И.И. Левитана "Березовая роща" с детьми старшей группы детского сада...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"
В данном конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....
«ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОМ БОГАТЫРЕЙ». БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ».
Программное содержание....
Конспект занятия "Беседа по картине Левитан "Золотая осень""
Беседа по картине....
Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...
Беседа по картине
Встреча с героями картины В. Васнецова "Алёнушка"...