Рабочая программма по кружковой деятельности " Легоробот
рабочая программа (подготовительная группа)

Эйрих Надежда Валентиновна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Снежинка» Карасукского района Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

ПРИНЯТО                                                         УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета                 Заведующая МБДОУ №7 «Снежинка»

___________________________________________ О.В. Нихаева

протокол от                    г. №______                 Приказ от 30.08.2019г. № 90

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Легоробот»

 

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Эйрих Надежда Валентиновна,

воспитатель

 

 

 

 

 

2020

 

Содержание

 

Раздел 1.«Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

 

1.2.  Цель задачи программы

1.3.  Содержание программы

1.4.  Планируемые результаты

Раздел 2. « Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Условия реализации программы

2.2. Оценка качества дополнительного образования

2.3. Список литературы

2.4 Приложение 1

Методическое обеспечение дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

 

 

  1. Пояснительная записка

 

Направленность программы – техническая.

 

Актуальность программы:

 

В настоящее время большую популярность при работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника. Это новая педагогическая технология, которая способствует развитию фантазии, воображения, умение наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчества, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе.

Актуальность введения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена востребованностью развития широкого кругозора  дошкольника и формирования предпосылок  развития технического творчества.

 

Новизнаданной программы заключается в том, что во время её реализациидети  в форме познавательной игры получают практический опыт по использованию конструкторов нового поколенияLEGOVEDO и представление о создании алгоритмов, моделей, программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

 

Объем и срок освоения программы:

Курс занятий рассчитан на 1 год обучения, объём занятий – 36 часов

4 часа в месяц

1 час в неделю

Занятия проводятся по подгруппам

Продолжительность:  6-7 лет - 30 минут  (п.11.10 СанПиН 2.4.1.3049-13)

 

Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Состав группы постоянный.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Снежинка» Карасукского района Новосибирской области

ПРИНЯТО                                                         УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета                 Заведующая МБДОУ №7 «Снежинка»

___________________________________________ О.В. Нихаева

протокол от                    г. №______                 Приказ от 30.08.2019г. № 90

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Легоробот»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Эйрих Надежда Валентиновна,

воспитатель

2020

Содержание

Раздел 1.«Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

1.2.  Цель задачи программы

1.3.  Содержание программы

1.4.  Планируемые результаты

Раздел 2. « Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.Условия реализации программы

2.2. Оценка качества дополнительного образования

2.3. Список литературы

2.4 Приложение 1

Методическое обеспечение дополнительного образования.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Направленность программы – техническая.

Актуальность программы:

В настоящее время большую популярность при работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника. Это новая педагогическая технология, которая способствует развитию фантазии, воображения, умение наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчества, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе.

Актуальность введения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена востребованностью развития широкого кругозора  дошкольника и формирования предпосылок  развития технического творчества.

Новизнаданной программы заключается в том, что во время её реализациидети  в форме познавательной игры получают практический опыт по использованию конструкторов нового поколенияLEGOVEDO и представление о создании алгоритмов, моделей, программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Объем и срок освоения программы:

Курс занятий рассчитан на 1 год обучения, объём занятий – 36 часов

4 часа в месяц

1 час в неделю

Занятия проводятся по подгруппам

Продолжительность:  6-7 лет - 30 минут  (п.11.10 СанПиН 2.4.1.3049-13)

Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Состав группы постоянный.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: Развитие технического творчества и формирование научно-технической ориентации у детей  старшего дошкольного возраста средствами использования  современных лего-технологий;

Образовательные:

- познакомить с основными компонентами конструкторов; конструктивными особенностями различных моделей, сооружений, механизмов, видов подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

- сформировать умение создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы, а также по эскизу;

- познакомить с начальным программированием;        

-  познакомить с техникой безопасности при работе с образовательным конструктором LEGOVEDO;

Развивающие:

- развивать  чувства симметрии и эстетического цветового решения построек.

-  развивать коммуникативные навыки и умения: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

-  развивать умение работать  в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

Воспитательные:

- способствовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

-способствовать проявлению самостоятельности, активности в процессе сборки конструкции;

1.3 Содержание программы

Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Легоробот»,  разработанной  воспитателем ЭйрихН.В..

Учебно-тематический план для детей от 6 до 7 лет

Тема занятия

Теория

Практика

Итого

1

Введение. Правила поведения и техника безопасности в центре робототехники при работе с конструктором, LEGOWeDo - education

Базовый набор 9580

«Перворобот», ноутбуком.

1

0

1

2

«Знакомство с набором LegoWeDo» «Перворобот»

1

0

1

3

Правила  работы с конструктором  LEGOVeDo - education

Базовый набор 9580

«Перворобот»

1

0

1

4

Первые шаги в конструировании с LegoWeDo. Правила ТБ

1

0

1

5

«Танцующие птицы»

1

0

1

6

«Танцующие птицы» - программирование

Правила ТБ

0

1

1

7

«Умная вертушка»

0

1

1

8

«Умная вертушка» программирование

Правила ТБ

0

1

1

9

«Обезьянка-барабанщица»

0

1

1

10

«Обезьянка – барабанщица» - программирование. Правила ТБ

0

1

1

11

«Голодный аллигатор»

0

1

1

12

«Голодный аллигатор»

программирование. Правила ТБ

0

1

1

13

Мониторинг

0

1

1

14

Лего - турнир

0

1

1

15

«Рычащий лев»

0

1

1

16

«Рычащий лев» - программирование. Правила ТБ.

0

1

1

17

Конструирование по замыслу

0

1

1

18

«Порхающая птица»

0

1

1

19

«Порхающая птица» - программирование

0

1

1

20

«Нападающий»

0

1

1

21

«Вратарь»

0

1

1

22

«Ликующие болельщики»

0

1

1

23

«Ликующие болельщики» - программирование. Правила ТБ

0

1

1

24

Конструирование по замыслу

0

1

1

25

Создание сценария по теме «Футбол». Обыгрывание ситуации. Правила ТБ

0

1

1

26

«Спасение самолёта»

0

1

1

27

«Спасение самолета». Программирование модели самолета. Правила ТБ

0

1

1

28

Соревнования по программированию

0

1

1

29

«Спасение от великана»

0

1

1

30

«Непотопляемый парусник»

0

1

1

31

«Оркестр»

0

1

32

«Создание проекта»

0

1

1

33

«Зоопарк»

0

1

1

34

«Спортивная олимпиада»

0

1

1

35

«Приключения»

0

1

1

36

«Создание проекта»

0

1

1

1.4 Планируемые результаты

В результате  реализации программы обучающиеся будут знать:

- технику безопасности при работе с компьютером, ноутбуком и образовательными конструкторами;

- основные компоненты конструкторов;

- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

-  виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основные приемы конструирования роботов, конструктивные особенности различных роботов;

В результате  реализации программы обучающиеся будут уметь:

- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применить полученные знания, приемы и опыт  конструирования с использованием специальных элементов и других объектов и т.д.)

- работать в паре;

- создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы;

- демонстрировать технические возможности роботов;

- собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;

         В  результате реализации программы у обучающихся будут развиты  следующие личностные качества:

- самостоятельность, активность в процессе сборки конструкции;
-  способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

- способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- проявление волевых качеств   (терпение, самоконтроль)

Раздел № 2.  «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Условия реализации программы

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

Материально-техническое обеспечение

Характеристика помещения для занятий по программе – занятия кружка проводятся на базе МБДОУ детского сада №7 «Снежинка» Карасукского района Новосибирской зала, разделенная плотными шторами, соответствует требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам, имеет хорошее освещение, возможность кварцевания и проветривания. Созданлего-центр.

Рабочее место оборудовано:  2 шкафа для хранения лего-конструкторов и ноутбуков,  столы, стулья по росту и количеству детей;

Перечень оборудования: ноутбук с необходимым программным обеспечением – 2 шт., мультимедийный проектор, экран.

Необходимый инвентарь для занятий в кружке:

- конструкторы LEGOWeDO «Перворобот» ;

-ящики для хранения конструкторов с крышками;

- игрушки для обыгрывания, мобильный куб;

- схемы конструкций, учебные презентации по темам;

- Информационное обеспечение:

- учебные пособия:

- интернет источники:

2.2 Оценка качества дополнительного образования

Текущим контролем является «диагностическое отслеживание», проводимое по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения  учебного задания (справился или не справился)

Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний, проектных заданий, творческого конструирования, защиты презентаций.

Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки.

Уметь:

- организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасности работы с конструктором;

- самостоятельно выполнять работу по инструкции, по своему замыслу;

- осуществлять взаимоконтроль;

- изменять конструкции модели  с заданными условиями;

- сличать промежуточные результаты с образцом;

- выполнять работу в заданное время;

-эстетично выполнять изделие;

-собирать модели действующих игрушек, транспортных средств

-оказывать посильную помощь напарникам;

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того,  насколько ребенок успешно освоил практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза за период обучения проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

С целью выявления  уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы проводится промежуточная аттестация.

- входной контроль (предварительная аттестация)

– начальный уровень знаний, умений, навыков воспитанников по направлению основной общеразвивающей программы;

-  промежуточная аттестация (создание дополнительной общеразвивающей программы после окончания обучения)

Формой аттестации обучающихся (подведение итогов реализации данной программы) является:

- участие в выставке построек для родителей, детей среднего возраста;

-  участие в соревнованиях на уровне ДОУ, городских выставках;

В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5).

Основными критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение программы, осуществление сборки моделей роботов,создание индивидуальных конструкторских проектов,создание коллективного выставочного проекта;

Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.

Также критериями служат: создание стабильного детского  коллектива кружка, заинтересованность обучающихся в конструировании и программировании готовых моделей, работать парами и группами с опорой на готовый план, осуществлять контроль качества работы друг друга. Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов (конструирование, испытание и запуск модели робота).

При подведении итогов  используются  следующие формы работы:  выставки рисунков, опрос, презентация творческих работ.

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме

Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один предмет, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

2.3 Список литературы

Нормативно – правовые основания для пректирования дополнительных общеобразовательных программ:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации». 6

2. Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН

2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам».

4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические

рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

(включая разноуровневые программы)).

5. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе.

6. Положение о комплектовании и наполняемости групп.

Литература для педагога:

1.        Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.

2.        Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.

3.        Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.

4.        ПервороботLegoWeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – LegoGroup, 2009. – 1 эл. опт.диск (CD-ROM).

5.        Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.

6.        Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)

7.        Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)

8.        Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)

9.        Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/.

10.        Портал «Все о наших детях»  http://for-children.ru/zdorove-rebenka/516-pitanie-detey-v-detskom-sadu.html

11.        «НС – портал» http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/01/05/konsultatsiya-dlya-roditeley-zdorovoe-pitanie

12.        Образовательный портал «фгос-игра.рф» http://фгос-игра.рф

13.        http://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html

14.        http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/08/04/perspektivnoe-planirovanie-po-lego

15.         Интерактивная книга учителя по работе с конструктором LEGO EducationWeDo 2.0 (Электронное пособие устанавливается с ПО)

16.        Корягин А.В., Смольянинова Н.М. Образовательная робототехника LegoWeDo.  Сборник методических рекомендаций и практикумов.  http://www.dsalenka.caduk.ru/

17.        Корягин А.В., Смольянинова Н.М. Образовательная робототехника LegoWeDo. Рабочая тетрадь. – 4 шт

2.4. Приложение 1

Методическое обеспечение дополнительного  образования.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"

Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...

Рабочая программа по кружковой деятельности Дорога в сказку

Программа  кружка «Дорога  в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особеннос-  ...

рабочая программа по кружковой деятельности детей"букашки из бумажки" от 2-ой младшей группы,презентация о интернет зависимости детей от 6лет,проект по дымке для детей от 3-х лет

Рабочая программа по изодеятельности для детей от 3-х лет,разработана и составлена на весь год возможны вариации и использование этого материала в изо деятельности детей в ДОУ....

конспект по методическому обьединению кружковой деятельности "Легоробот"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №7 «Снежинка»Карасукского района Новосибирской области. Конспект кружковой деятельности в подготовительной...

перспективный план работы с родителями по кружковой деятельности "Легоробот"

Перпективное планирование  работы с родителями по кружковой  деятельности «Легоробот».МесяцФормывзаимодействияТематика информацииСодержание взаимодействияСентябрьГрупповые консул...

Рабочая программма коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми 4-7 лет)

Данный материал предназначен для проведения коррекционной работы с детьми 4-7 лет по основным направления логопедической помощи (распределение материала по обучению грамоте по рекомендациям Ельцовой О...