Рабочая программма по кружковой деятельности " Легоробот
рабочая программа (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Снежинка» Карасукского района Новосибирской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического совета Заведующая МБДОУ №7 «Снежинка»
___________________________________________ О.В. Нихаева
протокол от г. №______ Приказ от 30.08.2019г. № 90
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Легоробот»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Эйрих Надежда Валентиновна,
воспитатель
2020
Содержание
Раздел 1.«Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
1.2. Цель задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. « Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Условия реализации программы
2.2. Оценка качества дополнительного образования
2.3. Список литературы
2.4 Приложение 1
Методическое обеспечение дополнительного образования.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Направленность программы – техническая.
Актуальность программы:
В настоящее время большую популярность при работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника. Это новая педагогическая технология, которая способствует развитию фантазии, воображения, умение наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчества, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе.
Актуальность введения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок развития технического творчества.
Новизнаданной программы заключается в том, что во время её реализациидети в форме познавательной игры получают практический опыт по использованию конструкторов нового поколенияLEGOVEDO и представление о создании алгоритмов, моделей, программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Объем и срок освоения программы:
Курс занятий рассчитан на 1 год обучения, объём занятий – 36 часов
4 часа в месяц
1 час в неделю
Занятия проводятся по подгруппам
Продолжительность: 6-7 лет - 30 минут (п.11.10 СанПиН 2.4.1.3049-13)
Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).
Состав группы постоянный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программма по кружковой деятельности " Легоробот" | 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Снежинка» Карасукского района Новосибирской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического совета Заведующая МБДОУ №7 «Снежинка»
___________________________________________ О.В. Нихаева
протокол от г. №______ Приказ от 30.08.2019г. № 90
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Легоробот»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Эйрих Надежда Валентиновна,
воспитатель
2020
Содержание
Раздел 1.«Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
1.2. Цель задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. « Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.Условия реализации программы
2.2. Оценка качества дополнительного образования
2.3. Список литературы
2.4 Приложение 1
Методическое обеспечение дополнительного образования.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Направленность программы – техническая.
Актуальность программы:
В настоящее время большую популярность при работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника. Это новая педагогическая технология, которая способствует развитию фантазии, воображения, умение наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчества, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе.
Актуальность введения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок развития технического творчества.
Новизнаданной программы заключается в том, что во время её реализациидети в форме познавательной игры получают практический опыт по использованию конструкторов нового поколенияLEGOVEDO и представление о создании алгоритмов, моделей, программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Объем и срок освоения программы:
Курс занятий рассчитан на 1 год обучения, объём занятий – 36 часов
4 часа в месяц
1 час в неделю
Занятия проводятся по подгруппам
Продолжительность: 6-7 лет - 30 минут (п.11.10 СанПиН 2.4.1.3049-13)
Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).
Состав группы постоянный.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: Развитие технического творчества и формирование научно-технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами использования современных лего-технологий;
Образовательные:
- познакомить с основными компонентами конструкторов; конструктивными особенностями различных моделей, сооружений, механизмов, видов подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- сформировать умение создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы, а также по эскизу;
- познакомить с начальным программированием;
- познакомить с техникой безопасности при работе с образовательным конструктором LEGOVEDO;
Развивающие:
- развивать чувства симметрии и эстетического цветового решения построек.
- развивать коммуникативные навыки и умения: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- развивать умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
Воспитательные:
- способствовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
-способствовать проявлению самостоятельности, активности в процессе сборки конструкции;
1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Легоробот», разработанной воспитателем ЭйрихН.В..
Учебно-тематический план для детей от 6 до 7 лет
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Итого | ||
1 | Введение. Правила поведения и техника безопасности в центре робототехники при работе с конструктором, LEGOWeDo - education Базовый набор 9580 «Перворобот», ноутбуком. | 1 | 0 | 1 | ||
2 | «Знакомство с набором LegoWeDo» «Перворобот» | 1 | 0 | 1 | ||
3 | Правила работы с конструктором LEGOVeDo - education Базовый набор 9580 «Перворобот» | 1 | 0 | 1 | ||
4 | Первые шаги в конструировании с LegoWeDo. Правила ТБ | 1 | 0 | 1 | ||
5 | «Танцующие птицы» | 1 | 0 | 1 | ||
6 | «Танцующие птицы» - программирование Правила ТБ | 0 | 1 | 1 | ||
7 | «Умная вертушка» | 0 | 1 | 1 | ||
8 | «Умная вертушка» программирование Правила ТБ | 0 | 1 | 1 | ||
9 | «Обезьянка-барабанщица» | 0 | 1 | 1 | ||
10 | «Обезьянка – барабанщица» - программирование. Правила ТБ | 0 | 1 | 1 | ||
11 | «Голодный аллигатор» | 0 | 1 | 1 | ||
12 | «Голодный аллигатор» программирование. Правила ТБ | 0 | 1 | 1 | ||
13 | Мониторинг | 0 | 1 | 1 | ||
14 | Лего - турнир | 0 | 1 | 1 | ||
15 | «Рычащий лев» | 0 | 1 | 1 | ||
16 | «Рычащий лев» - программирование. Правила ТБ. | 0 | 1 | 1 | ||
17 | Конструирование по замыслу | 0 | 1 | 1 | ||
18 | «Порхающая птица» | 0 | 1 | 1 | ||
19 | «Порхающая птица» - программирование | 0 | 1 | 1 | ||
20 | «Нападающий» | 0 | 1 | 1 | ||
21 | «Вратарь» | 0 | 1 | 1 | ||
22 | «Ликующие болельщики» | 0 | 1 | 1 | ||
23 | «Ликующие болельщики» - программирование. Правила ТБ | 0 | 1 | 1 | ||
24 | Конструирование по замыслу | 0 | 1 | 1 | ||
25 | Создание сценария по теме «Футбол». Обыгрывание ситуации. Правила ТБ | 0 | 1 | 1 | ||
26 | «Спасение самолёта» | 0 | 1 | 1 | ||
27 | «Спасение самолета». Программирование модели самолета. Правила ТБ | 0 | 1 | 1 | ||
28 | Соревнования по программированию | 0 | 1 | 1 | ||
29 | «Спасение от великана» | 0 | 1 | 1 | ||
30 | «Непотопляемый парусник» | 0 | 1 | 1 | ||
31 | «Оркестр» | 0 | 1 | |||
32 | «Создание проекта» | 0 | 1 | 1 | ||
33 | «Зоопарк» | 0 | 1 | 1 | ||
34 | «Спортивная олимпиада» | 0 | 1 | 1 | ||
35 | «Приключения» | 0 | 1 | 1 | ||
36 | «Создание проекта» | 0 | 1 | 1 |
1.4 Планируемые результаты
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
- технику безопасности при работе с компьютером, ноутбуком и образовательными конструкторами;
- основные компоненты конструкторов;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основные приемы конструирования роботов, конструктивные особенности различных роботов;
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применить полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и других объектов и т.д.)
- работать в паре;
- создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы;
- демонстрировать технические возможности роботов;
- собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;
В результате реализации программы у обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
- самостоятельность, активность в процессе сборки конструкции;
- способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
- способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- проявление волевых качеств (терпение, самоконтроль)
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Условия реализации программы
К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:
Материально-техническое обеспечение
Характеристика помещения для занятий по программе – занятия кружка проводятся на базе МБДОУ детского сада №7 «Снежинка» Карасукского района Новосибирской зала, разделенная плотными шторами, соответствует требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам, имеет хорошее освещение, возможность кварцевания и проветривания. Созданлего-центр.
Рабочее место оборудовано: 2 шкафа для хранения лего-конструкторов и ноутбуков, столы, стулья по росту и количеству детей;
Перечень оборудования: ноутбук с необходимым программным обеспечением – 2 шт., мультимедийный проектор, экран.
Необходимый инвентарь для занятий в кружке:
- конструкторы LEGOWeDO «Перворобот» ;
-ящики для хранения конструкторов с крышками;
- игрушки для обыгрывания, мобильный куб;
- схемы конструкций, учебные презентации по темам;
- Информационное обеспечение:
- учебные пособия:
- интернет источники:
2.2 Оценка качества дополнительного образования
Текущим контролем является «диагностическое отслеживание», проводимое по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился)
Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний, проектных заданий, творческого конструирования, защиты презентаций.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки.
Уметь:
- организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности работы с конструктором;
- самостоятельно выполнять работу по инструкции, по своему замыслу;
- осуществлять взаимоконтроль;
- изменять конструкции модели с заданными условиями;
- сличать промежуточные результаты с образцом;
- выполнять работу в заданное время;
-эстетично выполнять изделие;
-собирать модели действующих игрушек, транспортных средств
-оказывать посильную помощь напарникам;
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребенок успешно освоил практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза за период обучения проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
С целью выявления уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы проводится промежуточная аттестация.
- входной контроль (предварительная аттестация)
– начальный уровень знаний, умений, навыков воспитанников по направлению основной общеразвивающей программы;
- промежуточная аттестация (создание дополнительной общеразвивающей программы после окончания обучения)
Формой аттестации обучающихся (подведение итогов реализации данной программы) является:
- участие в выставке построек для родителей, детей среднего возраста;
- участие в соревнованиях на уровне ДОУ, городских выставках;
В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5).
Основными критериями оценки результатов обучения служит успешное освоение программы, осуществление сборки моделей роботов,создание индивидуальных конструкторских проектов,создание коллективного выставочного проекта;
Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
Также критериями служат: создание стабильного детского коллектива кружка, заинтересованность обучающихся в конструировании и программировании готовых моделей, работать парами и группами с опорой на готовый план, осуществлять контроль качества работы друг друга. Выполнение практических работ и подготовка к состязаниям роботов (конструирование, испытание и запуск модели робота).
При подведении итогов используются следующие формы работы: выставки рисунков, опрос, презентация творческих работ.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один предмет, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
2.3 Список литературы
Нормативно – правовые основания для пректирования дополнительных общеобразовательных программ:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». 6
2. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)).
5. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.
6. Положение о комплектовании и наполняемости групп.
Литература для педагога:
1. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2002- 192 с.
2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.
3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. -2010.-90 с.
4. ПервороботLegoWeDo [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – LegoGroup, 2009. – 1 эл. опт.диск (CD-ROM).
5. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.-М.: Сфера, 2011.-128 с.
6. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна (http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
7. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехники в учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)
8. Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)
9. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/.
10. Портал «Все о наших детях» http://for-children.ru/zdorove-rebenka/516-pitanie-detey-v-detskom-sadu.html
11. «НС – портал» http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/01/05/konsultatsiya-dlya-roditeley-zdorovoe-pitanie
12. Образовательный портал «фгос-игра.рф» http://фгос-игра.рф
13. http://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html
14. http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/08/04/perspektivnoe-planirovanie-po-lego
15. Интерактивная книга учителя по работе с конструктором LEGO EducationWeDo 2.0 (Электронное пособие устанавливается с ПО)
16. Корягин А.В., Смольянинова Н.М. Образовательная робототехника LegoWeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов. http://www.dsalenka.caduk.ru/
17. Корягин А.В., Смольянинова Н.М. Образовательная робототехника LegoWeDo. Рабочая тетрадь. – 4 шт
2.4. Приложение 1
Методическое обеспечение дополнительного образования.
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"
Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...
Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"
Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...
Рабочая программа по кружковой деятельности Дорога в сказку
Программа кружка «Дорога в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особеннос- ...
рабочая программа по кружковой деятельности детей"букашки из бумажки" от 2-ой младшей группы,презентация о интернет зависимости детей от 6лет,проект по дымке для детей от 3-х лет
Рабочая программа по изодеятельности для детей от 3-х лет,разработана и составлена на весь год возможны вариации и использование этого материала в изо деятельности детей в ДОУ....
конспект по методическому обьединению кружковой деятельности "Легоробот"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №7 «Снежинка»Карасукского района Новосибирской области. Конспект кружковой деятельности в подготовительной...
перспективный план работы с родителями по кружковой деятельности "Легоробот"
Перпективное планирование работы с родителями по кружковой деятельности «Легоробот».МесяцФормывзаимодействияТематика информацииСодержание взаимодействияСентябрьГрупповые консул...
Рабочая программма коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми 4-7 лет)
Данный материал предназначен для проведения коррекционной работы с детьми 4-7 лет по основным направления логопедической помощи (распределение материала по обучению грамоте по рекомендациям Ельцовой О...