«Развитие активной речи детей средней группы посредством устного народного творчества»
материал (средняя группа)

Наталья Викторовна Иванова

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_srednyaya_gruppa.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Рябинка"

                 

План по самообразованию

«Развитие активной речи детей средней группы посредством устного народного творчества».

                                               

                                                                воспитателя средней группы "Пчелки"

                                                  Ивановой Натальи Викторовны

г.Гагарин, 2020

Цель моей работы: 

повышение своего профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагогов и родителей по развитию активной речи детей с помощью произведений русского народного фольклора.

Задачи:

1. Выявить значение  устного народного творчества в системе воспитания детей. 

2. Обогащать чувства детей, воображение и речь.        

3. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

4. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

5. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

6. Развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

7. Привлечь родителей к проблемам речевого развития детей.

Актуальность выбранной темы.

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

         Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей среднего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

        Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

        Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

        Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх.

        Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

        Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки,  приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши,  дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют ребенка прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

        Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Необходимо помнить, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на начальном этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

План работы по самообразованию.

сроки

мероприятия

Сентябрь - май

1.Постановка целей и задач по данной теме.

2.Составление перспективного плана по самообразованию.

3.Изучение методической и педагогической литературы по данной теме:

 - Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

- Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

-  Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / сост. Г.Науменко. М., 1998.

 - Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. спб,. 2008.

 -  Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

 -  Русский фольклор / сост. В. Аникин. М., 1985.

- О. С. Ушаков, Н. В. Гавриш «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».

- Г. Науменко «Прибаутки-считалки». 

- В. Г. Кошечкина «Загадки» .

 - Л.Яхнин «Потешки» .

4.Подбор художественного материала.

5.Изучение материалов в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель», «Игра и дети».

Сентябрь - май

1. Использование потешек в режимных моментах.

2. Разучивание и проговаривание потешек, считалок.

3. Слушание колыбельных песен перед сном.

4. Чтение детям русских народных сказок.

5. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок,

потешек, прибауток, колыбельных. 

6. Рассматривание иллюстраций в детских книгах с потешками для детей.

7. Беседа с детьми: «Во что играли наши бабушки и дедушки». 

8. Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

9.Просмотр мультфильмов, кукольного театра  по мотивам русских народных сказок.

10. Обновление и пополнение картинок на фланелеграфе ( сказки).

11. Разучивание пальчиковых игр на основе русских народных потешек.

Октябрь - апрель

1Анкетирование родителей «Книги для малыша».

2.Создание картотеки потешек, песенок, пестушек, загадок, поговорок, считалок.

3.Изготовление методических пособий.

4. Создание  и пополнение библиотеки красочных книг с потешками для детей.

5.Консультация для родителей: «С пальчиками играем, речь развиваем».

ноябрь

1. Консультация для родителей: «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей».

2. Знакомство и разучивание:

- Игра-хоровод «Заинька попляши»;

- Игра -  хоровод «Каравай»;

- Подвижная игра «Воротики», «Ручеек»;

- Хороводная игра «Мыши водят хоровод».

декабрь

1.Пополнение развивающей среды: изготовление настольно-печатных игр по русским народным сказкам,  игр по мотивам потешек (разрезные картинки, лото).

2. Привлечь родителей к созданию театра на палочках, кеглях, стаканчиках, на ложках, конусного театра.

январь

1.Создание театрализованного уголка в группе, изготовление атрибутов, масок, костюмов; пополнение уголка ряжения для использования в играх – драматизациях, развлечениях, играх – забавах.

2.Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

февраль

1.Развлечение «Широкая масленица».

2.Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через русские народные сказки».

март

1.Привлечение  родителей в изготовлении материала к дидактическим и театрализованным играм, 

в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья».

2. Учить  детей  обыгрывать знакомые  русские  народные  сказки , потешки (игры-драматизации).

3.   Досуг вместе с родителями : «Вечер русских народных посиделок».

апрель

 1.Консультация для родителей:  «Почему важно петь колыбельные песни детям».

2. Совместное творчество детей с родителями. Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку».

май

1.Родительское собрание «Устное народное творчество-фольклор в воспитании дошкольников».

2. Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству».

В современных экономических условиях проблема развития речи становится все более актуальной в связи с тем, что предъявляются все более высокие требования к способности человека четко выражать свои мыс...

«Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству».

Развитие связной речи ребенка возможно лишь при овладении им родным языком...

Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества" (из опыта работы)

Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества(из опыта работы)           В раннем  возрасте ребенок   о...

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...