Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества" (из опыта работы)
статья (младшая группа) на тему

Барышникова Ирина Витальевна

Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества

(из опыта работы)

           В раннем  возрасте ребенок   обладает   особой   благодатной

восприимчивостью.   У него  интенсивно  формируется  наглядно-образное

мышление и воображение,  развивается  речь,  психическая  жизнь  обогащается

опытом,  возникает   способность   воспринимать   мир   и   действовать   по

представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и  явлениях

является важным этапом в ознакомлении  с  окружающим  миром  через  народные

произведения.

Фольклор - одно из действенных  и ярких   средств   ее,   таящий огромные   дидактические     возможности.     Знакомство     с     народными произведениями обогащает чувства  и  речь  малышей,  формирует  отношение  к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Барышникова И.В.

ГБДОУ детский сад № 53 Колпинского района

Санкт-Петербурга 

Развитие речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества

(из опыта работы)

           В раннем  возрасте ребенок   обладает   особой   благодатной

восприимчивостью.   У него  интенсивно  формируется  наглядно-образное

мышление и воображение,  развивается  речь,  психическая  жизнь  обогащается

опытом,  возникает   способность   воспринимать   мир   и   действовать   по

представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и  явлениях

является важным этапом в ознакомлении  с  окружающим  миром  через  народные

произведения.

Фольклор - одно из действенных  и ярких   средств   ее,   таящий огромные   дидактические     возможности.     Знакомство     с     народными произведениями обогащает чувства  и  речь  малышей,  формирует  отношение  к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.    

Фольклор - действенный метод  гуманизации  воспитания  с  первых  лет  жизни

ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия  на

детей с учетом их  возрастных  возможностей.  Использование   малых    форм

фольклора    в    развитии   познавательной       активности       детей, формирует первоначальные  навыки  художественно-речевой   деятельности, воспитание любви к народному национальному искусству.  Целенаправленное   и   систематическое    использование   произведений фольклора в детском саду  позволит  заложить  фундамент     психофизического благополучия    ребенка,  определяющий  успешность  его  общего  развития  в дошкольный период детства.

Первое знакомство  ребенка  с  народной  поэзией  начинается  с  малых фольклорных  форм:  пестушек,  потешек,  прибауток,   считалок,   поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.  И  хотя  они  состоят  из  нескольких  строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в  себе  немалые жанровые богатства.

Детский  фольклор  обширная  область  устного  народного  поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой  и

красотой. Мысль  детей связана  с  конкретными  образами  -  в  этом   ключ   к   тайнам   детского художественного творчества.   Особенности    детской    психики,    мышления определили отбор произведений детского фольклора.

 Фольклор для детей созданный взрослыми  включает  в  себя  колыбельные

песни,  пестушки,  потешки,  прибаутки,  сказочки.  Это  область   народного творчества представляет собой одной из  средств  народной  педагогики.  Поэзия  пестования,  материнская   поэзия   открывается   колыбельными песнями,  назначение  которых  убаюкать,  усыпить  младенца.  Когда  ребенок начинает  понимать  речь,  узнавать  близких  его  забавляют   песенками   и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка  радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки  и  стихи  к  первым  играм  с пальцами, ручками, ножками.  Позднее  наступает  черед  прибауток-песенок  и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

      Содержание     небольших     произведений     народного   поэтического творчества многоплановая. В потешках  и  песенках  оживают  явления  природы («Ночь  пришла,  темноту  привела»,  «Солнышко-ведрышко»,  «Обогрело  телят, ягнят и еще маленьких  ребят»,  на  небе  появилась  радуга-дуга  «высока  и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка,  сорока- белобока и многие другие персонажи). Описание их не только  поэтично,  но  и образно: курочка-рябушечка идет  на  реку  за  водичкой  -  цыпляток  поить; кисонька - мурысонька едет  на  мельницу,  чтобы  испечь  прянички;  сорока- белобока кашку варит - деток  кормить;  котик  идет  на  торжок  и  покупает пирожок; заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и

заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку,

баюкает младенца и т.д.

         Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности  для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.          

 Особую значимость приобретает фольклор в первые дни  жизни  ребенка  в

детской саду. В период привыкания к новой обстановке  он  скучает  по  дому, маме, еще не может общаться  с  другими  детьми,  взрослыми.  Педагог  может подобрать,  выразительно  рассказать  потешку,  которая  поможет  установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные  эмоции,  симпатию  к  пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.  Учитывая,  что  многие  народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание,  желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший!

Ванечка - пригожий!

         Нельзя забывать, что  словарный  запас  детей  раннего  возраста  не велик, реальный  мир  воспринимается  своеобразно.  Поэтому  потешки  должны соответствовать  уровню  развитию  детей.  И  интонация,   с   которой   они произносятся воспитателем, должна быть  понятна  детям.  Простые,  короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково,  негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

 Воспитатели  могут  использовать  потешки,   чтобы   заставить   детей двигаться:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. Даже  те

дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

                      Травка - муравка, сосна поднялась,

                      Птица - синица за зерна взялась,

                      Зайка - за капустку, мышка - за корку,

                      Детки - за молоко.                      

         При подготовке детей  ко  сну  желательно  использовать потешки:

                      Вот и люди спят,

                      Вот и звери спят.

                      Птицы спят на веточках,

                      Лисы спят на горочках,

                      Зайцы спят на травушке,

                      Утки на муравушке,

                      Детки все по люлечкам...

                      Спят - поспят, всему миру спят велят.

         Во время одевания на прогулку:

                      Вот они, сапожки:

                      Этот с левой ножки,

                      Этот с правой ножки,

                      Если дождичек пойдет,

                      Наденем калошики;

                      Этот - с правой ножки,

                      Этот - с левой ножки.

                      Вот так хорошо!

 Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить  их.

Они начинают вводить народные потешки в  свои  игры  -  во  время  кормления куклы или укладывание ее спать.

Очень  большое  значение  имеют  потешки  для  воспитания  у   малышей дружелюбия,    доброжелательности,    чувства сопереживания. Если  в  группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая:  «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Воспитатели могут вводить в  игры  -  забавы  хорошо  известные  детям потешки, чтобы дать возможность проявить  речевую  активность.  Например,  в игре - забаве «Моя доченька» малыши  слышат  уже  знакомые  им  «Баю-баюшки- баю», «Катя, Катя маленькая...».

 В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»:

                      Солнышко, солнышко,

                      Загляни в окошечко.

                      Ждут тебя детки,

                      Ждут малолетки.

                      Дождик, дождик,

                      Полно лить,

                      Малых детушек мочить.

 В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

                      Кря, кря, кря.

                      Наши гуси у пруда:

                      Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

                      Ко-ко, ко-ко, ко-ко...                      

 В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых  сознательных

слов у ребенка. Увеличить  запас  слов  помогут  малые  формы  фольклора,  в которых  привлекается  его  внимание   к   предметам,    животным,    людям. Звучность,  ритмичность,  напевность,  занимательность  потешек   привлекает детей,  вызывают  желание  повторить,  запомнить,  что,  в   свою   очередь, способствует развитию разговорной речи.

Необходимо   подобрать   соответствующие    настольно-печатные   игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы  детям  закрепить  простейшие речевые навыки и  знания  произведений    народного    жанра,    формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном  уголке  разместить книги - игрушки, книги - раскладушки, книги  -картинки,  книжки  -  малышки. Здесь же поместить фигурки  персонажей    знакомых    потешек,    прибауток, сказок,  дидактические  настольно-печатные   игры   по   мотивам   этих   же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью   рассматривают   иллюстрации,   пересказывают содержания  знакомых

потешек.

Хочется отметить особую роль семьи  в  приобщении  детей  к  народному

поэтическому слову.      В первые годы жизни ребенок почти  все  время  находится  в  окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить  его  чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его  окружает,  к народному  искусству.  Поэтому  надо  как   можно   шире   и   многообразнее использовать  возможности  семьи.   Если   вы   просто   напеваете   ребенку колыбельную песню или, поглаживая его,  приговариваете  потешку,  прибаутку, он уже приобщается к народному искусству,  и  тем  самым  вы  передаете  ему частицу вашего вдохновения.

         В результате общения с фольклорными произведениями ребенку  передаются

их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность.  Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное  и  умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром,  в  результате  чего развивается их  восприимчивость  и  чувствительность,  формируется  гуманное отношение к миру.

         Чтение народных песенок, потешек,  сопровождаемые  показом  наглядного

материала, более  глубоко  воздействует  на  чувства  ребенка,  способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка,  спокойный,  слегка  игривый  тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно  вызовут  у  малыша удовольствие и радость.

      Итак, ранний период жизни  ребенка  во  многом  зависит  от  взрослых, воспитывающих малыша.  Прекрасно,  если  родители  и  воспитатели  наполняют

жизнь ребенка светом  добра  и  ласки,  если  способны  обогатить  среду,  в которой он растет,  расцветет   всеми  цветами  радуги,  заложит  предпосылки высоких

человеческих начал. Мы считаем,  что  народное  поэтическое  слово,  образец

духовного служения людям,  может  и  должно  духовно  обогатить  эту  среду.

Используемая литература:

1.Воспитание и обучение детей раннего возраста  В.В. Гербова, Р.Г.Козакова

2. Журнал «дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А.О.Рулёва

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё  личико» Г.Иванова, В.Курашева.

4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 Москалёва. 2009г  «Воспитание творчеством» Г.С.Косарева, Е.Б.Москалёва

5. Хрестоматия для маленьких.

раздел «Развитие речи детей через народное творчество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...

Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества

Материалы презентации на тему: "Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества"....