«Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству».
консультация на тему
В современных экономических условиях проблема развития речи становится все более актуальной в связи с тем, что предъявляются все более высокие требования к способности человека четко выражать свои мысли, обладать богатством сравнений, эпитетов, метафор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству».
В современных экономических условиях проблема развития речи становится все более актуальной в связи с тем, что предъявляются все более высокие требования к способности человека четко выражать свои мысли, обладать богатством сравнений, эпитетов, метафор.
Современный русский язык незаметно пополнился большим количеством иностранных слов, которые вытесняют колорит нашего родного языка, ограничивая образность его речи. Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы ее актуальность носит все более значимый характер, потому что развитие речи и мышления – это один из важнейших разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка.
Громадным богатством русского народа является язык. Это основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания. С помощью языка передаются знания и опыт из поколения к поколению.
Язык – это главнейший фактор социального общения людей, он является цементом, склеивающим все проявления человеческой жизни в одно целое. Процесс общения людей между собой посредством языка называется речью.
Речь возникла в процессе совместного труда в коллективе, когда у людей «появилась потребность что – то сказать друг другу». Ребенок, овладевая речью, приобщается к жизни общества, в котором он родился. Если бы, в силу каких – либо причин ребенок не овладел речью, то его умственное развитие оказалось бы на крайне низком уровне. Речь имеет огромное значение для интеллектуального развития человека особенно в детские годы. Речевая деятельность присуща только человеку. Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста.
Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Требование к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи. Развитие связной речи возможно лишь на основе овладения родным языком, освоение его звуковой стороны, определенного словарного запаса, грамматического строя речи.
Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Речь всегда рассматривается в единстве содержания и формы.
Таким образом, под связной речью понимается «Развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно». В детском саду ребенок учится содержательно, связно и последовательно излагать свои мысли. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Одним из средств развития связной речи является устное народное творчество. Поэтическое народное творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди еще не умели писать, поэтому, естественно, ему была присуща устная форма выражения. Но фольклор не только устная поэзия, не только искусство слова. В некоторых жанрах он соединяет слово и напев, т. е. сливает воедино словесное и музыкальное искусство слова. Кроме того, фольклор включает в себя и элементы театрального искусства (жест, мимика, интонация). Создателем фольклора является трудовой народ. А. М. Горький определял фольклор как устное творчество трудового народа, который, по его мнению, является зачинателем создания материальной и духовной культуры, « первым по времени, красоте, гениальности творчества, философом и поэтом». Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высокими идейными качествами. Создаются произведения устного творчества не на литературном языке, а на живом разговорном народном языке, имеющим свои лексические и звуковые черты, в том числе ударения, что идет от местных говоров.
В народном поэтическом творчестве выработалась своеобразная система выразительных средств. Это символика образов («молодец – сокол ясный» , «сизый селезень», «девушка – павушка», «лебедь белая»; постоянные эпитеты («поле чистое», «луг зеленый», «море синее», «руки белые»; тавтология («дождь дождит», « горе горькое», « диво дивное»; синонимы ( « правда – истина», « роду – племени», «щука – рыба»).
Языку фольклорных произведений свойственно широкое употребление слов с уменьшительными суффиксами ( «рученьки», «младёшенька», «пташечка», «гусельки»); краткие прилагательные («сине море», «чисто поле», «быстра речка», «светел месяц» и. т. д.).
Русские писатели и критики, высоко оценивая художественные качества русского фольклора, видели в устном поэтическом творчестве проявление огромной талантливости русского народа. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Гоголь восторженно восклицал: «Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю!». В русском фольклоре наши писатели видели живой родник национальной самобытности, образец и неисчерпаемый источник совершенствования поэтического мастерства.
Устное народное творчество – это прибаутки, потешки, загадки, сказки, народные игры, музыкальный фольклор, обрядовые праздники. Оно обогащает воображение детей, дает образцы русского народного языка: точность и лаконичность слова, музыкальность, напевность, ритмичность, меткость и выразительность, образные выражения, сравнения, юмор. Устное народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием, современной формой. Малые фольклорные формы поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений. Художественная сила пословиц и поговорок заключается в их смысловой, композиционной, звуковой, ритмической организованности. Их язык прост и точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения, гиперболу.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Много в нем создано для детей и было продиктовано заботой о подрастающем поколении. Использование произведений устного народного творчества позволяет успешно развивать речь детей, осуществлять эстетическое и нравственное восприятие детей. В период детства начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребенка со своим народом. Корни этого влияния – в языке своего народа, в народных песнях, играх, музыке, впечатлениях природы родного края, труда, быта и обычаях людей, среди которых он живет. Близость детям творчества народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом жизни, с родной природой.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаешь смотреть по – иному, много заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор: ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Таким образом, в народном творчестве заключен богатейший воспитательный материал, используя который, мы вводим ребенка в более широкий мир, раскрываем жизнь для него в новых чертах и образах, учим связно выражать свои мысли в речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству.
Проблема развития интонационной выразительности достаточно актуальна в коррекционной педагогике. Устное народное творчество воздействует на чувства ребёнка благодаря своим средствам выразительности и ...
«Развитие связной речи детей через приобщение к устному народному творчеству».
Развитие связной речи ребенка возможно лишь при овладении им родным языком...
План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...
«Развитие активной речи детей младшей группы посредством устного народного творчества»
План по самообразованию...
«Развитие активной речи детей средней группы посредством устного народного творчества»
План по самообразованию...
План работы в межаттестационный период на 5 лет (2016 - 2021) по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества"
План работы на 5 лет...
План по самообразованию "Развитие связной речи у детей 4-5 лет через приобщение к устному народному творчеству».
План по самообразованию "Развитие связной речи у детей 4-5 лет через приобщение к устному народному творчеству»....