Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Мир вокруг нас»
материал

Цывунина Елена Леонидовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskiy_proekt_mir_vokrug_nas.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт

«Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн»

школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение

Познавательно-исследовательский проект

в средней группе №2  

«Мир вокруг нас»

Выполнили воспитатели:

Сямтомова М.И. , Цывунина Е,Л.

                          с .Выльгорт, 2019-2020 у. г.


 

Содержание

  1. Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.
  2. Участники проекта.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Предполагаемые результаты.
  5. Сроки реализации проекта.
  6. Материал и оборудование.
  7. Список использованной литературы.
  8. Этапы реализации проекта:

- подготовительный,

- основной;

-заключительный.


         Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-исследовательскую деятельности детей среднего дошкольного возраста.  В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы  и предметов вокруг нас посредством опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

       Актуальность проекта: в дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе и окружающем мире. Воспитание любви к природе должно проходить через практическое применение знаний и собственного опыта ребенка о ней. Дети узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений и окружающих их предметов, через исследовательскую деятельность.

      Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, социальные партнеры.   

 Цель проекта: Формирование у   детей  среднего дошкольного возраста    опыта в  познавательно-исследовательской деятельности посредствам опытов, экспериментов с различными природными объектами и предметами .

Задачи проекта: 

1.Развивать наблюдательность и любознательность, познавательную активность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями и свойствами, характерными признаками неживой природы.

2. Формировать умение применять собственный опыт, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования и исследования, опытов. 

3.Расширять представления о свойствах окружающего мира, знакомить с различными свойствами воды, снега. льда, камней, игрушек.

4.Способствовать умению делать выводы на основе опытов. 

5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

    Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы.  

для родителей:

повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития опытно-исследовательской  деятельности детей;

для педагогов:

способствование обогащению методов, приемов, средств и форм познавательно- исследовательского развития детей.

Вид проекта: познавательно-исследовательский. 

Продолжительность: долгосрочный.

Материал и оборудование:

Уголок по экспериментированию «Мир вокруг нас», наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, шапочки, маски, фартуки,    оборудование для занятий, различные коллекции, дидактические игры, альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point, энциклопедии на различную тематику, песочные часы, различные емкости, коробочки, «космический песок», формочки.

Список использованной литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

 4. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015.

5. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010.  

6. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.

7.Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. (4-5 лет). Средняя группа. Конспекты занятий . Мозаика-Синтез, 2016.

8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада (4-5 лет) издательство Мозаика-Синтез 2016  

9. Интернет ресурсы.

Этапы реализации проекта:  

Подготовительный этап: 

1. Определение педагогом цели и задач, содержание проекта, прогнозируемые результаты.

 2. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. 

Основной этап: 

1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми. 

2. Цикл практических дел (опыты, эксперименты с водой, снегом, льдом, камнями, игрушками). 

3. Подборки художественных произведений, показ презентаций, дидактических игр по данной теме.

 Заключительный этап: 

1. Подведение результатов работы над проектом. 

2. Продукты проекта: коллекции камней, игрушек. Картотека опытов с объектами неживой природы (вода, снег, лед), Лэпбуки, создание уголка по экспериментированию.

3. Работа с родителями: консультации «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей». Папка для родителей «Игры и эксперименты в домашних условиях», «Экспериментируем дома».

Методы работы 1. Проведение организованной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим миром. 2. Целевые прогулки, экскурсии с детьми. 3. Игры-занятия в уголке природы. 4. Проведение опытов, экспериментов с детьми.

 Требования к оборудованию: Безопасность для жизни и здоровья детей. Достаточность и доступность расположения (важно, чтобы ребенок все увидел сам, потрогал, составил свои впечатления).

Планирование деятельности  с детьми

Месяц

Тема бесед, ООД

Цель

Наблюдения

Опыты, эксперименты

Все о воде

Сентябрь

 Беседа: «Наша Земля» Глобус»

 Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Познакомить с макетом Земли.  

 Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

 «Получаем тучку»

 Октябрь

Беседа:

«Зачем нужна вода»

 

Цель:

Расширять знания детей о значении воды, её применении.  Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

Наблюдение за водой в кране, за росой.  

«Соленая вода»

Ноябрь

Презентации о значении и охране воды.

Познакомить детей  с правилами  поведения на воде, с запрещающими знаками.

Наблюдения за применением воды в д.саду, дома.

«Чистая и грязная вода»

Открытое занятие для педагогов

ООД «Чудесница вода»

Цель: Знакомство детей с элементарной исследовательской деятельностью по изучению некоторых свойств воды.

Наблюдения за водой.

Опыты с водой

Беседа: «Свойства воды»

Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения

«Разноцветная вода»

«Тонет-не тонет»

Декабрь

 

 Беседа: «Волшебница зима»

 Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.

 Наблюдения за сосульками.

 Опыты со льдом.

Открытое мероприятие для педагогов

 ООД «Свойства снега и льда»

Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

 

Наблюдения за снегом.

Опыты со снегом и льдом.

Январь

Беседа: «Где можно встретить лед?»

Цель: Познакомить детей с образованием льда в быту.

Продолжать наблюдать за сосульками.

«Цветные льдинки»

Удивительный мир камней

Февраль

Беседа: «Удивительные камни»

Цель: Показать виды камней (галька, булыжник, гранит. Декоративный камень). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней.

Рассматривание камней через лупу.

«Камень и вода»

«Могут ли камни издавать звуки?»

Март

Беседа: «Где применяются камни?»

Цель: Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня. 

 Сравнение камней по форме, цвету, величине.

 «Мешок ощущений»

«Мы коллекционеры»

Цель: Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах.

Учить детей классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);рельеф (гладкий, ровный, шероховатый, шершавый); температура (теплый, холодный, горячий); вес (лёгкий, тяжелый, цвет (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д., форма (круглые, овальные, треугольные, квадратные, место (речной, морской, горный).

 Самый большой и самый маленький.

«Узоры из камней»

Наши игрушки

Апрель

 

Беседа: «Мои любимые игрушки »

 Цель: Продолжать учить детей называть игрушки, объединять их обобщающим понятием «игрушки»; уточнять и расширять представление детей о материалах, из которых сделаны игрушки 

Рассматривание игрушек.

 «Что из чего сделано»

Беседа: «История игрушки»

Цель: Познакомить  с историей возникновения игрушки.

Рассматривание самодельных игрушек.

Изготовление игрушек своими руками из различного материала.

Создание коллекции игрушек.

Май

Презентация коллекций родителям. Отчет по проекту перед педагогами.

Планирование деятельности  с педагогами, родителями

Месяц

 Тема

 Педагоги

Родители

Соц. партнеры

Сентябрь

 «Все о воде»

 

 

Сбор информации по данной теме.

Подборка дидактического и практического материала в уголок экспериментирования.

Консультация: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей».

Вовлечение родителей в изготовлении пособий для уголка.

Октябрь

Создание уголка экспериментирования.

Ноябрь

-Составление конспектов по организованной образовательной деятельности с детьми.

-Составление картотеки экспериментов с водой, снегом и льдом.

ЦДБ

Занятие с детьми

«Путешествие капельки»

Декабрь

Январь

  Презентация для родителей по данной теме.

Подборка экспериментов  и  материалов для экспериментирования.

 Родительское собрание-практикум: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в детском саду и дома»

Участие в постройках из снега.

   

Февраль

«Удивительный мир камней»

 

Подборка камней.

Составление конспектов бесед с детьми. Подборка дидактических игр, презентаций, альбомов, готовых коллекций.

Вовлечение родителей в подборке камней, коробочек, контейнеров для коллекций.

Март

 Создание с детьми коллекций.

 Демонстрация своих коллекций.

 

Апрель

 «Наши игрушки»

- Составление конспектов бесед с детьми о свойствах и качествах материалов.

-Подборка презентаций о появлении игрушки.

-Дидактические игры на свойства и качества материала.

 

 .

Май

Консультация: «Как выбрать игрушку своему малышу»

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.

В результате реализации проекта пополнится предметно-развивающая среда группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)

Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...

Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Твердые и жидкие человечки» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Цель: формирование представлений детей о свойствах жидких и твердых веществ.Занятие на тему: «Твердые и жидкие человечки». способствует формирование представлений у детей о свойствах жидки...