Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
статья
На сегодняшний день мы заново осознаем значение воспитания патриотизма. Перед дошкольными образовательными организациями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nravstvenno_patriotich_vospitanie.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Ключевые слова: дошкольный возраст, коренной народ Кузбасса, малая родина, нравственно-патриотическое воспитание, патриотизм.
На сегодняшний день мы заново осознаем значение воспитания патриотизма. Перед дошкольными образовательными организациями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок
В словаре Ожегова С.И. патриотизм определяется, как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу»[2].«Современный толковый словарь русскогоязыка» Т.Ф. Ефремовой объясняет патриотизм как
«любовь к своему отечеству, преданность своемународу и ответственность перед ним, готовность клюбым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [1, с. 978]Для подрастающего поколения патриотическое воспитание должно дать новый толчок, способствовать духовному развитию народа, развитию в России патриотического общества. Патриотизм выражается и как личностное качество, которое включает в себя следующие компоненты: любовь к «малой» Родине, к земле где родился и вырос, социальную толерантность и стремление выполнять свой долг перед Отечеством.
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Дошкольный возраст наиболее благоприятное время для становления основ патриотизма. Именно в этом возрасте закладываются нравственные основы личности, в том числе и любовь к отечеству, осознание себя как части огромного целого, именуемого «народ», основы будущей гражданской позиции. Ребенок дошкольного возраста открыт и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен.
Нормативные документы так же считают патриотическое воспитание одним из приоритетных направлений в ДОО: одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [4].
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России…» [3].
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [3].
С целью повышения эффективности нравственно-патриотического воспитания в ДОО для детей 5-6 был разработан проект «Кузбасс-мой край родной» по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа и коренных народов Кузбасса.Особое внимание в проекте уделено региональному компоненту, познавая историю своего края, дети узнают об общности исторического прошлого и настоящего своего народа, у них развивается чувство принадлежности к определенной культуре, сопричастности событиям, происходившим и происходящих в своем городе и стране. Ведь практически все дети (96%) на момент начала реализации проекта не знали коренных народов, населяющих Кузбасс, их культуру, традиции, недостаточно знакомы они и с бытом русского народа, их традициями, праздниками, творчеством.
Для реализации проекта мы используем потенциал мини-музея«Родной Кузбасс», он является уникальным музеем русского быта и быта коренных народов Кузбасса. На данный момент в музее наиболее представлены элементы русского быта, но он постепенно пополняется и экспонатами быта телеутов и шорцев. Проект «Кузбасс-мой край родной» включает в себя организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий, организованную образовательную деятельность.
Оригинальность проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов земли Кузнецкой – шорцев и телеутов, но и в процессе знакомства с этнокультурой коренных народов, мы сопоставляем их культуру, быт, традиции с русской народной культурой. Находим не только явные различия, но и «созвучие» этих культур, точки соприкосновения и общность.
Проект рассчитан на детей 5 - 6 лет. Он предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа, с поэтическим народным творчеством. Наряду с этим много внимания уделяется изучению быта коренных жителей Кузбасса (шорцы, телеуты). На занятиях воспитанники слушают как русскую народную музыку, так и шорскую, телеутскую. Очень интересны детям игры коренных народов земли Кузнецкой, они с удивлением узнают, что у телеутов есть игра «Кӧскабышкан»и она очень похожа на наши «Жмурки», с изумлением дети открывают для себя как необычные праздники, например, такие как «В гости к охотнику», так и праздник березы, который есть и в русской традиции, а еще у всех народов есть Новый год. Таким образом, дети узнают, что хоть мы все и разные,но у нас много общего. Все это также способствует формированию этнотолерантности у воспитанников. Занятия проводятся в мини-музее «Родной Кузбасс» 2-3 раза в месяц в течении учебного года, всего 22 занятия.
Для реализации цели проекта используются различные методы и приемы: метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий, презентаций); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия); сотворчество; мотивационный.
Большое значение в ходе реализации проекта отводится работе с родителями. Проводились консультации, беседы, экскурсии выходного дня совместно с родителями и детьми в этнографический музей под открытым небом «Томская писаница», где все вместе «изучали» наскальную живопись предков, рассматривали разнообразные жилища коренных народов Кузбасса. В совместной с родителями деятельности проводили праздники, состязания, соревнования с использованием национальных игр и забав.
Тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель |
сентябрь | 1.Знакомство с историей Кузбасса 2. «7 чудес Кузбасса» | Знакомство с историей Кузбасса, особенностями Кузнецкого края. |
октябрь | 1 «Профессии Кузбасса» 2. Интерактивная экскурсия в музей «Томская писаница» | Продолжать знакомить с профессиями прошлого и настоящего родного края. |
ноябрь | 1. «Наш Кузбасс историей ярок» 2. «День народного единства» | Музыкальное развлечение, праздник |
декабрь | 1.«Национальный праздник» телеутов 2. «Народные традиции телеутов» | Знакомить с обычаями и традициями коренных народов. Совершенствовать изобразительные навыки Познакомить с обрядом «Самдор» и куколками «Эменгендеры» |
январь | 1.«Традиции шорцев» 2. «Сказки и песни шорцев и телеутов» 3. «Как живут сибирские татары» | Знакомить с народными обрядами, считалками, играми, танцами |
февраль | 1. «Национальная и праздничная одежда шорцев и телеутов»» 2. «Музыкальные инструменты шорцев и телеутов» 3. «У всех дома разные» | Знакомить с особенностями одежды коренных народов Кузбасса Знакомить с бубном, комусом Знакомить с традиционными жилищами народов Кузбасса (изба, юрта, кезек и др.) |
март | 1. «Ох, ты , Масленица» 2. «Русские народные сказки» 3..Выставка рисунков, фотографий «Мой родной Кузбасс» | Развлечение «Масленица», продолжать знакомить с обычаями и традициями русского народа. |
апрель | 1. «Пасха» 2.Традиционные блюда коренных народов Кузбасса | Знакомить с русскими традициями и с национальными блюдами |
май | 1. «Бабий кут. Красный угол» 2. «Царский угол хозяйки» – прядение (самопрялка, веретено) 3. Спортивный праздник «Вместе-дружная семья» | Знакомить с русскими традициями, ремеслами |
В результате реализации проекта все воспитанникизнают русскую культуру, традиции, гордятся своим народом, его достижениями, называют представителей коренных национальностей, населяющих нашу область, знают их этнические особенности, уважают их культуру и традиции.
Список литературы:
- Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный / Т. Ф. Ефремова. — Москва : Русский язык, 2000. — 1233 c. — Текст : непосредственный.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова / С. И. Ожегов. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: (дата обращения: 07.05.2020).
- Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" . — Текст : электронный // контур.норматив : [сайт]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=40758 (дата обращения: 07.05.2020).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) . — Текст : электронный // гарант : [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 07.05.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие опыта трудовой деятельности старших дошкольников в условиях Дошкольной образовательной организации».
Актуальность темыТруд − основное средство удовлетворения человеческих потребностей, без него невозможна сама жизнь. Трудом человека созданы материальные и духовные ценности на Земле. Однако форм...
"Проектные технологии в формировании культуры чтения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации" (доклад)
Рассмотрен вопрос использования проектов в работе с дошкольниками по формированию культуры чтения....
РАЗНООБРАЗИЕ ВЫБОРОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проблема развития познавательного интереса – одна из самых актуальных и имеет особую значимость. Познавательный интерес – избирательная направленность, которая характеризуется постоянным с...
Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
материал для педагогов...
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...
Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумнож...
Организация и развитие исследовательской деятельности дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
В работе рассматриваются некоторые особенности организации детской исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, проблемы и пути их решения. А также представлены пр...
- Мне нравится (2)