Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Павлова Наталья Викторовна

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Что такое финансовая грамотность для дошкольника? Это образование, которое направлено на заложение нестандартного мышления в финансовой области и основ финансовой культуры.

 Почему же необходимо говорить об этом начиная с детского сада?

 Потому что именно с детства закладываются способности по управлению финансами, что в будущем влияет на материальное благополучие ребёнка. В период дошкольного детства под финансовой грамотностью можно понимать бережное, рациональное и деловитое отношение в простых обменных операциях, здоровой оценке результатов любого труда (товары или деньги), верное представление у дошкольника о финансовом мире, которое в дальнейшем поможет стать успешным и самостоятельным человеком, который принимает взвешенные и грамотные решения в будущем.

 Актуальность данной темы заключается в формировании важных привычек в финансовой сфере, начиная заниматься этим с раннего возраста в будущем можно избежать многих ошибок.

В ФГОС дошкольного образования зафиксированы развивающие задачи, решить которые можно с помощью изучения финансовой грамотности:

  1. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» (ФГОС ДО).

Мир семейных и личных финансов позволяет дошкольнику максимально эффективно осваивать принятые в обществе нормы и правила поведения в интересах общества, семьи, человека, а также социокультурные ценности. Дошкольник понимает, что его потребности и интересы могут быть реализованы не всегда из-за отсутствия финансовых средств в семье и материальных возможностей.

  1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО).

Дозированное и постепенное погружение дошкольника в современный мир экономических отношений общества способствует развитию его потенциала в отношениях с миром взрослых и со взрослыми, где финансовые отношения являются основой. В дошкольном детстве следует ограничиться набором базовых финансово-экономических понятий. Достигнуть этого можно с помощью игр в группе из трех-пяти дошколят, театрализованных постановок, а также развития речи с помощью небольших сказок и различных ситуационных задач.

  1. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» (ФГОС ДО).
  2.  «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности» (ФГОС ДО).

В познании социального мира особое место занимают общение и наблюдение, которые берут существенную нагрузку в социализации личности дошкольника.

  1.  «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней — дошкольного и начального общего образования» (ФГОС ДО).

К принципам формирования финансовой грамотности можно отнести:

  1. Сотрудничество и содействие взрослых и детей, а также признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  2.  Обогащение детского развития, полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
  3. Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности;
  4. Образовательная деятельность должна быть построена на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, ребенок самостоятельно выбирает содержание своего образования;
  5. Сотрудничество семьи с образовательной организацией;
  6. Приобщение детей к традициям общества, семьи, государства и социокультурным нормам;

Следует отметить, что образовательная деятельность в дошкольной организации должна обеспечивать развитие мотивации, личности и охватывать все пять образовательных областей.

  1. Познавательное развитие. Осуществляется через исследование дошкольников мира вокруг и самого себя, включая социальную и финансовую сферы. Предполагает развитие творческой активности детей, их воображения, формирование первичных представлений о свойствах и об объектах окружающего мира (цвет, форма, материал, размер, количество, время и пространство и др.), а также основных понятиях (сбережения, экономия, деньги и др.).
  2. Социально-коммуникативное развитие. Усвоение дошкольником ценностей и норм, которые приняты в обществе, в частности тех, которые связаны с отношением к семейным и личным финансам, что способствует формированию позитивных установок к различным видам творчества и труда.
  3. Речевое развитие. Способствует социализации дошкольника в мире взрослых финансовых отношений. Благодаря речи ребенок овладевает средствами и способами взаимодействия с окружающими людьми.
  4. Физическое развитие. Благодаря физической активности совершенствуется двигательная деятельность детей, координация, равновесие, мелкая и крупная моторика, представление о различных видах спорта (формируются полезные привычки).
  5. Художественно-эстетическое развитие. В процессе обучению основам финансовой грамотности один из важнейших компонентов, предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, быта и общественной жизни.

Стоит отметить, что в период дошкольного детства именно исследовательская познавательная деятельность, игра и общения являются значимыми и ведущими.

 В начальных школах Российской Федерации внедряются программы по обучению финансовой грамотности, дошкольным образовательным организациям следует включить в образовательный процесс ее основы, для обеспечения преемственности программ дошкольного образования и школьного.

 Решение данных задач поможет дошкольникам в дальнейшем выработать такие навыки и умения, а также личностные качества как:

— уважение к людям, которые умеют трудиться и зарабатывать честно;

 — ценить и понимать предметный окружающий мир (как результат труда людей);

 — осознать понятия и их взаимосвязь «труд — продукт — деньги», а также «стоимость продукта, которая зависит от качества»; — видеть красоту человеческого творения;

 — развитие бережливости, экономности рациональности и трудолюбия и как следствие — честность, щедрость, отзывчивость, благородство, сочувствие, оценивать средства и способы выполнения желаний и корректировать собственные потребности; — уметь применять полученные умения и навыки в жизни. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение финансовой грамотности в дошкольном учреждении активизирует познавательную деятельность дошкольников, а также совершенствует коммуникативные качества. Дети начинают бережнее относиться к игрушкам, а также к предметам окружения, у них появляется интерес к людям разных профессий, а также творческий подход к решению игровых задач.

Литература:

  1. Антонова Ю. «Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 56 с.:
  2. Ульева Е. «Откуда берутся деньги?» Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов: Феникс, 2018. — 45 с.
  3. Алпатикова, С. В. Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / С. В. Алпатикова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

Ахметзалялова Ирина Геннадьевна,воспитатель МБДОУ ДС № 18 «Орленок»,г. Нижневартовск Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации и семьи...

Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Актуальность осуществления инклюзивного образования  в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений.Общеизвестно, что современная система специального образования прете...

"Проектные технологии в формировании культуры чтения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации" (доклад)

Рассмотрен вопрос использования проектов в работе с дошкольниками по формированию культуры чтения....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

laquo;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед  ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...