"Проектные технологии в формировании культуры чтения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации" (доклад)
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Рассмотрен вопрос использования проектов в работе с дошкольниками по формированию культуры чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_proektnye_tehnologii_v_formir-ii_kultury_chteniya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ
ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Чурина Оксана Ивановна,
воспитатель ДЕТСКОГО САДА 13, г. Киселёвск
У большинства детей на данном этапе развития общества отсутствует интерес к художественной литературе. Этому способствует ряд обстоятельств: разрабатываются электронные и аудиокниги, из них формируются библиотеки; современные родители «поглощены» виртуальным общением в различных социальных сетях, к чему с раннего детства приучают своих малышей; у большинства создаваемых и издаваемых современных художественных произведений для детей отсутствует нравственная составляющая; потеряны традиции семейного чтения, как одного из примеров любви к книге для малыша.
Дошкольник по своей природе - больше слушатель, чем читатель, поэтому «общаться» с книгой он может только при помощи взрослого (родителя, воспитателя и пр.), который берет в данном случае на себя роль организатора детского чтения (подбирает произведение для прочтения, время и место для этого) и актера (показывает эталон выразительности при прочтении). Но при этом часто взрослый не учитывает желание ребёнка-слушателя. В этой тесной взаимосвязи на основе установок взрослого формируется культура чтения (система общения дошкольника с книгой, его отношение к самому процессу чтения, регулярность чтения и т.д.).
Низкий уровень культуры чтения населения – актуальная проблема, требующая безотлагательного решения, т.к. в качестве поощрения родителями предлагается ребёнку сделать выбор не любимой книги для рассматривания или прочтения, а между компьютерными играми и мультфильмами. При этом взрослыми преследуется и другая цель - высвободить время для себя. Начало работы в этом направлении лежит в области дошкольной педагогики, как на уровне дошкольных образовательных организаций, так и на уровне семьи. Это связано в первую очередь с тем, что «традиции семейного чтения – это очень важная часть в системе семейного воспитания. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке лучшие нравственные качества» [1].
В нашем ДОУ (ДЕТСКИЙ САД 13) проведено анкетирование детей и родителей. Его цель – выявить самую читающую семью и определить степень сохранности традиций семейного чтения. По результатам в 82% семей дети и родители отдают предпочтение просмотру телевизора и «общению» с компьютером, планшетом, смартфоном (игры, просмотр новостей, общение в социальных сетях и пр.). Телевизор и компьютер, воспринимаются респондентами как фон жизни (61%), как членов семьи (21%), с ними кушают (33%), играют (82%) и даже засыпают под их звуки (57%). 22% родителей вообще не читают детям книги. Только 18 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг.
Наблюдая за детьми во время самостоятельной игровой деятельности, заметили, что они очень редко берут в руки книги для рассматривания, но охотно откликаются на предложение послушать чтение рассказа или сказки перед сном во время сончас). Результаты анкетирования «Место книги в вашей семье» (30 чел.) прояснили ситуацию. Лишь 12% родителей группы читают художественную литературу сами и могут назвать книгу, прочтённую недавно. 27% родителей читают книги детям по своей инициативе. Только 1 ребёнок группы (6 лет) записан в городскую детскую библиотеку, которую посещает в сопровождении бабушки. Такие результаты заставляют задуматься!
При этом есть семьи (2), где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция семейного чтения. Ребёнок с момента рождения видит, что изо дня в день в семье читают вслух книгу интересную для всех. Подрастая, малыш незаметно для себя включается в этот процесс сначала как слушатель, а затем и как читатель. Он с раннего детства видит, как «почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне» [1].
Беседа-опрос с детьми показала, что многие воспитанники плохо знают детскую художественную литературу (57%). На вопрос: «Часто ли родители читают тебе книги?» 61% детей дали отрицательный ответ. Беседуют с детьми по содержанию прочитанного только 12% родителей. Любимыми героями дети называют героев современных «китайских» или диснеевских мультфильмов. Это ещё один факт подтверждающий существование проблемы «читательского» дефицита у детей, да и родителей нашей группы.
Необходимость изменения описанной ситуации послужила «отправной точкой» разработки проекта «Тайны мира книг». Направление - установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя через включение в разнообразные виды деятельности.
Новизна проекта – повышение эффективности реализации приоритетного направления работы детского сада – познавательно–речевое развитие воспитанников. Содержание предполагает акцентировать внимание на совместных усилиях взрослых при организации работы с детьми по ознакомлению с произведениями художественной литературы.
На наш взгляд, успешность реализации задуманного напрямую зависит от согласованности действий взрослых (воспитателей, родителей). Поэтому включим в творческую группу по реализации проекта активных родителей, которые проявляют интерес к жизни своего ребёнка в ДОУ. С их помощью планируем заинтересовать и вовлечь в работу родителей, которые пассивны. В связи с этим продуманы совместные мероприятия, разработаны рекомендации.
В рамках подготовки проекта прошли и встречи с потенциальными социальными партнёрами. Во время встреч обозначились направления взаимодействия, интересы сторон. Так, от работников городской детской библиотеки поступили предложения по оказанию помощи в организации мини-библиотеки. Для этого, во-первых, изменить оформление и место размещения библиотеки. Заменить имеющиеся несколько полок и книжный шкаф на небольшое ограждённое пространство в группе, оснащенное книжными стеллажами и тематическими рубрикаторами, тем самым создать атмосферу настоящей библиотеки. Во-вторых, как и в настоящей библиотеке проводить экскурсии, выставки и специальные «библиотечные занятия», которые будут способствовать формированию у детей умений пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению определенного объема библиотечных сведений («библиотека», «стеллаж», «читательский формуляр» и др.). Первые такие мероприятия ребята посетят на базе библиотек, потом библиотекари проведут их в мини-библиотеке группы, а затем помогут организовать ролевую игру «Библиотека» самим ребятам.
Руководителем детской художественной школы рассматривается возможность не только проведения экскурсий по картинной галерее работ обучающихся, но и организация выставки творческих работ ребят группы на базе школы.
Виды деятельности, включенные в проект, способствуют тому, что каждое новое произведение уже знакомого детям писателя воспринималось бы ими как частица его творчества, завораживало и увлекало своим сюжетом. А ребята могли вспомнить название и содержание этого произведения, а так же других произведений данного писателя, выделить особо понравившееся произведение или героя, рассказать о нём, выразить своё отношение к его поступкам.
«Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащая его мир, делая его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте» [1].
Список литературы:
- Моргун О.А. Методическая разработка по приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/11/metodicheskaya-razrabotka-po-priobshcheniyu-detey-starshego (дата обращения: 27.02.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры безопасного образа жизни в дошкольном образовательном учреждении
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В...
Методическая разработка Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста
Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, ...
Проект «Использование инновационных педагогических технологий в формировании культуры общения дошкольников в лучших национальных традициях»
Я сделала проект «Использование инновационных педагогических технологий в формировании культуры общения дошкольников в лучших национальных традициях».посмотрите, может найдете что-то интресное для себ...
Формирование доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения
Система работы педагога - психолога по формированию доброжелательных отношений дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумнож...
Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
Что такое финансовая грамотность для дошкольника? Это образование, которое направлено на заложение нестандартного мышления в финансовой области и основ финансовой культуры....
Доклад к педагогическому совету Тема: «Современные подходы в формировании культуры здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья детей. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении...