Консультация для педагогов «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста»
консультация

Светлана Владимировна Уколова

Консультация для педагогов

«Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста»

          Огромную  роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет  математика.  В математике  заложены  большие   возможности  для развития мышления детей, в процессе их обучения  с самого раннего возраста.  Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях.        Математика предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности. В дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память, дети легко осваивают родной и иностранные языки, запоминают стихотворения, без труда запоминают порядковый счет, однако осмысленное решение задач, требующее навыков абстрактного мышления, дается им с трудом. Я пытаюсь научить малышей анализировать, сравнивать и обобщать, ведь в школе больших успехов достигают те дети, у которых сформированы желание и привычка думать.   Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и совершают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи–шутки.  В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечаются  простейшие математические отношения. Задачи-шутки – это заинтересованные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. При пальчиковых играх предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например: Мы делили апельсин, много нас, а он (один). К стихотворениям о геометрических фигурах цветах, цветах, временах года рекомендую нарисовать иллюстрации. Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы. На  занятиях  конструировании,  аппликации  -  обводим или вырезаем геометрические фигуры  (квадраты, прямоугольники,  треугольники, круг),  дети  учатся различать их и называть, одновременно закрепляем  навыки счета. В изготовлении поделок из бумаги, глины, пластилина дети учатся видеть и называть геометрические фигуры и тела, учатся составлять сюжетные композиции  (снеговик, домик, орнаменты). Знакомимся с такими признаками предметов,  как   длинный - короткий,  широкий – узкий,  толстый – тонкий.   На занятиях физкультуры дети практически осознают связь между временем,  расстоянием  скоростью - прыгаем  вперед,  в высоту. Предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Например, какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? Лист бумаги? и т. д. С помощью следующей группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, говорю: “Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т. д. ”. Затем задаю вопросы: Сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше? Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру. Приведу примеры некоторых игр, которые можно проводить с детьми, обучая детей математике. Например, такие игры как  «НАЙДИ ТАКОЙ  ЖЕ УЗОР»,  «СЛОЖИ КВАДРАТ», «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО»,  «ПОДБЕРИ ПО  ФОРМЕ»,  «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ», «Какой формы?», «Почини коврик». В каждой игре воспитатель ставит конкретную задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь, освоить счет. Игровая задача иногда заложено в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов, величины и количества.  Используя различные формы в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР НА ТЕМУ "ПОМОЖЕМ КОЛОБКУ"

ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕННОМ И ПОРЯДКОВОМ СЧЕТЕ, ОБОЗНАЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЦИФРОЙ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЦИФРЫ 5, ПРОФИЛАКТИКА ВСЕХ ВИДОВ ДИСКАЛЬКУЛИИ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста «Улица разноцветных палочек»

Цель:1.     Формировать у детей потребность и желание использовать логико-математические игры.2.     Формировать навыки взаимоконтроля. Задачи:1. Образоват...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста "Образование числа 4"

Программное содержание:- учить считать в пределах 4, формировать представления о равенстве инеравенстве двух групп предметов на основе счета;- продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам ве...

Конспект ННОД по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста "Образование числа 5. Счет в пределах 5"

Цель: учить считать в пределах 5.Задачи:- показать образование числа 5 на основе сравнения двух групп предметов,  выраженных числами 4 и 5-показать образование числа 5 на основе сравнения двух гр...

Консультация для педагогов «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Моим воспитанникам очень нравится создавать картины из пластилина. и я надеюсь, что эта консултация будет полезна и интересна педагогам....

Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Игры дают возможность решать различн...

Консультация для педагогов «Организация различных видов деятельности, способствующих развитию сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание необходимо, планировать в тесной связи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительны...