Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста «Улица разноцветных палочек»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме
Цель:
1. Формировать у детей потребность и желание использовать логико-математические игры.
2. Формировать навыки взаимоконтроля.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
1. 1. Закрепление навыков порядкового и количественного счёта
в пределах 5.
1. 2. Совершенствование умения систематизировать предметы по величине, располагая их в возрастающем (или убывающем) порядке.
2. Воспитательные задачи:
2. 1. Воспитывать умение работать самостоятельно.
2. 2. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
3. Развивающие задачи:
3. 1. Совершенствование конструктивных способностей детей, развитие мелкой моторики рук.
3. 2. Развивать память, воображение, мышление, навыки работы с планом-схемой, умение ориентироваться на листе бумаги по клеточкам (справа-слева, вверху-внизу, в центре).
3. 3. Учить анализировать выполненные постройки, выделяя основные части, определяя сходство и различие.
Методы и приёмы:
1. Наглядные:
- использование иллюстраций, картинок;
- использование рабочих листов с планом-схемой.
2. Словесные:
- пояснение;
- беседа.
3. Практические:
- использование проблемной ситуации;
- выполнение заданий с опорой на личный опыт.
4. Игровые:
- подвижные игры;
- игры со словами.
Предварительная работа:
1. Обучение прямому и обратному счёту до 5.
2. Математические игры с палочками Кюизенера.
3. Конструирование из палочек по предлагаемым схемам.
4. Дидактическая игра «Соседи».
5. Подвижная игра «По порядку становись».
6. Математический диктант (рисунок по клеточкам).
Материалы и оборудование:
1. Наборы палочек Х. Кюизенера.
2. Разноцветные цифры.
3. Карточки с цифрами.
4. Рабочие листы с планом-схемой для каждого ребёнка.
5. Элли (кукла), мяч, бубен.
6. Цветные карандаши.
7. Фонограммы.
Ожидаемые результаты:
Развивать умение рассуждать, анализировать свою работу, научить навыкам порядкового и количественного счёта в пределах 5, учить проявлять целеустремлённость, взаимопомощь, чуткость к переживаниям окружающих людей и персонажей художественных произведений.
НОД:
Воспитатель: Я для вас приготовила сегодня интересную игру.
(Вдруг раздаётся стук в дверь).
Воспитатель: Интересно, кто это там?
(Воспитатель подходит к двери, открывает, заходит в группу с куклой в руках).
Воспитатель: Здравствуй, девочка. Кто ты и откуда?
Элли: Меня зовут Элли. Я из сказки про Изумрудный город.
Воспитатель: А как же ты оказалась в нашем детском саду?
Элли: Я играла во дворе около дома, вдруг поднялся ветер. Он становился всё сильнее и сильнее. (В это время помощник воспитателя включает фонограмму). Меня порывом ветра закрутило в воздухе. Вот так я оказалась в вашем городе. А ваши дома совсем не похожи на те, где живу я и мои друзья.
Воспитатель: Чем же наши дома отличаются от ваших?
Элли: Дома в моих краях невысокие, у них всего один этаж.
Воспитатель: Ребята, пройдите к столам, я покажу вам картинки, а вы угадайте, какие из этих домов есть в Изумрудном городе, а какие – в нашем городе? (Воспитатель показывает картинки домов и просит детей ответить).
Воспитатель: Да, Элли, а вот в нашем большом городе дома – высокие. У нас есть и 3-х, и 5-ти, и 9-ти этажные дома. Посмотрите, ребята, что-то Элли загрустила. Думаю, что ей неуютно среди таких огромных домов. Давайте мы из палочек построим для Элли такую весёлую улицу Изумрудного города, где все дома будут одноэтажные и разного цвета.
(Воспитатель показывает расставленные на столах наборы палочек Кюизенера. Дети строят дома, располагая их вдоль черной полосы – дороги. Во время работы звучит негромкая спокойная музыка. После окончания постройки воспитатель беседует с детьми).
Элли: Какие у вас необычные кирпичи! Они все разные!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему все палочки разного цвета и длины?
Ответы детей: «красная семья», «синяя семья», «желтая» и «чёрно-белая». Каждая палочка обозначает число, чем больше число, тем длиннее палочка.
Элли: Спасибо, объяснили мне.
Воспитатель: Ребята, давайте сравним, какие у нас получились дома? Чем они отличаются друг от друга? (Цветом) А что у них общего? (Все одноэтажные).
Элли: Какая длинная улица у нас получилась! Интересно, а сколько всего на ней домов? Как бы узнать?
Ответ детей: Надо сосчитать.
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сосчитать все дома.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие цифры могли бы жить в белом домике? А в красном? И т. д.… Расселите, пожалуйста, цифры в домики.
(Дети раскладывают цифры в домики соответствующего цвета).
Элли: Ребята, а почему вы так расселили цифры?
Воспитатель: Элли, мы сейчас с ребятами поиграем, и тебе станет понятно, какая цифра за какой идёт.
Подвижная игра «По порядку становись!»
(Воспитатель раздаёт детям палочки, значением от 1 до 5. Под бубен дети бегают, когда бубен замолкает, дети становятся в ряд, ориентируясь на цвет палочки). Команды могут быть такие: а)1 удар бубна: «По порядку становись!» или б) 2 удара бубна: «В обратном порядке становись!»
Воспитатель: Теперь каждая цифра живёт в своём доме. Давайте назовём адрес каждой цифры.
Ответы: Цифра 1 живёт в первом домике… и т. д.
Воспитатель: Ребята, как бы нам помочь Элли найти свой дом? Как выглядит твой дом, Элли?
Элли рассказывает, как выглядит дом. Дети садятся за столы, перед ними рабочие листы, на которых изображена план-схема.
Воспитатель: Давайте найдём домик, который нам описала Элли. Чтобы Элли могла его найти, нам надо нарисовать ей путь к дому.
Воспитатель наблюдает и при необходимости помогает детям справиться с заданием.
Воспитатель: Какой путь надо проделать Элли, чтобы найти свой дом?
(Дети поясняют рисунок на своей схеме).
Элли: Спасибо, ребята! Я все поняла.
Воспитатель: А чтобы ты точно не заблудилась, запомни, какие у тебя соседи.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Соседи». Выходите в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называет число, а ребёнок называет «соседей» этого числа – предыдущее и последующее числа и возвращает мяч воспитателю.
Элли: Спасибо Вам, ребята! Теперь я знаю, как важно уметь считать и знать свой адрес, я обязательно выучу свой адрес, чтобы не потеряться. Это вам от меня подарок. До свидания!
Элли уходит.
Воспитатель подводит итог деятельности вместе с детьми, предлагая им вспомнить самое интересное, что запомнилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
- Формировать у детей потребность и желание использовать логико-математические игры.
- Формировать навыки взаимоконтроля.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
1. 1. Закрепление навыков порядкового и количественного счёта
в пределах 5.
1. 2. Совершенствование умения систематизировать предметы по величине, располагая их в возрастающем (или убывающем) порядке.
2. Воспитательные задачи:
2. 1. Воспитывать умение работать самостоятельно.
2. 2. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
3. Развивающие задачи:
3. 1. Совершенствование конструктивных способностей детей, развитие мелкой моторики рук.
3. 2. Развивать память, воображение, мышление, навыки работы с планом-схемой, умение ориентироваться на листе бумаги по клеточкам (справа-слева, вверху-внизу, в центре).
3. 3. Учить анализировать выполненные постройки, выделяя основные части, определяя сходство и различие.
Методы и приёмы:
- Наглядные:
- использование иллюстраций, картинок;
- использование рабочих листов с планом-схемой.
- Словесные:
- пояснение;
- беседа.
- Практические:
- использование проблемной ситуации;
- выполнение заданий с опорой на личный опыт.
- Игровые:
- подвижные игры;
- игры со словами.
Предварительная работа:
1. Обучение прямому и обратному счёту до 5.
2. Математические игры с палочками Кюизенера.
3. Конструирование из палочек по предлагаемым схемам.
4. Дидактическая игра «Соседи».
5. Подвижная игра «По порядку становись».
6. Математический диктант (рисунок по клеточкам).
Материалы и оборудование:
1. Наборы палочек Х. Кюизенера.
2. Разноцветные цифры.
3. Карточки с цифрами.
4. Рабочие листы с планом-схемой для каждого ребёнка.
5. Элли (кукла), мяч, бубен.
6. Цветные карандаши.
7. Фонограммы.
Ожидаемые результаты:
Развивать умение рассуждать, анализировать свою работу, научить навыкам порядкового и количественного счёта в пределах 5, учить проявлять целеустремлённость, взаимопомощь, чуткость к переживаниям окружающих людей и персонажей художественных произведений.
НОД:
Воспитатель: Я для вас приготовила сегодня интересную игру.
(Вдруг раздаётся стук в дверь).
Воспитатель: Интересно, кто это там?
(Воспитатель подходит к двери, открывает, заходит в группу с куклой в руках).
Воспитатель: Здравствуй, девочка. Кто ты и откуда?
Элли: Меня зовут Элли. Я из сказки про Изумрудный город.
Воспитатель: А как же ты оказалась в нашем детском саду?
Элли: Я играла во дворе около дома, вдруг поднялся ветер. Он становился всё сильнее и сильнее. (В это время помощник воспитателя включает фонограмму). Меня порывом ветра закрутило в воздухе. Вот так я оказалась в вашем городе. А ваши дома совсем не похожи на те, где живу я и мои друзья.
Воспитатель: Чем же наши дома отличаются от ваших?
Элли: Дома в моих краях невысокие, у них всего один этаж.
Воспитатель: Ребята, пройдите к столам, я покажу вам картинки, а вы угадайте, какие из этих домов есть в Изумрудном городе, а какие – в нашем городе? (Воспитатель показывает картинки домов и просит детей ответить).
Воспитатель: Да, Элли, а вот в нашем большом городе дома – высокие. У нас есть и 3-х, и 5-ти, и 9-ти этажные дома. Посмотрите, ребята, что-то Элли загрустила. Думаю, что ей неуютно среди таких огромных домов. Давайте мы из палочек построим для Элли такую весёлую улицу Изумрудного города, где все дома будут одноэтажные и разного цвета.
(Воспитатель показывает расставленные на столах наборы палочек Кюизенера. Дети строят дома, располагая их вдоль черной полосы – дороги. Во время работы звучит негромкая спокойная музыка. После окончания постройки воспитатель беседует с детьми).
Элли: Какие у вас необычные кирпичи! Они все разные!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему все палочки разного цвета и длины?
Ответы детей: «красная семья», «синяя семья», «желтая» и «чёрно-белая». Каждая палочка обозначает число, чем больше число, тем длиннее палочка.
Элли: Спасибо, объяснили мне.
Воспитатель: Ребята, давайте сравним, какие у нас получились дома? Чем они отличаются друг от друга? (Цветом) А что у них общего? (Все одноэтажные).
Элли: Какая длинная улица у нас получилась! Интересно, а сколько всего на ней домов? Как бы узнать?
Ответ детей: Надо сосчитать.
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сосчитать все дома.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие цифры могли бы жить в белом домике? А в красном? И т. д.… Расселите, пожалуйста, цифры в домики.
(Дети раскладывают цифры в домики соответствующего цвета).
Элли: Ребята, а почему вы так расселили цифры?
Воспитатель: Элли, мы сейчас с ребятами поиграем, и тебе станет понятно, какая цифра за какой идёт.
Подвижная игра «По порядку становись!»
(Воспитатель раздаёт детям палочки, значением от 1 до 5. Под бубен дети бегают, когда бубен замолкает, дети становятся в ряд, ориентируясь на цвет палочки). Команды могут быть такие: а)1 удар бубна: «По порядку становись!» или б) 2 удара бубна: «В обратном порядке становись!»
Воспитатель: Теперь каждая цифра живёт в своём доме. Давайте назовём адрес каждой цифры.
Ответы: Цифра 1 живёт в первом домике… и т. д.
Воспитатель: Ребята, как бы нам помочь Элли найти свой дом? Как выглядит твой дом, Элли?
Элли рассказывает, как выглядит дом. Дети садятся за столы, перед ними рабочие листы, на которых изображена план-схема.
Воспитатель: Давайте найдём домик, который нам описала Элли. Чтобы Элли могла его найти, нам надо нарисовать ей путь к дому.
Воспитатель наблюдает и при необходимости помогает детям справиться с заданием.
Воспитатель: Какой путь надо проделать Элли, чтобы найти свой дом?
(Дети поясняют рисунок на своей схеме).
Элли: Спасибо, ребята! Я все поняла.
Воспитатель: А чтобы ты точно не заблудилась, запомни, какие у тебя соседи.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Соседи». Выходите в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называет число, а ребёнок называет «соседей» этого числа – предыдущее и последующее числа и возвращает мяч воспитателю.
Элли: Спасибо Вам, ребята! Теперь я знаю, как важно уметь считать и знать свой адрес, я обязательно выучу свой адрес, чтобы не потеряться. Это вам от меня подарок. До свидания!
Элли уходит.
Воспитатель подводит итог деятельности вместе с детьми, предлагая им вспомнить самое интересное, что запомнилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация непосредственной образовательной деятельности по развитию сенсомоторных способностей детей младшего дошкольного возраста. Тема: "По следам озорного котенка"
Вашему вниманию представлен конспект занятия на развитие сенсомоторных способностей у детей второй младшей группы...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий "Путешествие в зимний лес".
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий....
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР НА ТЕМУ "ПОМОЖЕМ КОЛОБКУ"
ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕННОМ И ПОРЯДКОВОМ СЧЕТЕ, ОБОЗНАЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЦИФРОЙ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЦИФРЫ 5, ПРОФИЛАКТИКА ВСЕХ ВИДОВ ДИСКАЛЬКУЛИИ....
«План – конспект непосредственно образовательной деятельности «Внимание - насекомые» по ОБЖ детей среднего дошкольного возраста
«План – конспект непосредственно образовательной деятельности«Внимание - насекомые» по ОБЖ детей среднего дошкольного возраста...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности «Великая Отечественная война» для детей среднего дошкольного возраста
План – конспект непосредственно образовательной деятельности«Великая Отечественная война»для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста "Образование числа 4"
Программное содержание:- учить считать в пределах 4, формировать представления о равенстве инеравенстве двух групп предметов на основе счета;- продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам ве...