Проблема организационного аспекта преемственности учителей-логопедов в системе «Дошкольное образовательное учреждение- общеобразовательная школа»
статья
В настоящее время наиболее остро возникает необходимость преемственности учителей – логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».
Преемственность учителей-логопедов ДОУ и школы - это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольного уровня образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема организационного аспекта преемственности
учителей-логопедов в системе
«Дошкольное образовательное учреждение-
общеобразовательная школа»
В настоящее время наиболее остро возникает необходимость преемственности учителей – логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».
Преемственность учителей-логопедов ДОУ и школы - это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольного уровня образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Актуальность проблемы преемственности в работе учителей-логопедов детского сада и школы заключается в том, что для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ.
Именно тогда, когда ребенок уже посещает школу, происходит интенсивная перестройка, как в физическом, так и в психологическом плане. И если у ребенка в детстве были проблемы с речью, и их удалось исправить до поступления в школу, то с началом обучения некоторые нарушения могут вернуться. Поэтому преемственность в работе логопедов имеет важную роль для достижения наилучшего результата и его закрепления в последствии.
Тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы учителя-логопеда школы, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.
К сожалению, тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе осуществляется не всеми дошкольными и школьными учреждениями города. На наш взгляд это вызвано следующими причинами:
1. Часто дети из одной группы компенсирующей направленности идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
2. Не каждая школа имеет в своем штате учителя-логопеда, а также происходит частая смена данных специалистов.
3. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, логопеды детского сада мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных учителей-логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
Основная масса выпускников нашего ДОУ обучаются в школе № .
Взаимосвязь в логопедической работе нашего детского сада и средней общеобразовательной школы № осуществляется.
Ежегодно нами проводятся следующие мероприятия по преемственности дошкольной и школьной логопедической службы:
1. Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования;
2. Выступление на родительских собраниях для родителей будущих первоклассников;
3. Выступление на методических объединениях учителей-логопедов города.
4. Подготовка детей с низким уровнем речевого развития на Психолого-медико-педагогическую комиссию города, с целью определения вида программы начального общего образования.
Кроме того, являясь специалистом ПМПК, в рамках работы ПМПК взаимодействую с учителем-логопедом школы № , что позволяет увидеть динамику развития детей, которым рекомендовано обучение и воспитание по программе АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Исходя из вышесказанного предлагаем:
- Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты, с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и детском саду.
- Учителям-логопедам ДОУ и школ расширить спектр мероприятий по преемственности, включаемых в годовой план работы логопедических служб.
- Учитывая то, что без согласия родителей логопеды ДОУ не вправе передавать информацию о результатах диагностического обследования детей, предлагаем учителям-логопедам школ посещение праздников и других организованных мероприятий детского сада, а также участие в родительских собраниях.
Предложенные мероприятия помогут решению проблемы преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и школы в обучении детей с различными речевыми нарушениями.
В данном сообщении также, необходимо более детально сказать о взаимодействии образовательных учреждений с Психолого-медико-педагогической комиссией города, а именно направлении детей, которые имеют низкий уровень речевого развития по окончании уровня дошкольного образования на обследование ПМПК, с целью определения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, непосредственно с 1 класса, а соответственно и создания специальных образовательных условий для обучения и воспитания ребенка.
Напомню, Вы имеете право направить ребенка на ПМПК только с согласия родителей.
Такое взаимодействие с ПМПК полноценно осуществляется дошкольными образовательными учреждениями № .
Чаще всего после обследования ребенка на ПМПК выпускники групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, получают рекомендации: воспитание и обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Данная программа имеет 2 варианта.
Вариант 5.1. предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Это дети с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи, дети с общим недоразвитием речи 4 уровня речевого развития, у которых, как правило, оказываются нарушенными все компоненты речи, что нередко приводит к нарушению чтения и письма. Такие дети не имеют очевидной задержки психического развития.
Вариант 5.2. предназначен для обучающихся на 2-м -3-м уровнях речевого развития, являющихся следствием таких тяжелых нарушений речи, как алалия, афазия, дизартрия, заикание. Овладение программой начального общего образования в данном случае возможно не за 4 года, а за 5 лет. Т.е. программа пролонгируется еще на 1 год. Это дает возможность детям не только освоить программу начального общего образования за 5 лет, но и получать логопедическое сопровождение.
Итак, проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и как один из вариантов, для ее решения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ нашего города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация преемственности в системе дошкольное образовательное учреждение – начальная школа.
Организация преемственности в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/29/picture-371780-1388302851.jpg)
Организация совместной коррекционной работы учителя - логопеда и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Презентация опыта на городском методиеском объединении учителей - логопедов ДОУ IV и VI вида....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-818486-1474895349.jpg)
План работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения общеобразовательной школы.
План работы по преемственности дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ – ЛОГОПЕДОВ В СИСТЕМЕ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Среди дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных учреждений, с каждым годом увеличивается количество детей с недостатками речевого развития. Различные недостатки речевого разв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-89417-1445013550.jpg)
ГОДОВОЙ ПЛАН работы ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений г. Троицка на 2019-2020 учебный год
Предстаавлен план подробный работы городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/04/picture-1341113-1628067345.jpg)
Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка
Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967558-1509566404.jpg)
Особенности использования интерактивного оборудования MIMIO в работе учителя-логопеда на занятиях в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида
Опыт использования интерактивного оборудования в работе учителя-логопеда дошкольной организации....