Организация преемственности в системе дошкольное образовательное учреждение – начальная школа.
статья по теме
Организация преемственности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_preemstvennosti_-_konferentsiya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. И. Воропаева
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 1 «Пчелка»
г. Мичуринска Тамбовской области
Организация преемственности в системе дошкольное образовательное учреждение – начальная школа.
Образование «не знания, а ума прибавлять должно» (Л.С.Выготский).
Преемственность – принцип изначально положенный в основу системы непрерывного образования. Реализация его дает возможность создать благоприятную среду для развития ребенка. Наше дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие способностей ребенка.
Деятельность педагогического коллектива ориентирована на гармоничность развития дошкольника, которая заключается в примерно одинаковом уровне развития всех показателей интеллекта. Причем чрезмерное развитие одних, при отставании других не служит благоприятным показателем, в частности, психического здоровья.
Подготовка ребенка к школе - это не сиюминутный процесс, а длительная, кропотливая работа в течение всего периода дошкольного детства. Психологическая готовность к школе возникает постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребенка.
Особое значение в развитии ребенка отводится ДОУ и семье.
Дошкольный и младший школьный периоды наиболее чувствительны именно к факторам окружающей среды. Насколько эта среда будет комфортной для роста, развития, здоровья ребенка - покажет время. Но до тех пор, пока человек растет, окружающей средой будет организация его жизнедеятельности: условия и организация развивающего и воспитательного процесса, взаимоотношения между ним и взрослыми, между ним и другими детьми, а также соответствие требований со стороны взрослых, предлагаемых ими программ обучения индивидуальным возможностям ребенка . Ответной реакцией человека на факторы окружающей среды в более старшем возрасте станет его стиль поведения. А поведение, как хорошо известно, формируется опять же в детстве под влиянием окружающей среды. Поэтому мы считаем, что педагогам ДОУ и младших классов необходимо знать не только сами факторы окружающей среды, но и их влияние на развитие и здоровье ребенка.
Формирование предметно - развивающей среды не единовременный акт, а длительный по времени процесс. Среда складывается из очень важных, порой незаметных мелочей, изменений, а организации быта, в интерьере, а главное — в изменении отношений между взрослыми и детьми.
Наша цель - создать все зависящие от нас условия для того, чтобы помочь каждому ребёнку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.
Дети учатся в любой окружающей среде, в которой они находятся.
Самое главное она должна внушать ребёнку доверие, чувство принадлежности, давать ощущение независимости и безопасности, а также чувство того, что у него есть право на собственную «личную жизнь» - он может побыть один, у него есть своё место и вещи.
Созданная нами среда способствует тому, что ребёнок проявляет собственную инициативу, пробует делать что-то новое, это развивает его самооценку и способствует становлению чувства успеха.
В основе создания предметно - развивающей среды - психолого - педагогическое обоснование - учёт склонностей педагогов, - потребностей и возможностей детей.
Дети и взрослые являются творцами своего предметного окружения.
Нами создана Концепция развивающей среды. В основе совершенствования деятельности нашего учреждения лежит механизм гармонизации всех ее средств: внешних, внутренних, средовых. При функциональном комфорте у ребенка формируется благоприятное отношение к деятельности. Среда становится жизненным пространством для ребенка, он имеет свободу выбора средств для саморазвития. Каждый ребенок без особых усилий находит применение своим творческим способностям, удовлетворяет свои интересы и любознательность, находит импонирующую ему среду общения. В каждой возрастной группе оборудованы центры: сюжетно-ролевых игр, строительства и конструирования, театральные, развития сенсорики, логико-математические и естественнонаучные, спортивные, «производственные» и др.
На основе становления и развития разных типов опыта ребенка: социального, логико – математического, естественнонаучного, эстетического – получает развитие его воображение, мышление, восприятие, внимание, речь. Дети усваивают этические нормы поведения, формируется их характер, общие и специальные способности.
С позиции дизайна у нас нет случайных объектов. С позиции развития, самореализации, самовыражения, предметно-развивающая среда насыщена тем многообразием игрового и дидактического материала, который действительно оставляет за ребенком свободу выбора.
В течение ряда лет педагогический коллектив МДОУ №1 работает в экспериментальном режиме по «Личностно - ориентированному воспитанию мальчиков и девочек на основе здоровьесберегающих технологий». Относительно тематики и формировалась предметно - развивающая среда.
Личностно - ориентированное воспитание мальчиков и девочек на основе здоровьесберегающих технологий ставит своей целью разработку технологии развития мальчика и девочки с учётом психологических и физиологических особенностей.
Неоспоримым является тот факт, что педагогика не должна быть бесполой, она должна отражать существующие природные закономерности.
В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются различия мальчиков и девочек в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, интересах и предпочтениях, личностных качествах.
Восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам. Так, острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек; игры девочек чаще опираются на ближнее зрение (они раскладывают перед собой куклы, играют в ограниченном пространстве), а игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение (они бегают друг за другом, используют при этом все предоставленное им пространство). Восприятие девочек более детализировано, а мышление более конкретно и прагматично, что ориентирует не столько на выявление закономерностей, сколько на получение необходимого результата. При этом мальчики превосходят девочек по пространственным способностям: при обучении математике девочки легче справляются со счетом и манипуляциями с цифрами, а мальчики - с геометрическими (пространственное мышление, мысленные манипуляции с геометрическими формами). Девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям; у девочек выше беглость речи, они лучше и быстрее понимают письменный текст, превосходят мальчиков в речевых заданиях. Мальчики же превосходят девочек в видеопространственных умениях, а это требует высокой познавательной активности. Особенностью мальчиков является способность к поиску нового нестандартного решения. Учитывая вышеперечисленное, педагогам необходимо помнить, что в случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики ребенка девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, а мальчики - стараются уйти из-под контроля, так как адаптироваться к несвойственным им видам деятельности мальчикам трудно. Таким образом, гендерные различия по готовности детей к обучению в школе – очевидны. Учёт этих особенностей, гендерный подход – одно из условий успешного обучения в школе.
Успешность обучения в школе - это тот уровень состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Создание в ДОУ здоровьесберегающей среды в соответствии с СанПиН, разные формы оздоровления повышают адаптационные возможности детей. Интеграция воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов обеспечивает создает оптимальные условия пребывания детей в ДОУ. Работа построена в трех направлениях: оздоровление, профилактика и коррекция. Мы исходим из представлений о ребенке как целостном духовно-телесном организме и создали условия для полноценного физического и психического здоровья. Процесс формирования здоровья в нашем учреждении основывается на 4 аспектах: нравственном, психическом, физическом, медицинском. Медико-психолого-педагогическая диагностика и педагогика сотрудничества – позволяет более качественно строить воспитательно-образовательный процесс.
Принцип развивающего обучения предъявляет определенные требования к дошкольному образованию, в том числе и к речевому развитию детей. Уровень развития речи является надежным и информативным критерием «школьной зрелости». В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, обогащается словарный запас и грамматический строй его речи. Обучение языку мы рассматриваем не только в лингвистической сфере, но и в сфере общения детей со сверстниками и взрослыми. Отсюда важнейшей задачей становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения. Педагогами созданы авторские методические разработки: по развитию речи, риторике, этике, театрализованной деятельности. Языковой опыт ребенка формируется на основе понимания психологических и лингвистических законов усвоения фонетики, лексики и грамматики языка. Только комплексное развитие речевых умений и навыков дает положительный результат.
Развитие ребенка в нашем МДОУ носит целостный характер. Особое внимание воспитателей обращено на то, что готовность ребенка к школе определяет не специальная подготовка (технические навыки чтения и графические умения), а социальная зрелость ребенка, его интерес и желание стать школьником, «багаж» реальных представлений о школьной жизни и умение строить коммуникативные каналы.
По мнению большинства воспитателей, на школьную мотивацию ребенка влияют: интерес к учению; доброжелательное отношение воспитателя, учителя; осознание ситуации успеха; понимание взрослыми особенностей и возможностей детей.
Взаимодействие МДОУ и школ города, обеспечивающее создание единого образовательного пространства и преемственности в развитии ребёнка, строится с учётом современной социальной ситуации.
Одним из направлений этой взаимосвязи является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения ребёнка, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи мы стараемся успешно решать в условиях разностороннего взаимодействия детского сада и городских школ, так как наше дошкольное учреждение выступает в качестве открытой, готовой к диалогу со школой и общественностью воспитательно-образовательной системой.
Реализация принципа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием осуществляется нами посредством координации деятельности МДОУ и школ города №8, №16, гимназией и в течение ряда лет на договорной основе со школой №18. Договор со школой №18 имени Героя Советского Союза Эдуарда Дмитриевича Потапова – заключен с целью:
- обеспечения преемственности в развитии ребёнка,
- создания единого образовательного пространства, способствующего эмоционально-целостному, социально-личностному, мотивационному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.
Традиционными в практике сотрудничества педагогов МДОУ №1 и учителей начальных классов школы № 18 являются:
- Городские мероприятия (научно-практические конференции педагогов МДОУ и учителей начальных классов);
- Встречи с родителями в рамках групповых и фронтальных форм педагогического просвещения;
- Организация совместных праздников;
- Организация совместного досуга и деятельности дошкольников и младших школьников;
- Дни открытых дверей.
Со школой №18 разработано приложение к договору, согласно которому проводились такие мероприятия, как:
- Проведение зимних игр на воздухе с детьми всех возрастных групп;
- Проведение благотворительных акций по:
- благоустройству зимней игровой площадки,
- оснащению предметно-развивающей среды игровым оборудованием и оборудованием по трудовому воспитанию,
- пополнение фонда библиотеки МДОУ детской, художественной и познавательной литературой.
В практике нашего дошкольного учреждения и школ города существуют продуктивные формы сотрудничества: экскурсионное знакомство детей подготовительной группы со школами, родительские собрания в подготовительной группе с участием администрации и учителей вышеуказанных школ, Дни открытых дверей в школах для родителей подготовительных групп.
Благодаря постоянному сотрудничеству МДОУ со школами города у старших дошкольников, а также у выпускников и у их родителей формируется желание активно взаимодействовать в социуме, что и обеспечивает им социальную зрелость и компетентность, формируется позитивный образ современной школы.
Таким образом, преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в МДОУ и начальной школе, способствует сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это – важнейшая задача образования и его основной результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы
После перехода нашей образовательной системы на вариативное обучение и разнообразные программы возник целый ряд противоречий между учителями начальной школы, педагогами детского сада и родителями....
Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения со школой.
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технолог...
Установление преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и школы в рамках внедрения ФГОС ДО и ФГОС начального образования
В статье представлен опыт работы по сетевому взаимодействию между уровнями дошкольного и начального общего образования...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ – ЛОГОПЕДОВ В СИСТЕМЕ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Среди дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных учреждений, с каждым годом увеличивается количество детей с недостатками речевого развития. Различные недостатки речевого разв...
Проблема организационного аспекта преемственности учителей-логопедов в системе «Дошкольное образовательное учреждение- общеобразовательная школа»
В настоящее время наиболее остро возникает необходимость преемственности учителей – логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа»....
Старая новая проблема: преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школ (из опыта работы муз. руководителя и воспитателя).
Проблема преемственности в образовании не нова. Однако в настоящее время взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается проблемой. Для решения этой проблемы необходимы согласов...
Преемственность в работе учителей-логопедов в системе "Дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка
Рассмотрены цели и задачи преемственности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и общеобразовательной школы. Описаны способы осуществления данной преемственности.Ключевые слова: п...