Семинар "«Проектирование индивидуальной траектории развития педагогических работников в условиях инновационной среды»
материал
Актуальность профессионального роста педагогических работников и необходимость инновационных изменений связаны со значительными реформами в образовании РФ. Главная задача федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование"- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, повышение профессионального мастерства.
Профессиональный рост педагогических работников- это процесс приобретения педагогом знаний, умений, позволяющих ему решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию и сохранению здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края
Семинар
«Проектирование индивидуальной траектории развития педагогических работников в условиях инновационной среды»
Цель: определение и анализ индивидуальных профессиональных затруднений педагогических работников дошкольной образовательной организации.
1. Непрерывное повышение квалификации педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование».
Актуальность профессионального роста педагогических кадров и необходимость инновационных изменений связаны со значительными реформами в образовании РФ. Внедрение федеральный системы профессионального развития педагогов, которая является одним из приоритетных направлений Национального проекта «Образование» отражена в федеральном проекте «Учитель будущего», должно к 2024 году охватить 70 % молодых педагогов в возрасте до 35 лет, а уровень профессионального мастерства должен быть повышен у 50 % педагогических работников
Главная задача федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» – внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников.
В связи с внедрением проекта «Учитель будущего», предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы образовательной ситуацией. Разработана "Модель профессионального развития педагогических работников МАДОУ «Детский сад № 6»" с целью создания условий для становления профессионально-личностной компетенции педагога, определяющей его универсальную способность проектировать и обеспечивать новое качество. И одна из годовых задач, запланированных на 2020-2021 учебный год направлена на непрерывное образование и профессиональное совершенствование педагогических работников через проектирование индивидуальной траектории развития.
Профессиональный рост педагога – это процесс приобретения педагогом знаний, умений, позволяющих ему решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, и сохранению здоровья воспитанников.
2. Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО (С.В. Кузьмин, канд. пед. наук, доцент кафедры управления образованием ИРО Ивановской области)
Назначение методики: определить индивидуальные профессиональные затруднения у педагогических работников дошкольной образовательной организации.
Почему именно «квадрат функций»? Квадрат - геометрическая фигура, в форме которой представлена основная матрица данной методики (приложение 1).
Функции в нашем случае - это пять образовательных областей согласно ФГОС дошкольного образования. Их содержание приводится в Стандарте (п. 2.6 приказа Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
«Функции» в данной методике - это деятельность педагога по реализации образовательных областей в соответствии со Стандартом.
Поскольку ФГОС дошкольного образования устанавливает пять образовательных областей, каждая из них должна характеризоваться пятью компонентами (для того, чтобы получился «квадрат»: 5x5 = 25). Пять видов деятельности педагогов по каждому компоненту мы поместили в квадрат по диагонали. Так появилась основная матрица данной методики, с которой и начинается работа.
В методике используются условные обозначения образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
- СК - социально-коммуникативное развитие;
- П - познавательное развитие;
- Р - речевое развитие;
- ХЭ - художественно-эстетическое развитие;
- Ф - физическое развитие.
Для эффективной работы с рассматриваемой методикой предлагается следующий алгоритм:
ШАГ 1 В предложенной «Матрице функций» (приложение 1) по вертикали педагог ранжирует конкретные действия в ходе непосредственно образовательной деятельности от 1 до 5 (не повторяясь): «Что у меня получается лучше всего?». Результат записывается в левом верхнем углу.
ШАГ 2 То же самое предлагается выполнить по горизонтали, результат записывается в правом нижнем углу.
ШАГ 3 Таким образом, в каждом квадрате будет по две цифры. Они суммируются для каждого квадрата, сумма вписывается в соответствующие ячейки таблицы 1, которая является «ключом» предлагаемой методики.
Таблица 1
Бланк ответов к методике «Квадрат функций»
(по ФГОС дошкольного образования)
ф- | хэ- | р- | п- | ск- |
хэ- | р- | п- | ск- | ф- |
р- | п- | ск- | ф- | хэ- |
п- | ск- | ф- | хэ- | р- |
ск- | ф- | хэ- | р- | п- |
ШАГ 4 По этой же таблице считается сумма (общее количество баллов) предложенных функций (по диагоналям), результаты заносятся в соответствующие ячейки таблицы 2. Если работа выполнена правильно, сумма в строке «Количество баллов» будет равна 150. Если сумма получилась другая, то работа выполнена некачественно и ее стоит переделать.
Таблица 2
Итоговая таблица по результатам обработки методики «Квадрат функций»
Функции | СК | П | Р | ХЭ | Ф | Сумма баллов |
Количество баллов =150 | ||||||
Место по значению |
ШАГ 5 По сумме полученных баллов в таблице 2 определяется место (от 1 до 5) по значению каждой функции. Функция, набравшая наибольшее количество баллов, получает первое место, наименьшее - пятое.
ШАГ 6 Расшифровывается содержательная часть функций (не обязательно всех, а только интересующих, например первого места и последнего).
ШАГ 7 Заполнив и обработав анкету, педагоги дошкольной образовательной организации могут сделать для себя вывод, какая из необходимых функций у них реализуется наиболее успешно, какая наименее, определить содержательный характер затруднений, наметить пути дальнейшего профессионального самосовершенствования.
ШАГ 8
Далее проектируется беседа с каждым педагогом. Возможны два варианта.
Первый предусматривает исправление наиболее «слабых» функций, т. е. получивших наименьшее значение. В этом случае совместно с педагогом может быть выбрана соответствующая тема для самообразования (индивидуальная методическая тема) на ближайший период. Второй вариант предусматривает дальнейшую работу с функцией, показавшей наивысший результат, т. е. это образовательная область, в которой у данного педагога накоплен наибольший положительный опыт. Естественно предположить, что этими знаниями и навыками он сможет поделиться с другими членами коллектива, у которых именно они оказались «слабыми». Следовательно, по одним функциям (образовательным областям) педагог совершенствуется, а по другим - сам проводит обучение с коллегами. Это вариант новой сетевой формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации.
Содержание образовательных областей и характеристика деятельности педагога по их реализации
в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Образовательная область | Содержание образовательных областей (по ФГОС ДО) | Деятельность педагога (перепроектирование компонентов) |
Социально-коммуникативное развитие (СК) | 1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. 3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых..
| 1. Способствую усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 2. Способствую развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. 3. Способствую становлению самостоятельности детей. 4. Развиваю социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость. 5. Формирую основы безопасного поведения в быту, социуме, природе |
Познавательное развитие (П) | 1. Развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации. 2. Формирование познавательных действий, становление сознания. 3. Развитие воображения и творческой активности. 4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). 5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. 6. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира | 1. Развиваю интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию. 2. Развиваю воображение и творческую активность. 3. Формирую первичные представления о себе, других людях и объектах окружающего мира. 4. Формирую первичные представления о малой родине и Отечестве. 5. Формирую первичные представления о планете Земля как общем доме людей, и об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира |
Речевое развитие (Р) | 1. Владение речью как средством общения и культуры. 2. Обогащение активного словаря. 3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. 4. Развитие речевого творчества. 5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонем-го слуха. 6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. 7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | 1. Обогащаю активный словарь ребенка. 2. Развиваю связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. 3. Развиваю речевое творчество детей. 4. Развиваю звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух. 5. Знакомлю с книжной культурой, детской литературой, добиваюсь понимания на слух текстов различных жанров детской литературы |
Художественно эстетическое развитие (ХЭ) | 1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. 2. Становление эстетического отношения к окружающему миру. 3. Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. 4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) | 1. Развиваю предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы. 2. Способствую становлению эстетического отношения к окружающему миру. 3. Формирую элементарные представления о видах искусства; восприятии музыки, художественной литературы, фольклора. 4. Способствую стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений. 5. Способствую реализации самостоятельной творческой деятельности детей |
Физическое развитие (Ф) | 1. Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость. 2. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, повороты в обе стороны). 3. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. 4. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 5. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) | 1. Способствую приобретению опыта в двигательной деятельности детей, развиваю их координацию и гибкость. 2. Способствую правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны). 3. Формирую начальные представления о некоторых видах спорта, знакомлю с подвижными играми и с их правилами. 4. Способствую становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 5. Способствую становлению ценностей здорового образа жизни |
Примечание. С целью соблюдения «формулы квадрата» при перепроектировании в «матрицу функций» были включены по пять пунктов из содержания каждой образовательной области.
Педагог __________________________________________________________________________________________________________ Дата заполнения ___________________
Способствую приобретению опыта в двигательной деятельности детей, развиваю их координацию и гибкость | Способствую становлению эстетического отношения к окружающему миру | Развиваю речевое творчество детей | Формирую первичные представления о малой родине и Отечестве | Формирую основы безопасного поведения в быту, социуме, природе |
Развиваю предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы | Развиваю связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь | Формирую первичные представления о себе, других людях и объектах окружающего мира | Развиваю социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость | Способствую становлению ценностей здорового образа жизни |
Обогащаю активный словарь ребенка | Развиваю воображение и творческую активность | Способствую становлению самостоятельности детей | Способствую становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | Способствую реализации самостоятельной творческой деятельности детей |
Развиваю интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию | Способствую развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | Формирую начальные представления о некоторых видах спорта, знакомлю с подвижными играми и с их правилами | Способствую стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений | Знакомлю с книжной культурой, детской литературой, добиваюсь понимания на слух текстов различных жанров детской литературы |
Способствую усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности | Способствую правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) | Формирую элементарные представления о видах искусства; восприятии музыки, художественной литературы, фольклора | Развиваю звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух | Формирую первичные представления о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира |
ф- | хэ- | р- | п- | ск- |
хэ- | р- | п- | ск- | ф- |
р- | п- | ск- | ф- | хэ- |
п- | ск- | ф- | хэ- | р- |
ск- | ф- | хэ- | р- | п- |
Функции | СК | П | Р | ХЭ | Ф | Сумма баллов | ||
Количество баллов = 150 Место по значению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная траектория развития (индивидуальная карта развития) музыкальных способностей
Оценивание уровня развития музыкальных способностей за 5 лет...
Особенности организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития в соответствии с ФГОС ДО.
Познокомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой с детьми в соответствии ФГОС....
Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»
Цели и задачиЦель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.Задачи:успешное включение детей с...
«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...
Тема «Создание интегрированной среды в театрализованной деятельности, как средство персонифицирования педагогический событий и осуществления индивидуальной траектории развития ребёнка
Тема: «Создание интегрированной среды (детский сад, семья, социум) в театрализованной деятельности, как средство персонифицирования педагогический событий и осуществления индив...
Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».
В основе практики лежит понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опы...