Семинар "«Проектирование индивидуальной траектории развития педагогических работников в условиях инновационной среды»
материал

Полежаева Инесса Геннадьевна

Актуальность профессионального роста педагогических работников и необходимость инновационных изменений связаны со значительными реформами в образовании РФ. Главная задача федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование"- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, повышение профессионального мастерства.

Профессиональный рост педагогических работников- это процесс приобретения педагогом знаний, умений, позволяющих ему решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию и сохранению здоровья воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края

Семинар

«Проектирование индивидуальной траектории развития педагогических работников в условиях инновационной среды»

Цель: определение и анализ индивидуальных профессиональных затруднений педагогических работников дошкольной образовательной организации. 

1. Непрерывное повышение квалификации педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование».

     Актуальность профессионального роста педагогических кадров и необходимость инновационных изменений связаны со значительными реформами в образовании РФ. Внедрение федеральный системы профессионального развития педагогов, которая является одним из приоритетных направлений Национального проекта «Образование» отражена в федеральном проекте «Учитель будущего», должно к 2024 году охватить 70 % молодых педагогов в возрасте до 35 лет, а уровень профессионального мастерства должен быть повышен у 50 % педагогических работников

        Главная задача федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» – внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников.

В связи с внедрением проекта «Учитель будущего», предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы образовательной ситуацией. Разработана "Модель профессионального развития педагогических работников МАДОУ «Детский сад № 6»" с целью создания условий для становления профессионально-личностной компетенции педагога, определяющей его универсальную способность проектировать и обеспечивать новое качество. И одна из годовых задач, запланированных на 2020-2021 учебный год направлена на непрерывное образование и профессиональное совершенствование педагогических работников через проектирование индивидуальной траектории развития. 

Профессиональный рост педагога – это процесс приобретения педагогом знаний, умений, позволяющих ему решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, и сохранению здоровья воспитанников.

2. Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО (С.В. Кузьмин, канд. пед. наук, доцент кафедры управления образованием ИРО Ивановской области)

        Назначение методики: определить индивидуальные профессиональные затруднения у педагогических работников дошкольной образовательной организации.

      Почему именно «квадрат функций»? Квадрат - геометрическая фигура, в форме которой представлена основная матрица данной методики (приложение 1).

        Функции в нашем случае - это пять образовательных областей согласно ФГОС дошкольного образования. Их содержание приводится в Стандарте (п. 2.6 приказа Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

        «Функции» в данной методике - это деятельность педагога по реализации образовательных областей в соответствии со Стандартом.

          Поскольку ФГОС дошкольного образования устанавливает пять образовательных областей, каждая из них должна характеризоваться пятью компонентами (для того, чтобы получился «квадрат»: 5x5 = 25). Пять видов деятельности педагогов по каждому компоненту мы поместили в квадрат по диагонали. Так появилась основная матрица данной методики, с которой и начинается работа.

В методике используются условные обозначения образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

  •  СК - социально-коммуникативное развитие;
  •  П - познавательное развитие;
  •  Р - речевое развитие;
  •  ХЭ - художественно-эстетическое развитие;
  •  Ф - физическое развитие.

Для эффективной работы с рассматриваемой методикой предлагается следующий алгоритм:

ШАГ 1 В предложенной «Матрице функций» (приложение 1) по вертикали педагог ранжирует конкретные действия в ходе непосредственно образовательной деятельности от 1 до 5 (не повторяясь): «Что у меня получается лучше всего?». Результат записывается в левом верхнем углу.

ШАГ 2 То же самое предлагается выполнить по горизонтали, результат записывается в правом нижнем углу.

 ШАГ 3 Таким образом, в каждом квадрате будет по две цифры. Они суммируются для каждого квадрата, сумма вписывается в соответствующие ячейки таблицы 1, которая является «ключом» предлагаемой методики.

Таблица 1

Бланк ответов к методике «Квадрат функций»

 (по ФГОС дошкольного образования)

ф-

хэ-

р-

п-

ск-

хэ-

р-

п-

ск-

ф-

р-

п-

ск-

ф-

хэ-

п-

ск-

ф-

хэ-

р-

ск-

ф-

хэ-

р-

п-

ШАГ 4 По этой же таблице считается сумма (общее количество баллов) предложенных функций (по диагоналям), результаты заносятся в соответствующие ячейки таблицы 2. Если работа выполнена правильно, сумма в строке «Количество баллов» будет равна 150. Если сумма получилась другая, то работа выполнена некачественно и ее стоит переделать.

Таблица 2

Итоговая таблица по результатам обработки методики «Квадрат функций»

Функции

  СК  

    П    

     Р    

  ХЭ

   Ф  

Сумма баллов

Количество баллов =150

Место по значению

ШАГ 5 По сумме полученных баллов в таблице 2 определяется место (от 1 до 5) по значению каждой функции. Функция, набравшая наибольшее количество баллов, получает первое место, наименьшее - пятое.

ШАГ 6 Расшифровывается содержательная часть функций (не обязательно всех, а только интересующих, например первого места и последнего).

ШАГ 7 Заполнив и обработав анкету, педагоги дошкольной образовательной организации могут сделать для себя вывод, какая из необходимых функций у них реализуется наиболее успешно, какая наименее, определить содержательный характер затруднений, наметить пути дальнейшего профессионального самосовершенствования.

ШАГ 8 

Далее проектируется беседа с каждым педагогом. Возможны два варианта.

Первый предусматривает исправление наиболее «слабых» функций, т. е. получивших наименьшее значение. В этом случае совместно с педагогом может быть выбрана соответствующая тема для самообразования (индивидуальная методическая тема) на ближайший период. Второй вариант предусматривает дальнейшую работу с функцией, показавшей наивысший результат, т. е. это образовательная область, в которой у данного педагога накоплен наибольший положительный опыт. Естественно предположить, что этими знаниями и навыками он сможет поделиться с другими членами коллектива, у которых именно они оказались «слабыми». Следовательно, по одним функциям (образовательным областям) педагог совершенствуется, а по другим - сам проводит обучение с коллегами. Это вариант новой сетевой формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации.

Содержание образовательных областей и характеристика деятельности педагога по их реализации

 в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Образовательная область

Содержание образовательных областей (по ФГОС ДО)

Деятельность педагога (перепроектирование компонентов)

Социально-коммуникативное развитие (СК)

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых..

  1. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

1. Способствую усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Способствую развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

3. Способствую становлению самостоятельности детей.

4. Развиваю социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость.

5. Формирую основы безопасного поведения в быту, социуме, природе

Познавательное

развитие (П)

1. Развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

3. Развитие воображения и творческой активности.

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

6. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

1. Развиваю интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию.

2. Развиваю воображение и творческую активность.

3. Формирую первичные представления о себе, других людях и объектах окружающего мира.

4. Формирую первичные представления о малой родине и Отечестве.

5. Формирую первичные представления о планете Земля как общем доме людей, и об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Речевое развитие (Р)

1. Владение речью как средством общения и культуры.

2. Обогащение активного словаря.

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонем-го слуха.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров

детской литературы.

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

1. Обогащаю активный словарь ребенка.

2. Развиваю связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

3. Развиваю речевое творчество детей.

4. Развиваю звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух.

5. Знакомлю с книжной культурой, детской литературой, добиваюсь понимания на слух текстов различных жанров детской литературы

Художественно

эстетическое развитие (ХЭ)

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной

литературы, фольклора.

4. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

1. Развиваю предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы.

2. Способствую становлению эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирую элементарные представления о видах искусства; восприятии музыки, художественной литературы, фольклора.

4. Способствую стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений.

5. Способствую реализации самостоятельной творческой деятельности детей

Физическое развитие (Ф)

1. Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в т. ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость.

2. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, повороты в обе стороны).

3. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.

4. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

5. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

1. Способствую приобретению опыта в двигательной деятельности детей, развиваю их координацию и гибкость.

2. Способствую правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

3. Формирую начальные представления о некоторых видах спорта, знакомлю с подвижными играми и с их правилами.

4. Способствую становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

5. Способствую становлению ценностей здорового образа жизни

Примечание. С целью соблюдения «формулы квадрата» при перепроектировании в «матрицу функций» были включены по пять пунктов из содержания каждой образовательной области.

 

 Педагог        __________________________________________________________________________________________________________ Дата заполнения ___________________

Способствую приобретению опыта в двигательной деятельности детей, развиваю их координацию и гибкость

Способствую становлению эстетического отношения к окружающему миру

Развиваю речевое творчество детей

Формирую первичные представления о малой родине и Отечестве

Формирую основы безопасного поведения в быту, социуме, природе

Развиваю предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы

Развиваю связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь

Формирую первичные представления о себе, других людях и объектах окружающего мира

Развиваю социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость

Способствую становлению ценностей здорового образа жизни

Обогащаю активный словарь ребенка

Развиваю воображение и творческую активность

Способствую становлению самостоятельности детей

Способствую становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Способствую реализации самостоятельной творческой деятельности детей

Развиваю интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию

Способствую развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Формирую начальные представления о некоторых видах спорта, знакомлю с подвижными играми и с их правилами

Способствую стимулированию сопереживания персонажам художественных произведений

Знакомлю с книжной культурой, детской литературой, добиваюсь понимания на слух текстов различных жанров детской литературы

Способствую усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Способствую правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)

Формирую элементарные представления о видах искусства; восприятии музыки, художественной литературы, фольклора

Развиваю звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух

Формирую первичные представления о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

ф-

хэ-

р-

п-

ск-

хэ-

р-

п-

ск-

ф-

р-

п-

ск-

ф-

хэ-

п-

ск-

ф-

хэ-

р-

ск-

ф-

хэ-

р-

п-

        

Функции

СК

П

Р

ХЭ

Ф

Сумма

баллов

Количество баллов = 150 Место по значению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная траектория развития (индивидуальная карта развития) музыкальных способностей

Оценивание уровня развития музыкальных способностей за 5 лет...

Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»

Цели и задачиЦель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.Задачи:успешное включение детей с...

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Тема «Создание интегрированной среды в театрализованной деятельности, как средство персонифицирования педагогический событий и осуществления индивидуальной траектории развития ребёнка

Тема: «Создание интегрированной среды (детский сад, семья, социум) в театрализованной деятельности,  как средство персонифицирования педагогический  событий  и осуществления индив...

Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».

В основе практики лежит  понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опы...