«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка (старшая группа)

Целью моего выступления является убедить коллег в целесообразности комплексного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и показать, как я осуществляла его на примере своей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Донникова Елена Владимировна

Аннотация

Целью моего выступления является убедить коллег в целесообразности комплексного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и показать, как я осуществляла его на примере своей группы.

Форма проведения: круглый стол.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Ныне мы наблюдаем такую картину: люди стали жестокими, нетерпимыми друг к другу, материальные ценности превалируют над духовными, не стало доверия друг к другу. Теряется доверительная нить между родителями и детьми, разговор происходит на ходу, впопыхах. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Они уже в дошкольном возрасте проявляют агрессию по отношению друг к другу. А должно быть наоборот: они должны научиться не только брать, но и отдавать; заботиться о близких с детства, быть внимательным друг к другу, помогать словом и делом.

Перед педагогами здесь стоит непростая задача – воспитать добропорядочного человека, гражданина. Но нельзя забывать при этом, что именно семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформирован как личность. 

Только система работы может дать ожидаемые результаты. Таким образом, я решила, что правильнее всего будет для меня строить работу сразу в 3 направлениях: воспитательная работа в группе с детьми, просветительская работа с родителями и совместно (дети + родители) проводимые мероприятия.

Для целенаправленной работы с детьми в качестве приоритетного направления работы группы я выбрала «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками», так как это соответствует требованиям ФГОС, ожидаемые результаты работы очень важны (у общества есть гос. заказ на данные характеристики) и согласуются с таковыми по ООП. Я составила программу работы с детьми в этом направлении. В ней постаралась отразить цель, задачи, принципы духовно-нравственного воспитания, методы работы с детьми. Имеются отдельные методики для диагностики детей с критериями оценок, а также представлено перспективное планирование для этой области. (Приложение №1.)  Работа ведется с сентября 2017 года.

Формы работы с детьми: беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности, посещение музея, храма с целью знакомства с духовно-нравственными ценностями, чтение художественной литературы по данной тематике.

 Планируя работу с родителями, я поставила перед собой цель: создать условия для формирования духовно-нравственного воспитания в семье.

Цель может быть достигнута путем реализации следующих задач:

  1. Расширение представлений о возможностях семьи в воспитании ребенка.
  2. Выявление противоречий и проблем в использовании методов воспитания.
  3. Выявление дополнительных возможностей влияния семейных традиций, устоев на формирование понимания ребенком роли семьи в перспективе жизни человека.
  4. Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.

Далее я разработала план мероприятий для работы с родителями, который мы реализовываем.  (Приложение №2.)

Формы работы с родителями, а также совместных мероприятий (родители + дети) по духовно-нравственному воспитанию: 

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;  
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей, конкурсы);
  • совместно нравственно-значимая деятельность родителей с детьми (изготовление кормушек);
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей;
  • мастер-классы для родителей.

Так, на родительском собрании «Как научить ребенка жить среди людей?» мы поставили проблемный вопрос: «Важно ли воспитывать детей нравственно? Как это сделать?» (диспут). Затем провели мастер-класс по проведению психологических игр духовно-нравственной направленности (Приложение №3). Также дали рекомендации родителям по чтению и обсуждению художественной литературы по духовно–нравственной тематике. А после посещения детьми городского музея и храма, как и проведения детского досуга в детском саду, например, народные праздники: «Масленица», «Коляда» и других, мы попросили родителей побуждать детей делиться впечатлениям от увиденного и услышанного, рассказывании о том, что запомнили. На каждом собрании ненавязчиво, с примерами, мы разбираем различные ситуации. По мере необходимости проводим анкетирование и сразу выводим результаты, по которым папы и мамы делают соответствующие выводы. Все это помогает взрослому человеку задуматься, что он не просто родитель, который создал свое дитя, а творец души его.

Помня, что дошкольный возраст – самый подходящий для формирования личности, данную работу по духовно-нравственному воспитанию я считаю намеченной своевременно, правильно. В течение года проводим как намеченные, так и незапланированные мероприятия (когда нас приглашают посетить музей, храм). Эту работу следует проводить и в следующем году. Ребята наши уже пойдут в подготовительную группу, поэтому впору будет взять более «взрослую» тему приоритетного направления группы: «Формирование патриотических чувств у дошкольников».  

Литература

  1. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации.
  2. Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2004.
  3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В.  «Праздники и развлечения  в детском саду».
  4. Киркос Р. Ю., «Патриотическое воспитание дошкольников».
  5. Князева О. Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  6. Петракова Т. И., «Духовные основы нравственного воспитания».
  7. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду».
  8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми  4 – 7 лет».
  9. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников».
  10. Шишова Т. П., «Как воспитать в ребенке послушание?»
  11. Шишова Т. П., «Как воспитать в ребенке ответственность?» 

Приложение 1

Приоритетное направление группы: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками».

Под «духовно-нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла,  долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность,  дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний, эмпатийности).

   Целью нашей работы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи:

  1. Формирование нравственных качеств дошкольников, повышение нравственной культуры, осмысление духовных и нравственных ценностей.
  2. Развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников.
  3. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, народным традициям, к старшему поколению.

В своей работе мы руководствовались следующими принципами духовно-нравственного воспитания:

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Методы работы с детьми: проблемно-поисковый, наглядный, словесный, практический, игровой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по духовно – нравственному воспитанию

Воспитательная система по духовно-нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми....

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зл...