СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация (старшая группа)
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Крашенинникова Анна Васильевна
Воспитатель, ГБДОУ детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Аннотация
Цель моего выступления: убедить коллег в целесообразности комплексного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и показать, как я осуществляла его на примере своей группы.
Форма проведения: круглый стол.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. В настоящее время теряется доверительная нить между родителями и детьми, разговор происходит на ходу, впопыхах. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Они уже в дошкольном возрасте проявляют агрессию по отношению друг к другу.
Перед педагогами стоит непростая задача – воспитать добропорядочного человека, гражданина. Но нельзя забывать при этом, что именно семья является традиционно главным институтом воспитания. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформирован как личность.
Только система работы может дать ожидаемые результаты. Таким образом, я решила, что правильнее всего будет для меня строить работу сразу в 3 направлениях: воспитательная работа в группе с детьми, просветительская работа с родителями и совместно проводимые мероприятия.
Для целенаправленной работы с детьми в качестве приоритетного направления работы группы я выбрала «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками», так как это соответствует требованиям ФГОС. По составленному плану работы с детьми в этом направлении, я постаралась отразить цель, задачи, принципы духовно-нравственного воспитания, методы работы с детьми.
Формы работы с детьми: беседы духовно-нравственной направленности, чтение художественной литературы по данной тематике.
Формы работы с родителями, а также совместных мероприятий (родители + дети) по духовно-нравственному воспитанию:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей, конкурсы);
- совместно нравственно-значимая деятельность родителей с детьми (изготовление кормушек);
- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей;
- мастер-классы для родителей.
Так, на родительском собрании «Как научить ребенка жить среди людей?» мы поставили проблемный вопрос: «Важно ли воспитывать детей нравственно? Как это сделать?» (диспут). Затем провели мастер-класс по проведению психологических игр духовно-нравственной направленности. Также дали рекомендации родителям по чтению и обсуждению художественной литературы по духовно–нравственной тематике, посещение с детьми городского музея и храма.
Помня, что дошкольный возраст – самый подходящий для формирования личности, данную работу по духовно-нравственному воспитанию я считаю намеченной своевременно, правильно.
Литература
- Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации.
- Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2004.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Праздники и развлечения в детском саду».
- Киркос Р. Ю., «Патриотическое воспитание дошкольников».
- Князева О. Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Петракова Т. И., «Духовные основы нравственного воспитания».
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет».
- Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников».
- Шишова Т. П., «Как воспитать в ребенке ответственность?»
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
Методика «Сюжетные картинки» (по Р. Р. Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например: во время игры один из твоих друзей сломал игрушку. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Таблица 1 - Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (5 – 6 лет)
Месяц | № занятия | Тема | Цель |
Сентябрь | 1 | Мое окружение. (Все люди разные по полу, по возрасту, по происхождению.) | Систематизировать знания детей о мире людей. |
2 | Тайна моего «Я» (Кто я такой? Что я чувствую? Я могу! Я хочу. Я должен.) | Сформировать понятие о себе, своих чувствах, возможностях, потребностях, обязанностях. | |
3 | Тайна моего «Я» (Кто я такой? Что я чувствую? Я могу! Я хочу. Я должен.) | Сформировать понятие о себе, своих чувствах, возможностях, потребностях, обязанностях. | |
4 | Что означает мое имя? (Значение имени; именины.) | Убедить детей дорожить своим именем, гордиться им, равняться на людей, прославивших его. | |
Октябрь | 1 | Моя семья (Семья – остров любви, терпения, спасения.) | Воспитывать потребность заботиться о близких людях, уважать их. |
2 | Послушание и упрямство. (Делай не то, что хочешь, а то, что нужно. Как перестать упрямиться и начать слушаться.) | Сформировать понимание, зачем нужно слушаться. Побудить работать над собой. | |
3 | Слово. (Слово спасает и слово убивает.) | Сформировать понимание, как слово может воздействовать на окружающих. | |
4 | Правила этикета при общении. (Умение слушать собеседника, вежливо вести разговор). | Систематизировать знания детьми правил этикета. Побуждать следовать этим правилам. | |
Ноябрь | 1 | Правила этикета при общении. (Умение слушать собеседника, вежливо вести разговор). | Систематизировать знания детьми правил этикета. Побуждать следовать этим правилам. |
2 | Правда и ложь. (От лжи человек страдает, мучается, болеет. Правда освобождает от зла.) | Показать, как правда и ложь воздействуют на говорящего и окружающих. Побуждать избавиться от лживости. | |
3 | Правда и ложь. (От лжи человек страдает, мучается, болеет. Правда освобождает от зла.) | Показать, как правда и ложь воздействуют на говорящего и окружающих. Побуждать избавиться от лживости. | |
4 | Зависть и доброжелательность. (Нужно довольствоваться тем, что имеешь. Проявления зависти. Зависть разъедает душу человека). | Побуждать быть доброжелательными и избегать проявлений зависти. | |
Декабрь | 1 | Благодарность и недовольство. (За все, что с нами происходит, нужно благодарить). | Воспитание чувства благодарности. |
2 | Благодарность и недовольство. (За все, что с нами происходит, нужно благодарить). | Воспитание чувства благодарности. | |
3 | Щедрость и жадность. (Проявление щедрости. Дающему (дарящему) это хорошо или плохо? Как побороть в себе жадность?) | Убедить становиться щедрыми и искоренять жадность. | |
4 | Щедрость и жадность. (Проявление щедрости. Дающему (дарящему) это хорошо или плохо? Как побороть в себе жадность?) | Убедить становиться щедрыми и искоренять жадность. | |
Январь | 1 | Милосердие и жестокость. (Дела милосердия. Сердце может быть милым, умеющим любить. Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.) | Побуждать воспитывать в себе милосердие и подавлять жестокость. |
2 | Милосердие и жестокость. (Дела милосердия. Сердце может быть милым, умеющим любить. Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.) | Побуждать воспитывать в себе милосердие и подавлять жестокость. | |
3 | Милосердие и жестокость. (Дела милосердия. Сердце может быть милым, умеющим любить. Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.) | Побуждать воспитывать в себе милосердие и подавлять жестокость. | |
Февраль | 1 | Дружба. (Что мы ждем от нее и что значит «быть настоящим другом»). | Систематизировать знания о дружбе. Побуждать становиться настоящими друзьями. |
2 | Дружба. (Что мы ждем от нее и что значит «быть настоящим другом»). | Систематизировать знания о дружбе. Побуждать становиться настоящими друзьями. | |
3 | Добро и зло. (Добрые слова и поступки. Добро созидает, а зло разрушает. Бумеранг добра и зла. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.) | Расширить понимание детьми смысла слов «добро» и «зло». Побуждать творить только добрые дела. | |
4 | Добро и зло. (Добрые слова и поступки. Добро созидает, а зло разрушает. Бумеранг добра и зла. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.) | Расширить понимание детьми смысла слов «добро» и «зло». Побуждать творить только добрые дела. | |
Март | 1 | Совесть. (Совесть – советчик в жизни. Что значит «жить по совести»? Для чего нужно хранить совесть.) | Сформировать понятие совести и ее важности. Побуждать жить по совести. |
2 | Совесть. (Совесть – советчик в жизни. Что значит «жить по совести»? Для чего нужно хранить совесть.) | Сформировать понятие совести и ее важности. Побуждать жить по совести. | |
3 | Трудолюбие и лень. (Для чего человек трудится? Радость от результатов труда. Как стать трудолюбивым?) | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду. | |
4 | Трудолюбие и лень. (Для чего человек трудится? Радость от результатов труда. Как стать трудолюбивым?) | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду. | |
Апрель | 1 | Смелость и трусость. | Показать, в чем проявляется смелость и трусость. Побуждать расти смелыми. |
2 | Смелость и трусость. | Показать, в чем проявляется смелость и трусость. Побуждать расти смелыми. | |
3 | Единство с природой. | Воспитывать бережное отношение к природе. | |
4 | Героизм. | Показать, в чем проявляется героизм и чем он отличается от просто смелости. | |
Май | 1 | Ценность мира. | Воспитывать гражданско-патриотические чувства, желание служить Отечеству. |
2 | Ценность человеческой жизни. | Воспитывать гражданско-патриотические чувства, желание служить Отечеству. | |
3 | Ценность любви к Родине, к народу. | Воспитывать гражданско-патриотические чувства, желание служить Отечеству. |
Приложение 2
Работа с родителями с целью формирования у детей духовно-нравственных качеств.
Сентябрь:
Фоторепортаж «Лучшие на свете впечатления о лете».
Октябрь:
- Выпуск стенгазеты «Наши любимые бабушки и дедушки».
- Памятка «Как привить ребенку дисциплину?»
Ноябрь:
- «День добрых дел». Изготовление кормушек для птиц.
- Консультация «Учим детей общаться».
- Утренник, посвященный Дню Матери.
Декабрь:
- Родительское собрание «Как научить ребенка жить среди людей?»
- Родительский уголок «Ребенок и общество. Ребенок мой родной» (возраст 5-6 лет).
- Индивидуальная беседа о том, как с пользой провести выходные и праздники.
Февраль:
- Консультация «Роль отца в воспитании ребенка».
- Совместное развлечение «Быстрее, выше, сильнее».
- Индивидуальная беседа с папами о том, кого они считают главными в воспитании ребенка.
Март:
- Утренник, посвященный празднованию 8 марта.
- Консультация «Уделяйте время своему ребенку».
- Папка-передвижка «Вместе с детьми в свободный час».
Апрель:
- Консультация «Основы нравственных отношений в семье. Несколько советов родителям по воспитанию нравственности».
- Анкета для родителей «Семейные традиции в семье».
- Индивидуальная беседа «Какие родители, такие и дети».
- Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы.
Май:
- Стенгазета «Победа в наших сердцах».
- Консультация «Строгость или вседозволенность – как найти верную пропорцию?»
Приложение 3
Игры:
«Копилка добрых дел».
Игра заключается в вырезании из цветной бумаги (это может сделать взрослый) квадратиков, кружочков или других форм, интересных ребенку. Это могут быть и фигурки животных. Когда ребенок совершит хороший поступок, он должен будет положить в «копилку» одну форму. Эта игра послужит мотивом для совершения хороших поступков.
«Комплименты».
Дети и члены семьи должны сесть в круг и взять друг друга за руки. Каждый по очереди говорит приятное слово своему соседу, на что тот должен поблагодарить. Если ребенок затрудняется в подборе слов, взрослому стоит помочь ему в этом.
«Избавимся от злости».
Для ее необходимо заранее нарисовать кляксы или тучки, которые затем отдать ребенку. Также понадобится мешочек, который можно сшить вручную. Ребенку следует предложить складывать тучки в мешок, рассказывая о своих неудачах и плохих поступках, которые он совершил сегодня. Нужно договориться с ребенком, что в этот мешочек он складывает все свои негативные эмоции, которые затем нужно выбросить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
Система работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Невозможно воспитание ребенка без участия его родителей или законных представителей. В данной презентации я отразила , ту часть работы, которую провожу в своем ДОУ....
Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...
Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...
Статья "Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с малой Родиной"
Полагаю, воспитание у старших дошкольников уважения к обычаям, традициям малой Родины, гордости за землю, на которой живешь, является одним из действующих средств формирования бережного отношения к ку...