СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация (старшая группа)

Крашенинникова Анна Васильевна

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Крашенинникова Анна Васильевна

Воспитатель,  ГБДОУ детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Аннотация

Цель моего выступления: убедить коллег в целесообразности комплексного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и показать, как я осуществляла его на примере своей группы.

Форма проведения: круглый стол.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. В настоящее время теряется доверительная нить между родителями и детьми, разговор происходит на ходу, впопыхах. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Они уже в дошкольном возрасте проявляют агрессию по отношению друг к другу.

Перед педагогами стоит непростая задача – воспитать добропорядочного человека, гражданина. Но нельзя забывать при этом, что именно семья является традиционно главным институтом воспитания. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину сформирован как личность. 

Только система работы может дать ожидаемые результаты. Таким образом, я решила, что правильнее всего будет для меня строить работу сразу в 3 направлениях: воспитательная работа в группе с детьми, просветительская работа с родителями и совместно проводимые мероприятия.

Для целенаправленной работы с детьми в качестве приоритетного направления работы группы я выбрала «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками», так как это соответствует требованиям ФГОС. По составленному плану работы с детьми в этом направлении, я постаралась отразить цель, задачи, принципы духовно-нравственного воспитания, методы работы с детьми.

Формы работы с детьми: беседы духовно-нравственной направленности, чтение художественной литературы по данной тематике.

Формы работы с родителями, а также совместных мероприятий (родители + дети) по духовно-нравственному воспитанию: 

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;  
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей, конкурсы);
  • совместно нравственно-значимая деятельность родителей с детьми (изготовление кормушек);
  • анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей;
  • мастер-классы для родителей.

Так, на родительском собрании «Как научить ребенка жить среди людей?» мы поставили проблемный вопрос: «Важно ли воспитывать детей нравственно? Как это сделать?» (диспут). Затем провели мастер-класс по проведению психологических игр духовно-нравственной направленности. Также дали рекомендации родителям по чтению и обсуждению художественной литературы по духовно–нравственной тематике, посещение с детьми городского музея и храма.

Помня, что дошкольный возраст – самый подходящий для формирования личности, данную работу по духовно-нравственному воспитанию я считаю намеченной своевременно, правильно.

Литература

  1. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации.
  2. Алешина Н. В., Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2004.
  3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В.  «Праздники и развлечения  в детском саду».
  4. Киркос Р. Ю., «Патриотическое воспитание дошкольников».
  5. Князева О. Л., Маханева М. Д., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  6. Петракова Т. И., «Духовные основы нравственного воспитания».
  7. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми  4 – 7 лет».
  8. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников».
  9. Шишова Т. П., «Как воспитать в ребенке ответственность?» 

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (по Р. Р. Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например: во время игры один из твоих друзей сломал игрушку. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Таблица 1 - Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (5 – 6 лет)

Месяц

занятия

Тема

Цель

Сентябрь

1

Мое окружение. (Все люди разные по полу, по

возрасту, по происхождению.)

Систематизировать знания детей о мире людей.

2

Тайна моего «Я» (Кто я такой? Что я чувствую? Я могу! Я хочу. Я должен.)

Сформировать понятие о себе, своих чувствах, возможностях, потребностях, обязанностях.

3

Тайна моего «Я» (Кто я такой? Что я чувствую? Я могу! Я хочу. Я должен.)

Сформировать понятие о себе, своих чувствах, возможностях, потребностях, обязанностях.

4

Что означает мое имя? (Значение   имени;

именины.)

Убедить детей дорожить

своим именем, гордиться им, равняться на людей, прославивших его.

Октябрь

1

Моя семья (Семья – остров любви, терпения,

спасения.)

Воспитывать потребность заботиться о близких людях, уважать их.

2

Послушание и упрямство. (Делай не то, что хочешь,

а то, что нужно. Как перестать упрямиться и начать

слушаться.)

Сформировать понимание, зачем нужно слушаться. Побудить работать над собой.

3

Слово. (Слово спасает и слово убивает.)

Сформировать понимание, как слово может воздействовать на окружающих.

4

Правила этикета при общении. (Умение слушать

собеседника, вежливо вести разговор).

Систематизировать знания детьми правил этикета. Побуждать следовать этим правилам.

Ноябрь

1

Правила этикета при общении. (Умение слушать

собеседника, вежливо вести разговор).

Систематизировать знания детьми правил этикета. Побуждать следовать этим правилам.

2

Правда и ложь. (От лжи человек страдает, мучается,

болеет. Правда освобождает от зла.)

Показать, как правда и ложь воздействуют на говорящего и окружающих. Побуждать избавиться от лживости.

3

Правда и ложь. (От лжи человек страдает, мучается,

болеет. Правда освобождает от зла.)

Показать, как правда и ложь воздействуют на говорящего и окружающих. Побуждать избавиться от лживости.

4

Зависть и доброжелательность. (Нужно

довольствоваться тем, что имеешь. Проявления

зависти. Зависть разъедает душу человека).

Побуждать быть доброжелательными и избегать проявлений зависти.

Декабрь

1

Благодарность и недовольство. (За все, что с нами

происходит, нужно благодарить).

Воспитание чувства благодарности.

2

Благодарность и недовольство. (За все, что с нами

происходит, нужно благодарить).

Воспитание чувства благодарности.

3

Щедрость и жадность. (Проявление щедрости.

Дающему (дарящему) это хорошо или плохо? Как побороть в себе жадность?)

Убедить становиться щедрыми и искоренять

жадность.

4

Щедрость и жадность. (Проявление щедрости.

Дающему (дарящему) это хорошо или плохо? Как побороть в себе жадность?)

Убедить становиться

щедрыми и искоренять

жадность.

Январь

1

Милосердие и жестокость. (Дела милосердия.

Сердце может быть милым, умеющим любить.

Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.)

Побуждать воспитывать в себе милосердие и подавлять жестокость.

2

Милосердие и жестокость. (Дела милосердия.

Сердце может быть милым, умеющим любить.

Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.)

Побуждать воспитывать в себе милосердие и подавлять жестокость.

3

Милосердие и жестокость. (Дела милосердия.

Сердце может быть милым, умеющим любить.

Жестокий человек не знает жалости, сочувствия, любви.)

Побуждать воспитывать в себе милосердие и подавлять жестокость.

Февраль

1

Дружба. (Что мы ждем от нее и что значит «быть настоящим другом»).

Систематизировать знания о дружбе. Побуждать становиться настоящими друзьями.

2

Дружба. (Что мы ждем от нее и что значит «быть настоящим другом»).

Систематизировать знания о дружбе. Побуждать становиться настоящими друзьями.

3

Добро и зло. (Добрые слова и поступки. Добро

созидает, а зло разрушает. Бумеранг добра и зла. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.)

Расширить понимание детьми смысла слов «добро» и «зло». Побуждать творить только добрые дела.

4

Добро и зло. (Добрые слова и поступки. Добро

созидает, а зло разрушает. Бумеранг добра и зла. Ответив злом на зло, мы разрушаем мир в душе, в мыслях, чувствах.)

Расширить понимание детьми смысла слов «добро» и «зло». Побуждать творить только добрые дела.

Март

1

Совесть. (Совесть – советчик в жизни. Что значит «жить по совести»?  Для чего нужно хранить

совесть.)

Сформировать понятие

совести и ее важности.

Побуждать жить по совести.

2

Совесть. (Совесть – советчик в жизни. Что значит «жить по совести»?  Для чего нужно хранить

совесть.)

Сформировать понятие

совести и ее важности.

Побуждать жить по совести.

3

Трудолюбие и лень. (Для чего человек трудится? Радость от результатов труда. Как стать

трудолюбивым?)

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду.

4

Трудолюбие и лень. (Для чего человек трудится? Радость от результатов труда. Как стать

трудолюбивым?)

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду.

Апрель

1

Смелость и трусость.

Показать, в чем проявляется смелость и трусость. Побуждать расти смелыми.

2

Смелость и трусость.

Показать, в чем проявляется смелость и трусость. Побуждать расти смелыми.

3

Единство с природой.

Воспитывать бережное

отношение к природе.

4

Героизм.

Показать, в чем проявляется героизм и чем он отличается от просто смелости.

Май

1

Ценность мира.

Воспитывать гражданско-патриотические чувства, желание служить Отечеству.

2

Ценность человеческой жизни.

Воспитывать гражданско-патриотические чувства, желание служить Отечеству.

3

Ценность любви к Родине, к народу.

Воспитывать гражданско-патриотические чувства, желание служить Отечеству.

Приложение 2

Работа с родителями с целью формирования у детей духовно-нравственных качеств.

Сентябрь:

Фоторепортаж «Лучшие на свете впечатления о лете».

Октябрь:

  1. Выпуск стенгазеты «Наши любимые бабушки и дедушки».
  2. Памятка «Как привить ребенку дисциплину?»

Ноябрь:

  1. «День добрых дел». Изготовление кормушек для птиц.
  2. Консультация «Учим детей общаться».
  3. Утренник, посвященный Дню Матери.

Декабрь:

  1. Родительское собрание «Как научить ребенка жить среди людей?»
  2. Родительский уголок «Ребенок и общество. Ребенок мой родной» (возраст 5-6 лет).
  3. Индивидуальная беседа о том, как с пользой провести выходные и праздники.

Февраль:

  1. Консультация «Роль отца в воспитании ребенка».
  2. Совместное развлечение «Быстрее, выше, сильнее».
  3. Индивидуальная беседа с папами о том, кого они считают главными в воспитании ребенка.

Март:

  1. Утренник, посвященный празднованию 8 марта.
  2. Консультация «Уделяйте время своему ребенку».
  3. Папка-передвижка «Вместе с детьми в свободный час».

Апрель:

  1. Консультация «Основы нравственных отношений в семье. Несколько советов родителям по воспитанию нравственности».
  2. Анкета для родителей «Семейные традиции в семье».
  3. Индивидуальная беседа «Какие родители, такие и дети».
  4. Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы.

Май:

  1. Стенгазета «Победа в наших сердцах».
  2. Консультация «Строгость или вседозволенность – как найти верную пропорцию?»

Приложение 3

Игры:

«Копилка добрых дел».

Игра заключается в вырезании из цветной бумаги (это может сделать взрослый) квадратиков, кружочков или других форм, интересных ребенку. Это могут быть и фигурки животных. Когда ребенок совершит хороший поступок, он должен будет положить в «копилку» одну форму. Эта игра послужит мотивом для совершения хороших поступков.

 «Комплименты».

Дети и члены семьи должны сесть в круг и взять друг друга за руки. Каждый по очереди говорит приятное слово своему соседу, на что тот должен поблагодарить. Если ребенок затрудняется в подборе слов, взрослому стоит помочь ему в этом.

«Избавимся от злости».

Для ее необходимо заранее нарисовать кляксы или тучки, которые затем отдать ребенку. Также понадобится мешочек, который можно сшить вручную. Ребенку следует предложить складывать тучки в мешок, рассказывая о своих неудачах и плохих поступках, которые он совершил сегодня. Нужно договориться с ребенком, что в этот мешочек он складывает все свои негативные эмоции, которые затем нужно выбросить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Система работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Невозможно воспитание ребенка без участия его родителей или законных представителей. В данной презентации я отразила , ту часть работы, которую провожу в своем ДОУ....

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Статья "Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с малой Родиной"

Полагаю, воспитание у старших дошкольников уважения к обычаям, традициям малой Родины, гордости за землю, на которой живешь, является одним из действующих средств формирования бережного отношения к ку...