Система работы по духовно – нравственному воспитанию
статья по теме
Воспитательная система по духовно-нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по духовно – нравственному воспитанию
Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Именно сегодня, при такой нестабильной, нездоровой атмосфере в нашем обществе нужно дать детям такие понятия как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству… Еще раз подчеркну, что очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость. В нашем детском саду данной проблеме уделяется большое внимание
Воспитательная система по духовно-нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.
Основная цель воспитательной системы: целостное духовно-нравственное развитие детей, в процессе освоения культуры своего народа.
Задачи:
- Развитие нравственного сознания, чувств, поведение ребенка.
- Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
- Развитие социальных умений и навыков поведения.
- Воспитывать позитивное отношение к миру.
-Укрепление института семьи.
Основная идея
Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.
Подходы воспитательной системы
- содержательный компонент - овладение детьми доступных возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
-эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Принципы
-принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);
-принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
-принцип систематичности, последовательности, преемственности. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
-принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты.
Как видно из целей, задач работа по духовно-нравственному воспитанию строится комплексно: с детьми, родителями, педагогами. Остановимся подробнее на каждой из них.
Работа с педагогами - самое сложное звено в реализации программы. Для того чтобы добиться положительных результатов, весь годовой план акцентирован на интеграцию духовно – нравственного воспитания в реализуемые программы и технологии. Вопросы по данному направлению решаются на педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах, открытых просмотрах, методических объединениях и т.д. Наряду с использованием традиционных форм работы необходимо введение нетрадиционных новых форм работы по духовно-нравственному воспитанию с педагогами. Это психолого – педагогическое консультирование. На психолого – педагогическом консультировании даются ответы на возникающие вопросы. Формы проведения данных встреч самые разные: тестирование, беседы и др.
Методический кабинет детского сада – центр всей методической работы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи педагогам, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении мастерства и организации самообразования. В нем созданы и пользуются спросом педагогические копилки по темам:
- «Духовно – нравственное воспитание через художественное слово» на основе программы «Истоки» для детей 3-7 лет;
-«Использование пословиц, поговорок, крылатых выражений в воспитательном процессе с детьми»;
-Оформлен альбом «Добрых слов» и альбом «Народные промыслы России»;
-Оборудован стеллаж «Декоративно – прикладное искусство России».
- Разработаны долгосрочные проекты «Доброта, что это?», «Иди, мой друг, дорогою добра».
- В методическом кабинете много материалов из опыта работы педагогов детского сада.
Работа с детьми.
Содержание работы по духовно – нравственному воспитанию успешно интегрируется с образовательными областями образовательной программы ДОУ: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Труд».
Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности:
- игровой;
- коммуникативной;
- трудовой;
- познавательно – исследовательской;
- продуктивной.
Все виды детской деятельности носят моделирующий характер и представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно-оформленного результата. Именно в силу своего созидательного характера продуктивная деятельность создает благоприятные условия для становления социально-личностных качеств ребенка, способствует развитию социально значимых умений и навыков, специфических человеческих способностей. Педагоги используют разные формы работы с детьми: праздники, досуги, кружковые занятия, беседы, экскурсии, просмотр фильмов и мультфильмов данной направленности, проведение различных акций, «5 минут с искусством». Как показала практика, из всех вышеперечисленных форм работы с детьми наибольший эффект достигается работой в кружках.
В воспитании ребенка в традициях народа, сообщении ему основанных на духовно-нравственных воззрениях видений жизни большая роль отводится сказкам. Тематика и содержание спектаклей, которые показываем детям, имеет нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Содержание сказок помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомиться с правилами этикета, обрядами, традициями. А любимые герои становятся образцами для подражания.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; на развитие всех ведущих психических процессов. Она способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.
Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.
Именно поэтому нужно уделять большое внимание работе с родителями, укрепить статус семьи в духовном становлении детей. Это:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
-проведение совместных развивающих мероприятий (выставки, конкурсы);
-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
-индивидуальные консультации специалистов,
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты и т.д.
-экскурсии;
- посещение семей на дому;
-совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;
- проектная деятельность.
представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад», «Устами дошкольника», «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания» и т.д. и какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни как детского сада, так и семьи.
Для индивидуальной работы с родителями используются такая форма как индивидуальные кармашки: два раза в неделю в кармашки воспитатели вкладывают записки о последних достижениях ребёнка, его успехах, а также получают советы педагогов о том, на что нужно обратить внимание и каким образом помочь ребёнку.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют средства наглядной информации: стенды, папки - передвижки, газеты; а так же пропаганда положительного семейного опыта воспитания.
Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: выставка поделок «Новогодняя игрушка нашей семьи», конкурс рисунков и работ прикладного творчества «Для любимой мамочки», изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам; а так же фотовыставки: «Носите детей на руках», «Наши будни», «Именины в кругу семьи» и т.д.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Характер взаимоотношений с окружающей средой.
В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверями детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы.
На основе многолетней практики сотрудничества с социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность, которая успешно реализуется на практике.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Целью моего выступления является убедить коллег в целесообразности комплексного подхода в работе по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и показать, как я осуществляла ...
«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зл...
Буклет районного семинара ""Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста""
Буклет районного семинара для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...
Буклет районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста"
Программа районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного во...
Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад
Организация (системы и формы) работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ...