Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)
проект (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Сибирячок»
Проект «Скоро в школу»
(подготовительная группа)
Авторы проекта: Зверькова О.В.
Чубаева В.В.
2017-2018 уч. год.
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
3. Сроки и этапы реализации проекта
4. Ожидаемые результаты
5. Промежуточные результаты
6. Литература
Паспорт проекта.
Тема: | «Скоро в школу» |
Участники проекта: | Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели подготовительной группы, родители, учитель - логопед, педагог - психолог. |
Вид проекта: | Долгосрочный. |
Тип проекта: | Познавательно - творческий |
Сроки реализации проекта: | Сентябрь 2017 г. – май 2018 г. |
Разработчики: | Воспитатель высшей категории ЧубаеваВ.В. Воспитатель Зверькова О.В. |
База реализации проекта: | МБДОУ «Детский сад № 44 «Сибирячок», город Ачинск, Красноярский край. |
Формы организации деятельности: | 1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми. 2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Интерактивная работа с родителями. |
Цель: | Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС.
|
Задачи: | -формирование положительной учебной мотивации; - формировать представления детей о школе и её значении; -воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах; -развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.); -развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе; -систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе. -воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей. - активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения; - повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки - предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.
|
Предполагаемый результат: | - Сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования; - Накопление большого багажа знаний о школе; - Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением; - Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей; - Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе. - У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения. - Подготовка руки к письму; - Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания. |
Актуальность.
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2017г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап (Октябрь 2017г – апрель 2018г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
III Этап (Май 2018г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2017г.) Подготовительный Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
- Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению. Определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации. (Тест Керна-Йерасека, методика С.Д.Забрамная). Октябрь, апрель. - Участие в ПМПк Доу выявление детей с низкой мотивационной готовностью к школе. - Работа по составлению и оформлению совместной документации педагога – психолога, учителя-логопеда и воспитателей «Журнал взаимодействия специалистов».
- Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями; - подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе; - подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.); - анкетирование родителей. - Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению»
| |||
II Этап (Октябрь 2017г. – январь 2018г.) Основной Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта. - определение уровня психологической готовности детей к школе; - укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды; беседы с детьми; - индивидуальные консультации-практикумы для родителей; развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов; - развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации); - встреча с учителями начальных классов; - родительские собрания; - изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов; - показательные занятия для воспитателей и учителей начальных классов с последующим анализом.
III Этап (Май 2018г.) Итоговый Цель: подведение итогов реализации проекта.
Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами. Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: - оценка эффективности реализации проекта; - определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата; - Проводя работу по проекту «Скоро в школу» в период с 2017-2018 годы можно сделать следующие выводы: - Проект «Скоро в школу» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ; - данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели; - взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.
| |||
Сроки выполнения
|
Название мероприятий |
Ответственные |
|
Октябрь |
-Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби» - Игра - путешествие «Путь от дома до школы» - Беседа о школе. - Чтение и рассказывание стихотворений о школе. - «Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!» - Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов. - Слушание детских песен "Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок «Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский - Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе» - Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет» - Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником». Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей. - Консультация «Леворукий ребёнок» - Экскурсия в школу (презентация)
| Воспитатели группы Зверькова О.В. Чубаева В.В.
Педагог – психолог.
Педагог – психолог. |
|
ноябрь | Индивидуальная коррекционная и развивающая деятельность по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста; Групповая коррекционно - развивающая деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста:
- Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности» - Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова» - Беседа о правилах поведения в школе - НОД «Школьные принадлежности» - Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице» - Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин « Карусель в голове» - Аппликация «Школьные принадлежности» - Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина - Советы педагога-психолога родителям « Скоро в школу» - Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников»
- Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития. Учитель - логопед « Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».
|
Педагог – психолог.
Педагог – психолог.
Воспитатели
учитель – логопед. |
декабрь |
- НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок». - Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто - Знакомство с пословицами и поговорками об учении. - Вечер загадок «Скоро в школу». - Аппликация «Школа» - Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории» - Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть» - Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки». - Конструирование «Здание школы» - Слушание песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский. - Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность ».
|
Воспитатели.
Педагог – психолог.
|
январь |
- Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня - Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» Виктор Голявкин « Моя работа» - Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков - Консультация «Режим дня будущего первоклассника» - Просмотр мультфильмов на школьную тему.
-Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению" |
|
февраль |
- Консультация «Готовим руку к письму»
- Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики» - Составление рассказа по картине «В школу» - Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей; - Подготовлены рекомендации и памятки по развитию и воспитанию детей. - Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится» - «Папа, мама, я - спортивная семья»
- Интегрированная деятельность «В поисках улыбки» Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе.
- Час загадок и ребусов о школе.
|
Педагог – психолог.
|
март |
- Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов». - Беседа «Каким ты представляешь себя в школе» - Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать» - Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»
- Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов - Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»? -Шесть правил адаптации ребенка к школе. - « Игры для развития речи»
- Круглый стол с показом деятельности «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования»
|
|
апрель |
- Дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение» - Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга - Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский - Консультация для родителей будущего первоклассника "Психологическая готовность к школьному обучению" - Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться» - Родителям на заметку «Комната первоклассника» - Работа в тетради по ФЭМП - Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах)
|
Педагог – психолог.
|
Май |
- Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам. - Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу» - Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!» - Аппликация «Моя школьная форма» - Рисование «Школьный ранец» - Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого - Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью». - Оформление фото альбома, презентации о проделанной работе по проекту. - Итоговое мероприятие «Выпускной утренник». |
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Сибирячок»
Проект «Скоро в школу»
(подготовительная группа)
Авторы проекта: Зверькова О.В.
Чубаева В.В.
2017-2018 уч. год.
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
3. Сроки и этапы реализации проекта
4. Ожидаемые результаты
5. Промежуточные результаты
6. Литература
Паспорт проекта.
Тема: | «Скоро в школу» |
Участники проекта: | Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели подготовительной группы, родители, учитель - логопед, педагог - психолог. |
Вид проекта: | Долгосрочный. |
Тип проекта: | Познавательно - творческий |
Сроки реализации проекта: | Сентябрь 2017 г. – май 2018 г. |
Разработчики: | Воспитатель высшей категории ЧубаеваВ.В. Воспитатель Зверькова О.В. |
База реализации проекта: | МБДОУ «Детский сад № 44 «Сибирячок», город Ачинск, Красноярский край. |
Формы организации деятельности: | 1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми. 2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Интерактивная работа с родителями. |
Цель: | Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС. |
Задачи: | -формирование положительной учебной мотивации; - формировать представления детей о школе и её значении; -воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах; -развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.); -развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе; -систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе. -воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей. - активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения; - повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки - предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений. |
Предполагаемый результат: | - Сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования; - Накопление большого багажа знаний о школе; - Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением; - Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей; - Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе. - У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения. - Подготовка руки к письму; - Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания. |
Актуальность.
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2017г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап (Октябрь 2017г – апрель 2018г.)
Основной
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
III Этап (Май 2018г.)
Итоговый
Цель: подведение итогов реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2017г.) Подготовительный Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта. - Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению. Определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации. (Тест Керна-Йерасека, методика С.Д.Забрамная). Октябрь, апрель. - Участие в ПМПк Доу выявление детей с низкой мотивационной готовностью к школе. - Работа по составлению и оформлению совместной документации педагога – психолога, учителя-логопеда и воспитателей «Журнал взаимодействия специалистов». - Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями; - подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе; - подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.); - анкетирование родителей. - Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению» | |||
II Этап (Октябрь 2017г. – январь 2018г.) Основной Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта. - определение уровня психологической готовности детей к школе; - укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды; беседы с детьми; - индивидуальные консультации-практикумы для родителей; развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов; - развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации); - встреча с учителями начальных классов; - родительские собрания; - изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов; - показательные занятия для воспитателей и учителей начальных классов с последующим анализом. III Этап (Май 2018г.) Итоговый Цель: подведение итогов реализации проекта. Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами. Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: - оценка эффективности реализации проекта; - определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата; - Проводя работу по проекту «Скоро в школу» в период с 2017-2018 годы можно сделать следующие выводы: - Проект «Скоро в школу» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ; - данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели; - взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе.
| |||
Сроки выполнения | Название мероприятий | Ответственные | |
Октябрь | -Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби» - Игра - путешествие «Путь от дома до школы» - Беседа о школе. - Чтение и рассказывание стихотворений о школе. - «Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова M. Зощенко «Пора вставать!» - Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов. - Слушание детских песен "Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок «Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский - Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе» - Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет» - Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником». Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей. - Консультация «Леворукий ребёнок» - Экскурсия в школу (презентация) | Воспитатели группы Зверькова О.В. Чубаева В.В. Педагог – психолог. Педагог – психолог. |
ноябрь | Индивидуальная коррекционная и развивающая деятельность по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста; Групповая коррекционно - развивающая деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста: - Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности» - Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова» - Беседа о правилах поведения в школе - НОД «Школьные принадлежности» - Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице» - Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин « Карусель в голове» - Аппликация «Школьные принадлежности» - Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина - Советы педагога-психолога родителям « Скоро в школу» - Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников» - Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития. Учитель - логопед « Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма». | Педагог – психолог. Педагог – психолог. Воспитатели учитель – логопед. |
декабрь | - НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок». - Чтение «Три звонка» Автор: Агния Барто - Знакомство с пословицами и поговорками об учении. - Вечер загадок «Скоро в школу». - Аппликация «Школа» - Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории» - Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть» - Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки». - Конструирование «Здание школы» - Слушание песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский. - Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность ». | Воспитатели. Педагог – психолог. |
январь | - Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня - Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» Виктор Голявкин « Моя работа» - Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков - Консультация «Режим дня будущего первоклассника» - Просмотр мультфильмов на школьную тему. -Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению" | |
февраль | - Консультация «Готовим руку к письму» - Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики» - Составление рассказа по картине «В школу» - Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей; - Подготовлены рекомендации и памятки по развитию и воспитанию детей. - Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится» - «Папа, мама, я - спортивная семья» - Интегрированная деятельность «В поисках улыбки» Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе. - Час загадок и ребусов о школе. | Педагог – психолог. |
март | - Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов». - Беседа «Каким ты представляешь себя в школе» - Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать» - Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки» - Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов - Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»? -Шесть правил адаптации ребенка к школе. - « Игры для развития речи» - Круглый стол с показом деятельности «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования» | |
апрель | - Дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение» - Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В. Моруга - Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский - Консультация для родителей будущего первоклассника "Психологическая готовность к школьному обучению" - Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться» - Родителям на заметку «Комната первоклассника» - Работа в тетради по ФЭМП - Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах) | Педагог – психолог. |
Май | - Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам. - Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу» - Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!» - Аппликация «Моя школьная форма» - Рисование «Школьный ранец» - Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого - Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью». - Оформление фото альбома, презентации о проделанной работе по проекту. - Итоговое мероприятие «Выпускной утренник». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект (долгосрочный) Тема:«Скоро в школу!» Подготовительная группа "А"
Проект (долгосрочный) Тема:«Скоро в школу!» Подготовительная группа "А"...
Проект "Скоро в школу" (подготовительная к школе группа)
Цель:- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.Задачи:1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.2. Развитие у детей «школьной зрелости».3...
Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)
Задачи проекта: познакомить детей со школой и профессией учителя;создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры); развивать свя...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКОРО В ШКОЛУ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
laquo;Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». (Л. Н. Венгер)Данный краткосрочный познавательно-творческ...
Игра – квест «Скоро в школу» (подготовительная к школе группа)
Цель: создание социальной ситуации развития для выявления уровня знаний детей и для формирования у детей высокой мотивации готовности к школе посредством игровой деятельности....
Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)
Одной из основных является интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Она предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП Тема: «Скоро в школу» (подготовительная логопедическая группа)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП. Тема: «Скоро в школу» (подготовительная логопедическая группа)....