Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)
проект (подготовительная группа)

Одной из основных является интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Она предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, которые основываются на сформированности различных мыслительных операций: последовательности, аналогии, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Скоро в школу»
(подготовительная группа)                                                     

Актуальность
   Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Когда ребенок подготовлен к обучению, сам проявляет инициативу в учебе и внеклассной деятельности, у него не возникнет сложностей в процессе учебы и общении с одноклассниками. 

   Одной из основных является интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Она предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, которые основываются на сформированности различных мыслительных операций: последовательности, аналогии, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

    Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма. 
Поэтому возникла необходимость в создании данного педагогического проекта для подготовки будущих первоклассников

Цель: развитие интеллектуальных способностей посредством развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:
- укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук;
- совершенствовать зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве и на плоскости;
- развивать математические способности, восприятие, внимание, память, логическое мышление и творческое воображение, а также волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).

Этапы реализации проекта:

1. Организационный.
  - Создание организационно-педагогических условий: составление плана проектной деятельности; подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта; составление плана работы с родителями; обогащение развивающей среды в группе.
- Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать и приобрести.
- Разработка консультаций для родителей по подготовке детей к школе и развитию мелкой моторики.
- Разработка картотеки игр и упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей подготовительной группы.

2. Основной этап (реализация проекта).

- Организация цикла НОД по реализации проекта.
- Организация игровой деятельности для закрепления приобретенных умений.
- Организация совместной деятельности для воспитания чувства коллективизма, закрепления навыков взаимодействия в обществе.
- Организация самостоятельной деятельности для формирования личностных качеств детей.
- Организация работы с родителями.

Описание опыта 

   Содержание проекта включает задания диагностического характера, это позволит выявить уровень готовности ребенка к школе и определить программу индивидуально для каждого.
  Познавательный интерес, быстрая реакция, нестандартное и логическое мышление будут формироваться у дошкольника, если регулярно проводить с ним математические занятия в игровой форме.
 Математические занятия – это не однообразные примеры и задачки. Чтобы заинтересовать ребенка и разнообразить занятия, в работе с дошкольниками я использовала такие виды заданий:
- задачи с геометрическими фигурами;
- дидактические игры;
- математические загадки;
- задачи – шутки;
- головоломки.

С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

   Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и тонкой моторики, но и проведение физминуток и упражнений с движением.
  Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной, благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
  Любое задание должно подбираться индивидуально, с учетом его степени сложности и уровня развития ребенка.

  Также будет полезно использование речевых игр «Играем в школу», загадывание загадок, дидактические игры «Готовимся к школе», «Собери портфель», «Помоги Незнайке», беседа с элементами диалога «Что я знаю о школе», различные интеллектуальные конкурсы.

   Игровые развивающие задания помогут облегчить и процесс освоения письма в школе. Например, упражнения с карандашом:

«Лабиринт» Предложить ребенку найти выход из лабиринта мышке, убегающей от кота, или зайчонку, отставшему от своей мамы. При помощи ручки или карандаша нужно указать зверушке верный путь.

«Дорисуй рисунок»  Предложить ребенку дорисовать вазу для букета, в пустой аквариум пусть поселит рыбок, в доме нарисует дверь. Чем больше подобных заданий выполнит ребенок, тем увереннее он будет держать в руках карандаш.

«Рисунок по точкам» Попросить ребенка соединить точки между собой таким образом, чтобы получился рисунок. Если у ребенка возникнут сложности при выполнении этого задания, подскажите ему.

«Штриховка» Попросить ребенка выполнить упражнения, где необходимо заштриховать рисунок. Эти задания обязательны для отработки графических движений. Во время выполнения необходимо следить, чтобы линии направлялись сверху вниз, слева направо.

Когда ребенок научится уверенно держать в руках карандаш, можно предложить ему обводить по пунктиру. Сразу можно обводить веселые детские картинки, затем – буквы или их элементы. 

А также:
«Ориентировка в пространстве и на плоскости»  
«Геометрические фигуры»  
«Счет предметов»
«Сравнение предметов»
«Буквы»
 
«Состав числа»
Д/игра «Что лишнее» и др. 

   Форма работы может быть разной: индивидуальной, с целой группой детей либо маленькими подгруппами.

Кроме всего выше перечисленного в работе с детьми были использованы:

- техники «изонить» и «вышивание крестиком» (на картоне);

- рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, штампами;

- аппликации различного уровня сложности (из цветного песка, крупы, засушенных листьев, фантиков, цветной бумаги и пр.);

- предметная  сюжетная монотипия;

- рисование с помощью трафаретов и шаблонов;

- модульная аппликация (мозаика).

Кроме того, развивать мелкую моторику рук нам помогали:
- игры с различными предметами и материалами на формирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; шнуровка;
- пальчиковые игры на развитие согласованности движений обеих рук; развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, развитие внимания
;
- упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, лабиринты;
- игры с палочками, развивающие координацию движений рук и пространственное мышление;
- знакомство с тетрадью, рисование по клеткам, освоение на письме элементов букв и целостного графического образа, графические диктанты.

Все перечисленные техники способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей, то есть тех школьно - значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

3. Заключительный этап.
- Презентация проекта.
- Анализ проектной деятельности.


  В ходе анализа моей проектной педагогической деятельности  была выявлена положительная тенденция уровня освоения детьми материалов образовательно-воспитательной программы, повышение уровня личностных качеств детей, развитие чувства коллективизма посредством дидактической, сюжетно-ролевой и театрализованной игры, а так же посредством совместной трудовой деятельности.
  Наблюдение за игровой деятельностью детей, совместная деятельность, а так же индивидуальные беседы с детьми позволили мне проанализировать результаты проектной деятельности.
  На основании полученных мною результатов проектной деятельности считаю целесообразным заниматься развитием мелкой моторики у  детей – дошкольников  и в будущем буду продолжать работу в данном направлении.

 Список литературы:

  1. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9. Практикум для психологов и логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа»,1998
  2. Михайлова Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 1. – Волгоград, издательство Гринина А. Е., 2002
  3. Михайлова Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 2. – Волгоград, издательство Гринина А. Е., 2002
  4. Петерсон А. Г. Раз – ступенька,  два – ступенька [Текст] / А. Г. Петерсон. – М.: Просвещение, 2008. – 63с.
  5. Безруких М.М. «Ребенок идет в школу»
  6. Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме».
  7. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия подготовительной к школе группе»
  8. Петерсон А. Г. «Игралочка». - М.: Просвещение, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по математике на тему: "Скоро в школу". подготовительная группа

Закрепить представление у детей о составе числа 20 из двух меньших чисел. Закрепить знания детей о последовательности дней недели, месяцев года....

Проект (долгосрочный) Тема:«Скоро в школу!» Подготовительная группа "А"

Проект (долгосрочный)   Тема:«Скоро в школу!»   Подготовительная группа "А"...

Совместная деятельность «Скоро в школу!» (подготовительная группа)

занятие позволяющее определить степень готовности детей к школьному обучению...

Проект "Скоро в школу" (подготовительная к школе группа)

Цель:- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.Задачи:1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.2. Развитие у детей «школьной зрелости».3...

Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)

Задачи проекта: познакомить детей со школой и профессией учителя;создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры); развивать свя...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКОРО В ШКОЛУ» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

laquo;Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». (Л. Н. Венгер)Данный краткосрочный познавательно-творческ...

Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Сибиряч...