конспект НОД "Удивительная соль"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование с солью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экспериментирование | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
«Удивительная соль»
Цель: развитие познавательных способностей детей через экспериментирование с солью.
Задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли;
- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе и жизни человека;
- Развивать мышление, любознательность, наблюдательность
- Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации
- Развивать интерес к экспериментальной деятельности
Методы и приемы:
Практические: опыты с солью
Наглядные: презентация
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, пояснение
Материалы и оборудование: презентация, мешочек с солью, соль, фартуки, одноразовые тарелочки, стаканчики, ложки, 2 яйца, цветные мелки, трубочки, листы бумаги, сосуд для поделки, свеча, ложка для нагревания.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. А сейчас встанем в круг.
«Приветствие»
В круг широкий вижу я, встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем направо, а потом пойдем налево,
В центре круга соберемся и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем и занятие начнем.
- У меня в мешочке находится вещество, с которым мы хорошо знакомы, чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы конечно догадались, это… (соль)
- Присаживайтесь на стульчики и мы с вами поговорим о соли. Соль – незаменимый продукт, а что вы знаете о соли?
Ответы детей
Соль – это полезное ископаемое, природный минерал. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Производится соль в разных видах: каменная, поваренная, морская.
- Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека?
Ответы детей
- Конечно, соль придает блюдам особый вкус, также соль очень полезна, недостаток соли в организме человека может привести к заболеваниям сердца, нарушению пищеварения, разрушению костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, но и избыток соли в организме несет вред здоровью.
- Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром, у кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно.
- А где же применяют соль? Ответы детей
В медицине: полоскание горла соленым раствором, промывание носа морской водой, солевые пещеры (для лечения дыхательных органов)
В косметологии: Ванны с морской солью, косметические маски
В кулинарии: приготовление пищи, консервация продуктов (так как соль помогает сохранить продукты длительное время)
На улице: солью осыпают дорожки, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся и не упал.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
- Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого проведём несколько опытов.
«Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными.
В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов:
1. Не трогать руками без разрешения воспитателя
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
- Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
- Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль белого цвета)
- Давайте понюхаем соль (не имеет запаха)
- Подуйте тихонько на соль через трубочку (соль – сыпучее вещество)
- Попробуем на вкус (соленая)
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, соленая на вкус
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей
Вывод: Соль, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3 «Соль растворяется в воде»
- А теперь проводим опыт. Высыпаем соль в воду. Что получилось? (соль растворилась)
- Какая стала вода? Ответы детей: (соленая)
- Куда делась соль? Ответы детей: (она растворилась)
Вывод: соль растворяется в воде.
Опыт №4 «Плавающее яйцо»
-У вас на столах стоят большие стаканчики. При помощи ложечки, попробуйте, что находиться в стаканчике №1. (ребенок пробует)
Дети: Вода
- В стаканчик №1 я налила обычную воду. Давайте опустим в него аккуратно яйцо. Скажите, что произошло с яйцом?
Дети: Яйцо утонуло.
- А теперь возьмите большой стаканчик №2, попробуйте, что в нем находиться.
Дети: Солёная вода.
- Да в этот стаканчик я налила обычную воду и добавила соль. Давайте опустим в него яйцо и посмотрим, что с ним произойдет.
Дети: Яйцо не утонуло.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: В простой воде яйцо тонет, а в соленой - не тонет. Большое количество соли не дает предметам тонуть.
Опыт № 5. Опыт № 5. Выпаривание соли
- На столе сосуд с водой, добавим в него соль. Что произошло? (Ответы детей- соль растворилась в воде).
- Правильно, а как вы думаете можно извлечь соль из воды? Ответы детей
- Давайте попробуем нагреть соленую воду при помощи свечи. (повторение техники безопасности при работе со свечой) Капаем немного соленой воды на ложку при помощи пипетки, нагреваем над свечой.
- Что произошло при нагревании? (Вода испарилась, а соль осталась)
Вывод: соль растворяется в воде, но не исчезает.
Опыт №6. Окрашивание соли.
- Ребята, мы с вами определили, что соль – это вещество белого цвета. Скажите, а можно ли сделать соль цветной? Давайте узнаем. Проверим.
- Ребята, мы с вами определили, что соль – это вещество белого цвета. Скажите, а можно ли сделать соль цветной? Давайте узнаем. Проверим.
- А для проведения этого эксперимента нам потребуется: соль и цветные мелки.
На листе бумаги соль, берем цветные мелки и начинаем рисовать ими по соли.
- Что произошло с солью?
Дети: Соль изменила цвет.
Вывод: Соль при взаимодействии с красителями может поменять цвет.
- А сейчас, я предлагаю вам сделать из цветной соли поделку. Для этого нам понадобиться соль разных цветов и баночка. Возьмите воронку из бумаги, вставьте её в горлышко баночки и поочередно добавляйте соль. Наша поделка готова.
- Опыты закончены, встанем в круг, передаем мешочек с солью и отвечаем на вопросы.
4.Рефлексия.
1. О каком веществе мы сегодня говорили?
2. Что вам больше всего понравилось делать?
3.Что вызвало затруднение?
4. Где применяют соль?
5. Какими свойствами обладает соль?
6. Для чего применяют соль на улице?
7. Какого цвета соль? Можно ли сделать ее цветной?
8. Ребята, что вы узнали нового сегодня на занятии?
- Спасибо за занятие, вы молодцы и у меня для вас есть сюрприз (вручение медалей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Соль земли"
НОД "Соль земли" рекомендуется проводить как заключительную, после проведения нескольких эксперементов с солью. А так же следует провести беседу об использовании соли, как продукта питания...
Конспект занятия "Соль разноцветная"
Конспект занятия по опытно-эксперементальной деятельности для детей подготовительной группы....
Конспект "Волшебница соль"
Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Позна...
Конспект "Удивительная соль"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19173085","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"480"}}]]...
План-конспект занятия "Соль"
Познавательное развитие: опытно-экспериментальная деятельность. Формирование у детей представление о свойствах соли; закрепить умение самостоятельно осуществлять практические действия....
Конспект НОД "Соль"
Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) для проведения интегрированного познавательно-речевого занятия на тему "Соль"....
Конспект НОД "Соль и её свойства"
Цель НОД Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....