Самообразование.
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
С 2016-2018 год - я взяла тему по самообразованию «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с помощью графических диктантов»
В процессе работы с детьми я вышла на проблему: «Ухудшение способности детей ориентироваться на листе бумаги». Многие дети к концу подготовительной группы оказываются недостаточно подготовленными в этой области деятельности: нет умения находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол. В поиске методов формирования пространственных представлений, особое внимание уделяю графическим диктантам и дидактическим играм, косвенно решая задачу по развитию и укреплению у дошкольников мелких мышц рук.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие. Этот способ развивает у детей – ориентировку в пространстве, воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движения, усидчивость. Выполняя задания у детей расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, он учится ориентироваться в тетради и знакомится с разными способами изображения предметов. Диктанты необходимо дополнять загадками, пословицами и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия у детей отрабатывается правильная и грамотная речь, автоматизация звуков и пополнение словарного запаса.
План для изучения темы:
- Подобрать методическую литературу по данной теме.
- Подобрать и апробировать упражнения для развития ориентировки на листе бумаги.
- Разработать модель взаимодействия с родителями.
Цель: расширение знаний по теме «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов»
Задачи:
- Изучить методическую литературу по теме
- Подобрать литературу для проведения графических диктантов
- Создать картотеку рисуночных диктантов
- Повысить грамотность родителей по теме «Развитие мелкой моторики и графических навыков дошкольников»
Пример плана годовой программы по самообразования:
|
|
(Слуховой диктант: №1, №2) |
|
|
|
Слуховой диктант №1
В центре листа в клетку нарисуйте квадрат. Выше квадрата нарисуйте круг, ниже квадрата — треугольник, справа от квадрата — прямоугольник, слева — нарисуйте ромб.
Слуховой диктант №2
В верхнем правом углу, начертите большой красный круг. Слева от него, в верхнем левом углу, начертите маленький зеленый круг. Еще один маленький зеленый круг — между ними. Под большим красным кругом начертите вертикально большой зеленый овал. Под маленькими зелеными овалами — слева от большого зеленого овала — начертите горизонтально маленький красный овал.
Рисуночный диктант «Море»
Цель: формирование ориентации на листе бумаги. Формирование понятий: справа, слева, слева – направо.
Воспитатель диктует медленно, спокойно. Дети рисуют на белых листах. После диктанта получившаяся картинка раскрашивается.
Море тихое, спокойное. Время от времени дует ветерок и по морю идет рябь.
Ветер пригнал тучи. Три. Одна — большая, другая — поменьше и третья — совсем маленькая.
Справа только-только встает солнце. Появились первые лучи. Дно состоит из камней. Разных. Круглых, овальных, длинных, вытянутых по дну.
По камням слева направо ползут улитки. Их много. Они ползут к водорослям — позавтракать. Справа растут три маленьких водоросли, дальше — две побольше. Но все улитки ползут сюда, к большим зарослям водорослей. И маленькие рыбки приплыли к ним. Рыбок пять. А за ними приплыли три рыбы побольше. Они остановились и думают, чего бы поесть — водорослей или улиток. Пока они думали, приплыла огромная рыбина. Ей не нужны ни водоросли, ни улитки. Она любит рыбу.
Рисуночный диктант «Полянка»
Цель: Формирование ориентации на листе бумаги. Формирование понятий: слева, справа, под, над.
На небе ярко светит солнце. Вдруг ветер пригнал два облака. Одно большое, второе поменьше.
В середине полянки растет дерево.
Под деревом растет два гриба. Один справа, второй слева.
Справа от дерева растет куст.
На полянке растет семь цветов.
Над третьим цветком справа порхает бабочка.
На краю полянки справа растет елка.
Список литературы:
- Леушина Л.А. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
- «Нарисуйка. Клетка за клеткой» 2006г.
- Павлова Т. А. «Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников: Сборник игровых упражнений» – М.,2004
- Шевелев К.С. «Графические диктанты» Учебное пособие Ювента 2010 г.
- Шорыгина Т.А. Беседы о пространстве и времени: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.
С 2018 -2021г. я взяла тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей с ОНР»
Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной. У детей с ОНР мы видим множество проблем:
∙ односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
∙ неспособность грамматически правильно построить предложение;
∙ бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
∙ неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
∙ отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и т. д.;
∙ плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
План для изучения темы:
- Подобрать методическую литературу по данной теме.
- Подобрать и апробировать наглядный материал по составлению рассказов, сказок и запоминания стихов по мнемотаблицам, для развития речи у детей с ОНР.
- Разработать модель взаимодействия с родителями.
Цель: Создать систему работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей с ОНР.
Задачи:
- Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
- Изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: мнемотехники, синквейн.
- Создать условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.
- Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
- Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
- Оформить предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использований мнемотаблиц.
Оформление и пополнение картотеки: подвижные игры, пальчиковых гимнастик, дыхательных упражнений. Включение элементов мнемотехники в педагогический процесс. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы:
-на занятиях; -в свободной деятельности;
-в продуктивной деятельности;
-в индивидуальной деятельности
Приобщение родителей к оформлению развивающей среды в группе.
Консультации для родителей на тему:
«Метод мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми».
«Роль мнемотехники и синквейна в речевом развитии дошкольников».
Детско-родительский проект:
«Придумай загадку с использованием мнемотехники»
Используемая литература:
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6. Москва, 2005.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи Омельченко Л.В. Логопед. 2008.- №4.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...