Прогулки. Старшая группа. Сентябрь.
картотека (старшая группа)
Наблюдения, подвижные игры, дидактические игры, стихотворения, пословицы, приметы и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пролулки. Сетябрь. Старшая группа. | 66.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГУЛКА 1
Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца.
Наблюдение за продолжительностью дня
Педагог замечает, что солнце светит ярко, долго (как солнце грело летом и как греет теперь?); он обращает внимание детей на ежедневный путь солнца (осмотр участка утром и вечером), в какой стороне оно всходит, где садится; отмечает расположение солнца по освещенности окон и участка.
Приметы: чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима; солнце в туман садится – к дождю.
Поговорки и пословицы: «Осенью серенькое утро, красненький денек»; «Дождь вымочит, а красно солнышко высушит».
Стихотворение:
ОСЕНЬ
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый –
Желто-розовый, кленовый.
В. Авдиенко
Загадки:
В этот месяц, что ни год, в школу тянется народ:
Золотой шуршит листвою, ярких астр букет несет.
И. Мазин
Что за месяц к нам пришел? Золотом расшил кругом
Сад и лес, поля и луг, изменил он все вокруг. (Сентябрь.)
Дидактическая игра «Придумай сам».
Цель: формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя.
Ход игры. Воспитатель (или водящий) предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: на что похожи предметы? Как можно поиграть ими?
Подвижная игра «Летает – не летает».
Цель: развивать слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Ход игры. Ведущий называет любые слова (рыба, самолет, дерево…). Если то, что названо, может летать, дети поднимают руки вверх, если не летает – руки не поднимают. В конце игры отмечается самый внимательный ребенок.
Подвижная игра «Совушка».
Цели: учить неподвижно стоять некоторое время; внимательно слушать.
Ход игры. Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Воспитатель говорит: «День наступает, всё оживает». Дети свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д. Неожиданно педагог произносит: «Ночь наступает, всё замирает, сова вылетает». Все дети должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала большее число играющих.
Труд на участке, индивидуальная работа*. Приведение в порядок территории участка. Работать при этом слаженно, доводить начатое дело до конца.
ПРОГУЛКА 2
Цели: развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; воспитывать способность эмоционально воспринимать красоту родной природы.
Наблюдение за погодой
Педагог и дети поворачиваются к солнышку, протягивают руки, греют их. Педагог просит охарактеризовать погоду, используя в речи как можно больше прилагательных (осенью ночи становятся прохладными, а день еще теплый); отмечает вместе с детьми по термометру температуру воздуха и разницу температур утром и в дневное время, записывает ее.
Наблюдение за изменением температуры
в течение дня
– На вечерней прогулке сравнить температуру воздуха по термометру с утренней, подумать, почему она стала выше (солнце нагрело воздух).
Приметы: много желудей в сентябре на дубе – к лютой зиме; багровые зори – к ветру.
Поговорки и пословицы: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит и рвет, и льет, и снизу метет»; «Осень велика – зима долга».
Стихотворение:
Потемнели ветви, от воды туман,
Гонит тучи ветер из холодных стран.
Осень на излете, лес промок насквозь,
Клюкву на болотах ищет старый лось.
А. Степанов
Загадка:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (осень).
Дидактическая игра «Найди себе пару».
Цели: учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков в них.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается, произносит похожее слово, например: петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребенок, который подбирал рифму.
Подвижная игра «Меняемся местами».
Цели: учить действовать в команде; развивать внимание, ловкость.
Ход игры. В центр площадки кладется длинный шнур. Дети делятся на две команды, каждая занимает свою половину площадки. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по своей части площадки, а по сигналу «Меняйтесь!» команды меняются местами. Поощряется команда, которая в полном составе первой перебежала на другую сторону площадки, то есть поменяла свое место.
Труд на участке. Сбор сухих веточек.
Опыт «Солнце высушивает предметы».
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.
Ход опыта. Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: солнце нагревает предметы.
Дидактическая игра «Придумай сам».
Подвижная игра «С кочки на кочку».
Цель: развивать у детей ловкость, быстроту.
Ход игры. Воспитатель выкладывает на участке 6–8 обручей в две линии. Играющие выстраиваются в две колонны. По сигналу воспитателя первые игроки начинают перепрыгивать на двух ногах из обруча в обруч. Как только первый игрок прыгнет из последнего обруча, прыжки начинает второй игрок в колонне и т. д. Побеждает команда, которая быстро и правильно (не оступившись ни разу) переберется «на другой берег реки». Игра повторяется 2–3 раза.
Труд на участке*. Уборка листьев и веточек.
ПРОГУЛКА 3
Цели: расширять представления о многообразии живой и неживой природы; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, видеть многообразие примет осени.
Наблюдение за туманом
– Что такое туман? (При густом тумане ничего не видно, как будто разлит кисель; чем дальше предметы, тем более расплывчаты их очертания.) Сравнение впечатлений на прогулке (предметы видны чуть четче, потому что находятся ближе и рядом с землей; при восходе солнца туман садится и совсем опускается на землю). Педагог рассказывает, что туман – это природное явление, когда от перепадов температуры частицы влаги повисают над землей, а при нагреве воздуха солнцем влага опускается на почву – туман проходит.
Труд на участке. Работа в цветнике: назвать цветы, части цветка, условия, необходимые для роста и развития растения; рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, циннии, космея), уточнить названия семян; обратить внимание на разное количество семян у разных растений, на их форму и различные приспособления к распространению.
Приметы: днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде; теплая осень – к долгой зиме.
Поговорки и пословицы: «Холоден сентябрь, да сытен»; «Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь».
Стихотворение:
ДО БУДУЩЕГО ЛЕТА
Уходит тихо лето, одетое в листву,
И остаются где-то во сне иль наяву:
Серебряная мушка в сетях у паука,
Невыпитая кружка парного молока
И ручеек стеклянный, и теплая земля,
И над лесной поляной жужжание шмеля.
Загадки:
Дни стали короче, длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью.)
Малые детки сидят на ветке,
Как подрастут – на землю упадут. (Семена.)
Дидактическая игра «Найди себе пару».
Подвижная игра «Замри!».
Цель: учить понимать схематические изображения позы человека.
Ход игры. Ведущий объясняет детям правила, согласно которым все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего: «Раз, два, три, замри!» – остановиться. Произнеся эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны принять ту же позу. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.
Дидактическая игра «Что где растет?».
Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры. Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет – дети молчат.
Растения: яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина, каштан, кофейное дерево, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.
В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.
Подвижная игра «Найди себе пару» (с бегом).
Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, уточнить знания детьми цветов.
Ход игры. Воспитатель раздает детям разноцветные флажки по количеству играющих (нечетное количество). По сигналу воспитателя дети бегают; при звуке бубна ищут пару по цвету флажка и берутся за руки. В итоге игры один ребенок останется без пары, он и выходит из игры.
ПРОГУЛКА 4
Цели: формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе (стало ночью прохладно – появилась роса, пригрело солнце – роса испарилась); учить называть растения, которые растут на огороде.
Наблюдение за росой
Красивые серебристые капельки лежат на траве и земле. (Нужно потрогать и определить, на что похожа роса.) Роса – это капельки влаги, которые за ночь собираются на поверхности растений и почвы; при попадании солнечных лучей они переливаются всеми цветами радуги, как драгоценные алмазы; через некоторое время влага испаряется, роса пропадает.
Наблюдение за растениями на огороде
Вопросы: Что изменилось на огороде? Что здесь выращивают? Какие овощи были посажены? Что можно из них приготовить? Все ли растения есть на грядках? Если некоторые уже убраны, то какие? (Картофель, кабачки, болгарский перец.) Какие овощи еще дозревают? (Томаты, баклажаны.)
Приметы: ночью был иней – к ветру; роса ночью выпала обильно – не будет ни грозы, ни ливня; много одежек на луковицах – быть холодной зиме.
Поговорки и пословицы: «От сентября к лету поворота нету»; «Срубили кусты – прощай, птицы!»; «Лук от семи недуг».
Стихотворение:
ОГОРОД
Осенью нас согревают В огороде поспевают
Солнца желтого лучи. Разные овощи.
Загадки:
Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (Роса.)
Неказиста, шишковата, а придет на стол она –
Скажут весело ребята: «Ну рассыпчата, вкусна!» (Картофель.)
Дидактическая игра «Что это такое?».
Цель: учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов, замечать необычное в самых обычных вещах; развивать фантазию.
Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель стоит в центре круга. Он кладет предмет (или предметы) в середину круга и предлагает ребятам подумать, на что он (они) похож (и). Затем педагог бросает мяч кому-либо из детей. Этот ребенок должен ответить, остальные ребята дополняют ответ ребенка.
Подвижная игра «Дети и волк».
Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.
Ход игры. Выбирается волк (водящий). Остальные дети имитируют движения (собирают в лесу землянику и грибы). Дети говорят:
Дети по лесу гуляли, землянику собирали,
Много ягодок везде – и на кочках, и в траве.
Но вот сучья затрещали…
Дети, дети, не зевайте, волк за елью – убегайте!
Дети разбегаются, «волк» их ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.
Дидактическая игра «Земля, вода, огонь».
Цель: закреплять знания детей об обитателях различных стихий.
Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине круга – ведущий. Он бросает мяч ребенку, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать животное, обитающее в этой среде; при слове «огонь» – отбросить мяч. Тот, кто ошибся, выходит из игры.
Подвижная игра «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем».
Цель: развивать сообразительность и наблюдательность детей.
Ход игры. Водящий выходит за дверь. Оставшиеся дети договариваются, какие движения будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит: «Здравствуйте, дети! Где вы были, что вы делали?»
Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, он снова водит.
Труд на участке. Сбор засохших растений, подготовка грядок к перекопке.
ПРОГУЛКА 5
Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, расширять знания о небесных светилах.
Наблюдение за небом
Как меняется цвет неба осенью? (Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям становится светлее. Его стало как бы больше из-за того, что многие деревья начали терять листву и сквозь их ветви просматривается небо.)
– Что (кроме облаков) видно на небе днем и ночью? (Небесные светила: днем – Солнце, ночью – Луна и звезды.)
– Расскажите о красоте вечернего неба. Сколько красок на небе при заходе солнца? Что вы наблюдаете, когда вечером идете домой? (Солнце садится за горизонт, звезд и Луны еще не видно.)
– Что вы знаете о ночных небесных светилах?
Приметы: на небе несколько дней подряд видны белые облака – к похолоданию; ночное небо звездное – будет солнечная погода; луна в тусклой дымке – к ненастью.
Поговорки и пословицы: «Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд»; «Сентябрь без плодов не бывает».
Загадки:
Махнула птица крылом
И покрыла весь свет черным пером. (Ночь.)
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо.)
Стихотворение:
Вот и лето прошло, пролетело,
Сколько радости было в нем!
Сколько счастья, тепла и света
Было в радостном лете том.
Дидактическая игра «Что лишнее?».
Цели: закреплять знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времен года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; пожелтели листья на деревьях; идет уборка урожая; падает пушистый белый снег).
Дети называют признак и объясняют, почему он лишний.
Подвижные игры «Замри!», «С кочки на кочку».
Дидактическая игра «Что это такое?».
Опыт «Свойства мокрого песка».
Цель: познакомить со свойствами песка.
Материал: песок, формочки.
Ход опыта. Засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получится. Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрый песок слипается.
ПРОГУЛКА 6
Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; закреплять знания о значимости солнечного света для всего живого на земле.
Наблюдение за солнцем
Наблюдение за теплыми лучами солнца (зарядиться энергией солнца). Каково значение солнца для живых организмов? Что будет, если солнце внезапно погаснет?
Опыт «Радуга».
Цель: познакомить с радугой как с природным явлением.
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход опыта. Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу сейчас?
Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене радуга. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На что похоже слово «радуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
Примета: солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится.
Поговорки и пословицы: «Батюшка сентябрь не любит баловать»; «В сентябре держись крепче за кафтан».
Стихотворение:
СОЛНЦЕ ОТДЫХАЕТ
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало – принялось за дело:
Обошло всю землю. И устало,
Отдыхать за темным лесом село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди: у солнца сон – минуты,
Не шуми: весь день оно трудилось.
Дидактическая игра «Не ошибись!».
Цели: развивать быстроту мышления; закреплять знания о том, что дети делают в разное время суток.
Ход игры. Воспитатель называет разные части суток (или действия детей). Дети должны ответить одним словом: «Завтракаем» или «Умываемся» (или назвать часть суток).
Подвижная игра «Не дай мяча водящему».
Цель: развивать быстроту движений, ловкость.
Ход игры. В центре круга находятся 2–3 водящих. Стоящие вне круга дети перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются его поймать. Если это удается, то водящий выходит из круга. Водящим становится тот ребенок, при броске которого был пойман мяч.
Наблюдение за заходящим солнцем
Вечером солнце не так сильно печет, становится прохладней, его лучи только скользят по поверхности земли, не нагревая ее. Что делали летом дети после детского сада? А сейчас? (Стало раньше темнеть, мы идем домой.)
Подвижная игра «Кот на крыше».
Цель: развивать у детей ритмичную, выразительную речь, координацию движений, автоматизировать произношение звука [ш] в связном тексте.
Ход игры. На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих – водящий. Он «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише, мыши, тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись!
После этих слов «кот» просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за «мышками». «Мышиная норка» отмечена чертой. «Кот» не имеет права забегать за черту. Пойманная «мышь» становится «котом».
ПРОГУЛКА 7
Цель: формировать у детей представление о том, как ветер образует облака и тучи; развивать умение видеть красоту неба, творческое воображение; учить рассуждать, делать открытия.
Наблюдение за облаками
– Что вы видите на небе? (Облака.) Как можно сказать, какое небо сегодня? На что похожи облака? С чем их можно сравнить? Посмотрите: облака неподвижны или движутся? Что делает ветер с облаками?
Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака.)
Воспитатель вопросами помогает детям понять переносный смысл слов: «Почему про облака говорят, что они бегут, летят, плывут? Какой силы ветер, если облака плывут? А если летят? Как сегодня движутся облака? Они бегут или плывут? Сделайте вывод, какой силы ветер сегодня».
Определение количества облаков на глаз, характеризуя небо словами «ясное», «облачное», «пасмурное»; направление движения облаков относительно неподвижных предметов: высоких деревьев, столбов, углов зданий. Наблюдение за тем, как облако медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же наоборот, уменьшается и «тает». Фантазирование «На что похожи облака?».
Приметы: облака движутся с севера на юг – к ясной погоде; облака движутся с юга на север – к ненастью.
Поговорки и пословицы: «В сентябре прохладно, да сытно»; «В сентябре и лист на дереве не держится».
Стихотворения:
ОБЛАКА
Облака, облака – кучерявые бока,
Облака кудрявые, целые, дырявые,
Легкие, воздушные, ветерку послушные.
С. Михалков
ОБЛАКО
Ах, какое облако, Облако глубокое, Белое, далекое, Прямо надо мной. | Ах, какое облако, Облако высокое, Облако далекое, Не достать рукой. |
Дидактическая игра «Что лишнее?».
Подвижные игры «Не дай мяча водящему», «Кот на крыше».
Дидактическая игра «Мое облако».
Цель: развивать воображение, образное восприятие природы.
Ход игры. Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.
ПРОГУЛКА 8
Цели: продолжить знакомство с явлениями природы, со свойствами воздуха; развивать любознательность.
Наблюдение за воздухом, ветром
Наблюдение за окружающим пространством. Без чего мы не можем жить? (Без воздуха.)
– Вспомните свойства воздуха.
Взять пустой пакет, затем надуть его.
Вывод: в человеке тоже есть воздух.
Опыт «Буря».
Цель: доказать, что ветер – это движение воздуха.
Ход опыта. Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.)
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю; облака движутся против ветра – к холоду.
Поговорки и пословицы: «Лето со снопами, а осень с пирогами»; «Осень студит воду».
Стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
А. Пушкин
Загадка:
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. (Воздух.)
Дидактическая игра «Что это значит?».
Цель: учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры. Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.
Свежий ветер – прохладный. Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся. Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная. Свежая газета – новая, только что купленная. Свежая краска – незасохшая. Свежая голова – отдохнувшая. Глухой старик – тот, кто ничего не слышит. Глухая ночь – тихая, безлюдная, темная. Глухой лай собак – отдаленный, плохо слышимый.
Подвижные игры «Замри!», «Не дай мяча водящему».
Опыт «В почве есть воздух, в воде есть воздух».
Цель: закреплять представление о том, что в почве и воде есть воздух.
Ход опыта. Взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.
Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.
Опыт «Воздух невидим».
Цель: познакомить со свойствами воздуха (не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.
Ход опыта. Воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
Дидактическая игра «Что лишнее?».
ПРОГУЛКА 9
Цели: обобщать представления о строении, росте и развитии растений; расширять представления о частях растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям.
Наблюдение за различием деревьев и кустарников
(по стволам, по листве)
– Покажите и охарактеризуйте ствол дерева. Для чего он нужен растению? (Служит местом прикрепления и опоры для веток, листьев, цветов, плодов; он проводник питательных веществ от корня к листьям и от них к корням.) Рассмотреть различные по структуре стволы (береза, ива, тополь), найти отличия. Потрогать стволы руками. (У ивы он с большими бороздами, у тополя, наоборот, гладкий, у березы – самый приметный – белый с черными пятнами.)
Педагог обращает внимание на красоту осенних красок, побуждает самостоятельно находить красивое в природе. Рассматривание листьев.
Вопросы: Какую функцию несет лист в растении? (Лист – орган воздушного питания и дыхания растения, он состоит из листовой пластинки и черешка, которым он прикрепляется к стеблю; есть листья, у которых нет черешков, и они прикрепляются к стволу пластинкой – это сидячие листья.)
Педагог обращает внимание, что поверхность листовой пластинки у различных деревьев разная: у дуба, например, лист гладкий, твердый; у березы – шершавый.
Приметы: осенью листопад пройдет скоро – ожидай крутой зимы; преждевременное падение листьев – к ранней зиме.
Поговорки и пословицы: «Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени»; «Не суди о дереве по коре».
Стихотворение:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Загадки:
В дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
Летают, кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают, и тут пропадут. (Листья.)
Дидактические игры «Что где растет?», «Что это значит?».
Подвижная игра «Пятнашки».
Цель: развивать быстроту движений, ловкость.
Ход игры. Водящий получает цветную повязку и становится в центр площадки. После сигнала «Лови!» дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо из играющих и коснуться рукой (то есть запятнать). Пойманный отходит в сторону. Через некоторое время воспитатель подает команду: «Стой!» Игра останавливается, подсчитывается количество пойманных, выбирается новый водящий.
Подвижная игра «Узнай растение».
Цель: учить находить растение по названию.
Ход игры. Воспитатель называет дерево (кустарник), а дети находят его и дотрагиваются до дерева рукой. Кто первый находит, тот получает фишку.
Труд на участке. Сбор красивых листьев и семян деревьев для гербария и занятий ручным трудом.
ПРОГУЛКА 10
Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, способы приспособления к условиям окружающей среды).
Наблюдение за насекомыми, местами их скопления
Педагог обращает внимание детей на отсутствие насекомых на улице.
Вопрос: Почему они исчезли?
Предлагает поискать насекомых на участке. (Под камнями – скопления жуков, а в щелях – спрятавшихся бабочек; в сухой листве найти сухие свернутые листья, которые висят на концах веток. Они опутаны паутиной, а внутри – белые коконы. В них зимуют маленькие гусеницы бабочки.)
– Почему спрятались насекомые? (Стало холодно, почва охладела, травы увяли. Питаться насекомым нечем – и они прячутся, засыпают на зиму, чтобы не замерзнуть.)
– Ребята! «Не обижайте муравья, его обидеть просто, ведь муравьи – они совсем, ну очень маленького роста!»
Приметы: появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме; большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.
Поговорка: «Осенняя муха сильнее кусает».
Стихотворение:
РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ
Меня ужалила пчела,
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А как ты мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!»
Загадки:
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела.)
На вид, конечно, мелковаты, но все, что можно, тащат в дом,
Неугомонные ребята – вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи.)
Дидактическая игра «Насекомые».
Цель: закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха) и передает мячик соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит: «Летающее насекомое – бабочка» – и передает маленький мячик соседу, тот отвечает: «Комар». И т. д. После того как мяч оказывается вновь в руках у ведущего, тема игры меняется. К примеру, ведущий называет: «Прыгающее насекомое». Игра продолжается.
Подвижная игра «Кот на крыше».
Подвижная игра «Песенка стрекозы».
Цель: развивать ритмичную, выразительную речь; совершенствовать координацию движений.
Ход игры. Дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:
Я летала, я летала, Устали не знала. | Дети плавно взмахивают руками. |
Села, посидела Опять полетела. | Опускаются на одно колено. Вновь делают летательные движения руками. |
Я подруг себе нашла, | Берутся за руки и водят хоровод. |
Хоровод кругом вела, Весело нам было! Солнышко светило. |
Труд на участке. Сбор мусора, опавших веток, листьев.
ПРОГУЛКА 11
Цель: продолжить знакомство с многообразием птиц; расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах; уточнить особенности внешнего строения вороны; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц
Птицы собрались в стаи, стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.
Вопросы:
– Почему же птицы улетают и почему улетают не все птицы? (Осенью птицы улетают в теплые края на зимовку. Они летят неспешно, делая большие остановки. В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые задерживаются.)
– Чем питались птицы летом, чем кормили своих птенцов? (Осенью стало холодно, насекомые исчезли, они были основным кормом птиц.)
Приметы: осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой; поздний отлет птиц – к теплой зиме.
Поговорки и пословицы: «Всякая птица своим пером гордится»; «Всякая птица своим клювом сыта».
Стихотворение:
ЖУРАВЛИ
Журавли летят, курлычут, Шлют последнее «прощай». За собою лето кличут, Забирают в теплый край. | Жалко мне цветных полянок И журавликов моих! Только я тужить не стану, А весною встречу их. М. А. Познанский |
Загадки:
Всех прилетных птиц черней, враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашням вскачь, а зовется птица… (грач).
Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее … (ворона).
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Цель: закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Педагог называет птиц вперемешку, кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. (Воробей, лебедь, муха, ворона и т. д.)
Подвижная игра «Гуси-лебеди».
Цель: развивать ловкость, гибкость.
Ход игры. Выбираются «волк» и «пастух», остальные дети – «гуси». На одной стороне площадки стоят «гуси», сбоку – логово «волка». «Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг, затем говорит: «Гуси-гуси!»
«Гуси» останавливаются и хором отвечают: «Га-га-га!»
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Пастух. Так летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» летят через луг домой, а «волк», услышав «гусей», выбегает, стараясь их поймать. Пойманных «гусей» «волк» уводит в логово.
Наблюдение за вороной
Педагог обращает внимание детей на ворону и рассказывает о ней. Ворона – всеядная птица. Она поедает различных насекомых (жуков, муравьев), моллюсков, а также грызунов, птенцов, яйца различных птиц, ящериц, лягушек, рыб. Из растений ворона предпочитает зерна культурных злаков, семена ели, вьюнка полевого, птичьей гречихи и т. д. Состав кормов существенно меняется по сезонам года. Зимой она питается в основном отбросами.
Это частично оседлая, частично – перелетная птица. Особенно большими стаями они скапливаются в крупных городах, где образуют смешанные с грачами и галками стаи. Как правило, ночь они проводят в центре города – в парках и на крышах зданий, а на день вылетают кормиться на окраины города и в его окрестности.
Примета: вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению.
Подвижная игра «Голуби».
Цель: упражнять детей в произношении звуков [л] и [р].
Ход игры. Дети выбирают «ястреба» и «хозяйку», остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» «Голуби» разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули!» «Голуби» слетаются к «хозяйке». Тот, кого поймал «ястреб», сам становится «ястребом», а прежний «ястреб» – «хозяйкой».
ПРОГУЛКА 12
Цели: продолжить формирование умения устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе.
Наблюдение за дождем
Летом дождь был сильным, но непродолжительным, теплым, осенью дождь моросящий, холодный, затяжной. В такой дождь животные и птицы прячутся в укрытия, люди под зонтиками спешат под защиту зданий и навесов.
Приметы: дождь без ветра будет долго идти; дождь пошел после обеда – будет долго идти.
Поговорки и пословицы: «Весенний дождь из тучки, осенний – из ясени»; «Вешний дождь растит, осенний – гноит».
Стихотворения:
ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел дождик погулять. Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? | Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: – Ох! И ушел… Газон засох. |
ДОЖДИК
Дождик, дождик, ну послушай! Не ходи босой по лужам. По дорогам бродит осень, | Холода в котомке носит. Побелеешь – снегом станешь, До апреля не растаешь. В. Степанов |
Загадки:
Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал, на крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю и ушел по лужам в поле. (Дождь.)
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Цель: активизировать словарь, расширять кругозор.
Ход игры. Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Поймавший должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, пропускает ход.
Подвижная игра «Повар».
Цели: развивать ритмичную, выразительную речь; совершенствовать координацию движений.
Ход игры. Дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом, у него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:
Будем в повара играть, никому нельзя зевать,
Если повар будешь ты, то скорей кругом иди.
После слов «Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спинами друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет в противоположных направлениях круг, тот выигрывает и становится водящим.
Дидактическая игра «Ищи».
Цель: упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.
Ход игры. Дети должны в течение 10–15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребенок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.
Подвижная игра «Гуси-лебеди».
ПРОГУЛКА 13
Цели: обучать сравнивать семена растений; воспитывать интерес к изучению растений.
Сравнение семян растений
Сбор семян растений (береза, тополь). Нахождение различий. Определение способов распространения семян.
Примета: много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету.
Поговорки и пословицы: «Плод дерева ешь, а кору не снимай»; «Яблоко от яблоньки недалеко падает».
Загадки:
Без рук, без ног, но двигается.
Дышит, но не говорит, питается, а рта нет. (Растение.)
Летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)
Дидактическая игра «Да или нет?».
Цель: закреплять знания детей осенних примет.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? | Урожай весь собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Достаем ли сапоги? Солнце светит очень жарко, Можно детям загорать? Ну а что же надо делать – Куртки, шапки надевать? |
Подвижные игры «Узнай растение», «Повар».
Опыт «Летающие семена».
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход опыта. Дать детям по одному «летающему» и по одному «нелетающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы).
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
ПРОГУЛКА 14
Цели: расширять знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян); учить анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к природе.
Наблюдение за однолетними и многолетними растениями
Рассматривание многолетних и однолетних растений. Сравнивание их между собой. (Однолетние растения – это в основном травы, которые за один сезон – от весны до осени – успевают отцвести и дать семена, затем они засыхают. Многолетние – деревья и кустарники, многие травянистые растения. Деревья и кустарники отцветают, приносят плоды и семена, а к осени только сбрасывают листву. У многолетних трав осенью отмирают наземные части, корень же остается в земле зимовать, для того чтобы весной дать жизнь новому растению.)
Опыт «Потребность растений в воде».
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растения.
Ход опыта. Из букета выбирается один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнивают цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
Приметы: ива рано инеем покрылась – к долгой зиме; ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю.
Поговорки и пословицы: «Срубил дерево – посади два»; «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню».
Загадки:
Она под осень умирает и вновь весною оживает,
Иглой зеленой выйдет к свету, растет, цветет все лето.
Коровам без нее – беда: она их главная еда. (Трава.)
Малые детки сидят на ветке,
Как подрастут – на землю упадут. (Семена.)
Стихотворение:
ДЕРЕВЬЯ
Деревья – украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Дидактическая игра «Придумай сам».
Цель: обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.
Ход игры. Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку.
Подвижная игра «Не замочи ног».
Цели: развивать координацию движений; учить выполнять двигательные задания, формировать стремление к достижению цели.
Ход игры. Две команды, в руках у одной части команды – по две дощечки. По команде воспитателя: «Вперед!» – каждый ребенок должен, наступая только на дощечки, перейти «болото» и отдать дощечки второй части команды, находящейся на другой половине «болота». Выигрывает та команда, которая первой перейдет «болото».
Дидактическая игра «Ищи».
ПРОГУЛКА 15
Цель: продолжить знакомство детей с многообразием растительного мира.
Наблюдение за цветником
Вопросы: Что изменилось на клумбе? Назовите знакомые цветущие растения и покажите их. Педагог объясняет детям, что такие растения, как петунья, настурция, львиный зев, растут и цветут только одно лето, поэтому они называются однолетними. Растения, чьи корни зимуют в земле, называются многолетними (ирисы, пионы, лилии). Сбор семян для будущего года. Сравнение семян (разных по строению, размерам и по цвету).
Приметы: если с дерева лист нечисто упадет – будет холодная зима; если листопад пройдет скоро, надо ожидать холодной зимы.
Поговорки и пословицы: «Весна красна цветами, а осень – снопами»; «Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна».
Стихотворение:
ЦВЕТЫ
Возле речки, на пруду, на поляне и в саду –
Всюду выросли цветы небывалой красоты.
Загадки:
Меня назвали царицей цветов
За запах, за цвет моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов! (Роза.)
Цветок с лепестками различной окраски,
С красивым названьем... (анютины глазки).
Русская народная игра «Маргаритки».
Цели: закреплять знания о цветах; упражнять в беге с увертыванием.
Ход игры. С помощью считалки дети выбирают ведущего. Он в игре будет исполнять роль девочки Маргариты. Все остальные дети будут представлять цветы-маргаритки. «Цветы» становятся в круг, а Маргарита находится в его центре. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:
Собирала Маргарита маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Хочет снова все собрать, только надо нас догнать.
Дети разбегаются по всей площадке, а Маргарита пытается их догнать и запятнать. Догоняя ребенка, она произносит: «Цветник». По этому сигналу запятнанный игрок должен пойти в «цветник». Когда там соберется 5–6 детей, игра останавливается. Маргарита считает, сколько со-брала «маргариток», и называет других соседей маргариток в «цветнике». Названные растения дважды нельзя повторять. Воспитатель отмечает, кто из детей был ловким в игре, кто назвал больше названий цветов.
Опыт «Какое значение имеет размер семян?».
Цель: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.
Ход опыта. Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена). Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках. Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.
Вывод: всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких: среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких – маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1–2 дня, а прорастание мелких растянется на несколько дней.
Дидактическая игра «Цветы».
Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ребенок называет комнатное растение (фиалка) и передает маленький мячик соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.
Русская народная игра «Большой мяч».
Цель: развивать координацию движений, формировать стремление к достижению цели.
Ход игры. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим, он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг. Затем играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.
ПРОГУЛКА 16
Цели: продолжать отмечать состояние погоды; познакомить детей с явлением природы – грозой; воспитывать познавательный интерес к миру природы; развивать любознательность и наблюдательность.
Наблюдение за грозой*
Отметить изменения в природе перед ненастьем. Определение примет приближающейся грозы (небо заволокло стальными темными тучами, солнце скрылось, подул пронзительный ветер, животные и птицы спрятались в укрытия в ожидании ненастья. Грохочет гром и сверкает молния, скоро пойдет дождь). Педагог напоминает, что во время грозы нельзя прятаться под деревьями.
Приметы: гром в сентябре – к теплой осени; если во время грозы слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.
Поговорки и пословицы: «Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой»; «В сентябре синица просит осень в гости».
Стихотворение:
Весь в молниях блескучих за речкой, за бугром,
В больших лиловых тучах ворочается гром.
Загадки:
Сверкает, мигает, огненные стрелы пускает. (Молния.)
Ледяной горох поскакал на порог.
Если землю покрыл – урожай погубил. (Град.)
Дидактическая игра «Расскажи без слов».
Цели: закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети стоят в круге. Воспитатель предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идет холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
Подвижная игра «Лягушки и цапля».
Цель: упражнять детей в быстром беге и прыжках в длину, развивать физические качества: ловкость, быстроту.
Ход игры. В середине площадки рисуется «болото», в котором живут «лягушки». По сторонам площадки нарисован «ручей», в стороне – «гнездо цапли». По сигналу ведущего: «Лягушки прыгают в болоте» – играющие бегают и прыгают по площадке, изображая лягушек. По сигналу: «Цапля идет!» – «цапля», перешагнув «ручей», прыгает и ищет «лягушек». «Лягушки», спасаясь от «цапли», перепрыгивают «ручеек», стремясь спрятаться. «Цапля» старается поймать «лягушек».
Наблюдение за лужами
Педагог обращает внимание детей на то, что в лужах отражаются предметы (облака, деревья).
Педагог предлагает поводить по воде палочкой, создать волны. Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.) Где образуются лужи? (Только на дорожках, а на почве луж нет, вода впитывается в почву.)
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода.)
Приметы: облака редкие – будет ясно и холодно; если орехов много, а грибов нет, будет снежная и суровая зима.
Поговорки и пословицы: «Весной дождь парит, осенью мочит»; «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется».
Стихотворение:
Потемнели ветви, от воды туман.
Гонит тучи ветер из холодных стран.
Лето на излете, лес промок насквозь.
Клюкву на болотах ищет старый лось.
А. Степанов
Загадки:
По асфальту мы идем, дружно брызги раздаем.
Вовсе мы не клуши, ступаем прямо в … (лужи).
Дидактическая игра «Так бывает или нет?».
Цели: развивать логическое мышление; уметь замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.
Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела в сад ребенка.
Ночью ярко сверкало солнце, и горели звезды
Яблоко поспевало на березе».
Дети находят противоречия в предложениях.
Русская народная игра «Блуждающий мяч».
Цель: развивать двигательную активность, ловкость детей.
Ход игры. Все играющие (кроме водящего) встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу мяч. Водящий бежит за кругом и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.
Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места; передавать мяч можно только рядом стоящему игроку; играющий, уронивший мяч, становится водящим.
ПРОГУЛКА 17
Цели: формировать представления о значении почвы в природе, ее связи с другими компонентами; познакомить с некоторыми животными и насекомыми, обитающими в почве, и их приспособленностью к жизни в такой среде.
Рассматривание почвы
Педагог обращает внимание детей на то, что все растения растут в земле.
Вопросы: Что такое земля? Из чего она состоит?
Рассматривание компонентов почвы (корни, засохшие листья, части растений, насекомых). Почему растения не растут на тропинках? (Земля твердая, утоптанная.) Воспитатель рассказывает об обитателях подземного царства.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая). Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).
Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
Приметы: в сентябре много тенетников – к долгой, сухой осени; чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
Поговорка: «С сентября и лист на деревьях не держится».
Стихотворение:
Чтобы корни всех растений под землей дышать могли,
Хорошенько нужно землю прополоть и разрыхлить.
Загадка:
В землю тянутся глубоко, поливать их надо строго.
Засыхать им не давай, не получишь урожай. (Корни.)
Дидактическая игра «Похож – не похож».
Цели: учить сравнивать предметы, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Один ребенок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию: «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»
Дидактическая игра «Расскажи без слов».
Подвижная игра «Мяч водящему».
Цель: развивать умение детей бросать и ловить мяч.
Ход игры. Участники делятся на две команды. На расстоянии 3 м проводится линия. Выбираются двое водящих, которые становятся за этой линией против команд. По сигналу оба водящих бросают мячи впереди стоящим игрокам в своих командах. Поймав мяч, играющий бросает его обратно водящему, а сам становится в конец колонны и т. д. Выигрывает та команда, в которой последний игрок раньше вернет мяч водящему.
Русская народная игра «Стадо».
Цель: развивать двигательные навыки, быстроту, ловкость.
Ход игры. Играющие выбирают «пастуха» и «волка», а все остальные – «овцы». Дом «волка» в лесу, а у «овец» два «дома» – на противоположных концах площадки. «Овцы» громко зовут «пастуха»:
Пастушок, пастушок, заиграй во рожок.
Травка мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле погулять на воле.
«Пастух» выгоняет «овец» на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу «пастуха»: «Волк!» – все «овцы» бегут в «дом» на противоположной стороне площадки. «Пастух» встает на пути «волка», защищает «стадо». Все, кого поймал «волк», выходят из игры.
Правила игры. Во время перебежки «овцам» нельзя возвращаться в тот «дом», из которого они вышли; «волк» «овец» не ловит, а дотрагивается до них рукой; «пастух» может только заслонять «овец» от «волка», но не должен задерживать его руками.
Труд на участке. Окапывание лунок вокруг деревьев и кустарников.
ПРОГУЛКА 18
Цели: продолжать знакомство с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность к почвенной среде; уточнить представление о подготовке насекомых к зиме.
Наблюдение за дождевым червем
Педагог обращает внимание детей на множество дождевых червей на дорожках детского сада: во время дождя вода заливает их норки, и они вынуждены выбираться на поверхность; спустя некоторое время вода впитывается в землю и норки освобождаются. Рассматривание их внешнего вида. Дождевые черви – подземные обитатели, увидеть их можно только во время и после дождя. Почему у них такое веретеновидное тело? (Чтобы легче было передвигаться под землей.)
Дождевые черви питаются отмершими частями растений: заглатывают их вместе с почвой, извлекают из них необходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из кишечника обогащенную слизистыми выделениями непереваренную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в нее теплого воздуха и влаги.
Примета: птицы запели в дождь – скоро будет ясно.
Поговорки и пословицы: «Гром в сентябре – к теплой осени»; «На Самсона (9 сентября) дождь – через 7 недель тоже будет дождь».
Стихотворение:
Миновало лето. Осень наступила.
На полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче.
Солнышка не видно, темны, темны ночи.
А. Плещеев
Загадка:
Он носит поясок, хотя без рук, без ног.
В земле живет. Когда ползет,
Рыхлит ее и удобряет, так плодородье повышает.
(Дождевой червь.)
Дидактическая игра «Охотник».
Цель: упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за…». Здесь ребенок делает шаг вперед и говорит: «Зайцем». Делает второй шаг: «Медведем». Делает третий шаг: «Волком». При каждом шаге ребенок называет одно животное. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошел до «леса» («озера», «пруда») первым или прошел дальше.
Подвижная игра «Рыбак и рыбки».
Цель: развивать ловкость детей.
Ход игры. Очерчивается «пруд» – площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками: «рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку – «сеть» и пытаются окружить и поймать «рыбок». Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры. Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется. Дети меняются ролями.
Наблюдение за насекомыми
Педагог обращает внимание детей на траву: она как будто серебрится сетью паутины, а если взглянуть наверх, на фоне ярко-голубого неба можно увидеть тончайшие нити. Присмотритесь, откуда берется паутина? (Это расселяются молодые паучки. Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. Струя теплого воздуха подхватывает довольно тонкую нить и уносит паучка. Приземлившись, он прячется под листья или засохшую траву и спит там до весны.) Педагог напоминает детям, что не надо без причины трогать насекомых.
Опыт «Наблюдение за пауком».
Ход опыта. Рассматривание паучка через лупу: как он выпускает нить; подбегает к месту ее прикрепления; откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь.
Приметы: паутина стелется по растениям – к теплу; много пауков и их сетей – к ясной погоде.
Поговорка: «Осенняя муха сильнее кусает».
Стихотворение:
ПАУЧОК
У тропинки под рябиной Сеть раскинул паучок, Нить прозрачной паутины Намотал на кулачок: | Если муха прилетит, Паутина задрожит, И охотник из засады За добычей побежит. |
Загадка:
Ниток много-много, а в клубок не смотаешь,
Одежды себе не шьет, а ткань всегда ткет. (Паук и паутина.)
Дидактическая игра «Летает – не летает».
Русская народная игра «Пчелки и ласточки».
Цель: развивать у детей ловкость и быстроту движений.
Ход игры. Играющие – «пчелы» – летают по поляне и напевают: «Пчелки летают, медок собирают! Зум, зум, зум!»
«Ласточка» сидит в своем «гнезде» и слушает их песенку. По окончании песни «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из «гнезда» и ловит «пчел». Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется.
ПРОГУЛКА 19
Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызывать желание фантазировать.
Наблюдение за кучевыми облаками
– Когда на небе видны кучевые облака? Рассматривание облаков. Педагог сообщает, что в зависимости от формы и вида облаков они называются по-разному. Кучевые облака образуются весной, летом и осенью; они красивые, белоснежные, куполообразные, с ровными основаниями; появляются обычно утром или к полудню, а к вечеру начинают исчезать – таять. Они громоздятся, принимают вид башен и превращаются в грозовые тучи.
Примета: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде.
Поговорка: «Туча летуча, а дождь – бегун».
Стихотворение «Облака» С. Михалкова.
Загадка:
Над лесами, городами, над просторами полей
Проплывают караваны небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли эти чудо-корабли. (Облака.)
Дидактическая игра «Так бывает или нет?».
Подвижная игра «Караси и щука».
Цель: развивать ловкость, умение детей ориентироваться в пространстве.
Ход игры. Один ребенок выбирается «щукой» и находится за кругом. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них – «камешки» – образует круг, другая – «караси», которые плавают внутри круга.
По сигналу воспитателя: «Щука!» – ведущий быстро вбегает в круг, стараясь поймать «карасей». «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть («караси» прячутся от «щуки» за камешками). «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные дети уходят за круг. Затем выбирают новую «щуку». Дети, стоящие по кругу и внутри него, меняются местами, и игра повторяется.
Наблюдение за перистыми облаками
– Когда на небе видны перистые облака? Перистые – самые высокие облака, образующиеся очень высоко, состоят из кристалликов льда; имеют вид белых перьев, нитей, волокон: они полупрозрачны и не закрывают Солнца, Луны и звезд, затягивают небо слоем молочного цвета, сквозь который просвечивают диски небесных светил.
Примета: на перистых облаках появилось множество белых облачков – к дождю.
Стихотворение:
ОБЛАКО
Облако за облаком По небу гналось – За облаком-лодкой Облако-лось. А ветер гонит, гонит, | Торопит облака, То с налету тронет, То шевельнет слегка… Я. Аким |
Дидактическая игра «И я».
Цель: развивать сообразительность, выдержку, чувство юмора.
Ход игры. Воспитатель говорит, что будет рассказывать историю. Во время паузы дети должны сказать: «И я», – если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу, то говорить их не надо. Например:
Иду я однажды к реке… (И я.)
Рву цветы и ягоды… (И я.)
По дороге попадается мне наседка с цыплятами… .
Они клюют зернышки…
Гуляют по зеленой травке… (И я.)
Вдруг налетел коршун.
Цыплята и наседка испугались… (И я.)
И убежали… (И я.)
Башкирская народная игра «Стрелок».
Цель: развивать ловкость, глазомер, быстроту реакции.
Ход игры. На площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 10–15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – «стрелок». Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. «Стрелок» старается попасть в них мячом. Тот, в кого он попал, становится «стрелком».
Выбор водящего: звучит внезапная команда: «Сесть!» Тот, кто присел последним, и будет «стрелком».
ПРОГУЛКА 20
Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; углублять и конкретизировать знания детей о космических объектах.
Наблюдение за небом
Педагог обращает внимание детей на то, как меняется цвет неба осенью: оно как будто увеличилось, вверху оно темно-голубое, а к краям светлее; его стало как бы больше из-за того, что многие деревья теряют свою листву.
Примета: облака идут низко – возможен дождь.
Поговорки и пословицы: «Дождь вымочит, а красно солнышко высушит»; «Осень – погоды перемен восемь».
Стихотворение:
ОСЕНЬ
Осень – роща золотая! Золотая, синяя.
А над рощей пролетает стая журавлиная.
Высоко под облаками гуси откликаются,
С дальним озером, с полями до весны прощаются.
А. Пришелец
Загадка:
На тарелке колобок – золотой горячий бок.
А тарелка голубая – не видать конца и края. (Солнце и небо.)
Дидактическая игра «Охотник».
Подвижная игра «Горелки».
Цель: развивать у детей быстроту реакции, ловкость.
Ход игры. Играющие становятся парами. Впереди колонны на расстоянии 2–3 шагов проводится линия. Один из играющих – ловящий – становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!»
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один справа, другой – слева), стремясь встретиться, и берутся за руки. Ловящий старается поймать одного игрока, если поймал, то образует с ним пару и становится впереди колонны.
Наблюдение за вечерним небом
Рассказ воспитателя о космических объектах. (Небесные светила бывают: дневным – это Солнце, ночными – это Луна и звезды. Луна – самый близкий космический объект, спутник Земли. Звезды собраны в воображаемый рисунок на небе – этот рисунок называется созвездиями. Созвездия не меняют своего очертания на протяжении всей истории человечества.) Рассмотреть иллюстрацию «Большая и Малая Медведица». Рассказ о фазах Луны.
Примета: месяц в тусклой дымке – к ненастью.
Поговорки и пословицы: «Пока лист с вишен не опал, сколько бы ни выпало снега, оттепель его сгонит»; «Если журавли летят высоко и курлычут, будет стоять хорошая осень».
Стихотворение:
Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. | Стаи птиц улетают Прочь за синее море, Все деревья блистают В разноцветном уборе. К. Бальмонт |
Загадки:
Летит, шумит, а не птица. Воет, а не зверь. (Ветер.)
Не колючий, светло-синий, по кустам развешан ... (иней).
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры. «Живая (неживая) природа», – говорит воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».
Цель: развивать координацию движений, быстроту, ловкость.
Ход игры. Играющие становятся в круг, держась за руки. С помощью считалочки выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Они друг за другом то вбегают в круг, то выбегают из него. Если же «нитка» или «узелок» «оторвались» (отстали, неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка игроков, которая двигается быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголка», «нитка», «узелок» держатся за руки, их надо, не задерживая, пропускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей старшей группы (сентябрь – ноябрь).
Предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Разработка перспективного планирования - Старшая группа, сентябрь (1-2 неделя)
Перспективное планирование музыкальных занятий в старшей группе ДОУ на сентябрь (1-2 неделя). Из опыта работы в детском саду....
Прогулки в старшей группе - сентябрь
Прогулки разработаны на каждый день в соответствии с методикой....
Конспект целевой прогулки. Младшая группа. Сентябрь. Наблюдение за осенним лесом
Конспект целевой прогулки.Младшая группа. Сентябрь.Наблюдение за осенним лесом...
Конспект целевой прогулки. Подготовительная группа. Сентябрь. Растения детского сада.
Конспект целевой прогулки.Подготовительная группа.Сентябрь. Растения детского сада....
прогулка старшая группа сентябрь
Наблюдение за сезонными изменениямиЦель:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формироват...
Прогулки в старшей группе Сентябрь.
Прогулки в старшей группе . Сентябрь месяц...