Прогулки в старшей группе - сентябрь
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Прогулки разработаны на каждый день в соответствии с методикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki_v_starshey_gruppe_senyabr.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь.
Прогулка № 1.
Тема: «Осенние явления» (солнце).
Цель: Формировать представление о том, что солнце является источником света и тепла. Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня», высота стояния солнца, движение его по небосводу. Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать. Воспитывать бережное отношение к природе.
1. Чтение стихотворения В. Нестеренко:
Солнце землю осмотрело,
Каждый луч оставил след.
В мире нет важнее дела,
Чем дарить тепло и свет.
2. Наблюдение за солнцем.
Что даёт солнце? Солнце – источник света, тепла и жизни на земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту.От холода и темноты погибли бы все растения и животные. Солнце – раскалённое шарообразное тело, его можно сравнить с горячей печкой, раскалённым железом. Раскалённое вещество излучает свет, т. е. светит. Вот и солнце тоже светит, его свет доходит до земли, поэтому днём нам так тепло и светло. Свет от солнца до земли доходит за 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскалённых тел исходит тепло. Вот и солнце отдаёт тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло. Но с наступлением холодов солнце, уже не греет так, как грело летом. Понаблюдав в течении двух недель, можно определить существенные изменения: солнце уже не поднимается так высоко, как поднималось летом. (Это выясняется ежедневно утром, днём и вечером по тени от столба и по освещённости определённого предмета – ориентира, например отдельно растущей елки.)
Вывод: Дни заметно уменьшаются, путь укорачивается, вечером рано темнеет.
3. Исследовательская деятельность.
Положить два камешка. Один - на солнышко, другой – в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее.
Вывод: На солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
4. Труд в природе.
Помощь детям младшей группы в уборке территории.
5. Подвижные игры:
а) «Мяч водящему» - развитие ловкости, меткости, координации движений, согласованности слов и движений.
б) «Пожарные на ученье» - закрепление умения лазать по стенке; развитие внимания.
Сентябрь.
Прогулка № 2.
Тема: «Наблюдаем за небом и облаками».
Цель: Продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча». Понаблюдать за луной и звёздами. Приучать любоваться небесными светилами.
1. Чтение стихотворения А. Плещеева:
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
2. Наблюдение за небом, облаками.
В небе плывут облака, летают самолёты, находятся таинственные планеты, туда запускают космические корабли.
Что же такое небо? Небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.
Какое сегодня небо? (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое).Безоблачное, бездонное и высокое голубое небо. Таким оно бывает только осенью. Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжёлыми облаками. Найти самые тёмные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Посмотреть на тучи, низко повисшие над землёй, и охарактеризовать состояние погоды: «пасмурная», «хмурая», «холодная».
3. Дидактическая игра: «Какое небо?».
Дети рассматривают небо, описывают его.
Цель: Научить подбирать относительные прилагательные.
4. Наблюдение за луной и звёздами.
На вечерних прогулках можно увидеть луну и звёзды. Луна находится на небе всегда, но днём её не видно, иногда и вечером не видно, если она закрыта облаками. Обратить внимание детей на сияние луны и звёзд, приучать любоваться небесными светилами.
5. Труд в природе.
Сбор природного материала для поделок.
6. Подвижные игры:
а) «День-ночь» - развитие быстроты, ловкости, навыков пространственной ориентации.
б) «На одной ножке» - учить прыгать на одной ноге с продвижением вперёд.
Сентябрь.
Прогулка № 3.
Тема: «Осенние явления» (ветер).
Цель: Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.
1. Чтение стихотворения Н. Некрасова:
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет голый лес.
2. Наблюдение за ветром.
В сентябре дуют ветры, становится холодно.
Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый – слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный – качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метёт по земле упавшие листья.)
Для определения силы ветра поиграть с вертушкой, султанчиками.
3. Труд в природе.
Собрать разлетевшиеся от ветра листья.
4. Подвижные игры:
а) «Самолёты» - продолжать учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
б) «Ловишки на одной ноге» - учить прыгать и ловить на одной ноге.
Сентябрь.
Прогулка № 4.
Тема: «Осенние явления (осадки, почва, окраска листьев, листопад). Причины этих явлений.
Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе; формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.
1. Наблюдение за осадками,почвой и другими явлениями.
В сентябре ещё бывают грозы, сверкает молния, гремит гром, но это уже последние, осенние грозы.
Осенью часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. В конце сентября появляется первый заморозок на почве. Утром крыши домов, трава, дорожки припорошены инеем – всё белое. В обед он быстро исчезнет под лучами солнца, останутся только блестящие капли.
2. Наблюдение за окраской листьев, листопадом.
Характерные признаки осени – расцвечивание листьев у деревьев и листопад – часто появляются уже в конце лета и тем раньше, чем суше и жарче оно было.
Перемена окраски листьев начинается при понижении температуры. Это результат разрушения хлорофилла, обуславливающего их зелёный цвет, и проявления пигментов, придающих листьям красный и фиолетовый цвет. В солнечные тёплые дни после первых заморозков листья окрашиваются в багряные, оранжевые, жёлтые и золотистые цвета и приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называют это время. Изменение окраски листьев показывает, что в них уже не вырабатываются новые органические вещества, а старые переходят в ствол деревьев. После первых заморозков и заметного похолодания при порывах ветра листья легко отделяются от ветки. Начинается массовый листопад.
Листопад имеет важное биологическое значение: он уменьшает испаряющую поверхность растения на период, в который прекращается поступление влаги из почвы. Своевременное опадание листьев с деревьев спасает их ветки от лишнего испарения воды и механического повреждения при обильном снегопаде.Наконец, листопад способствует удалению из растений накопившихся в листьях вредных продуктов распада.
Опавшие листья служат хорошим удобрением, из них образуется перегной.
3. Труд в природе. Сбор листьев для гербария.
4. Чтение стихотворения Е. Трутневой:
Утром мы во двор идём - Под ногами шелестят
Листья сыплются дождём, И летят… Летят… Летят…
5. Подвижные игры:
а) «Листопад» - закрепление знаний детей о цвете, величине осенних листьев.
б) «Поймай листок» - развитие умения подпрыгивать на месте как можно выше.
Сентябрь.
Прогулка № 5.
Тема: «Подготовка к зимовке насекомых».
Цель: Закрепить знания детей о подготовке к зимовке насекомых. Формировать интерес к окружающему миру.
1. Художественное слово:
На кусты туман набросил
Золотистые шелка,
На опушке, возле сосен,
Слышу прялку паука.
Он без устали и рьяно
Нить прядёт, сплетая сеть,
Чтоб над стеблями бурьяна
Вместе с ветром пролететь.
2. Наблюдение за насекомыми.
В тёплые, погожие дни ранней осени на лугах и лесных опушках трава как будто серебрится сетью паутины, а если взглянуть наверх, на фоне ярко-голубого неба можно увидеть тончайшие нити. Это расселяются молодые паучки, которые появились в конце лета. Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. Ток тёплого воздуха подхватывает довольно длинную нить и уносит паучка. Приземлившись, он спрячется под листья, засохшую траву, забивается в щелки коры, расщелины старых пней и спят там до весны. Осенью они тоже готовятся к долгой холодной и голодной зиме.
После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Насекомые заснули до весны – не надо их трогать.
Осенью всё население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые семьи, которые, перезимовав, весной создадут новое гнездо. Гнёзда шмелей находятся в земле. Муравьёв тоже не видно. Они собираются в глубине муравейника, где им будет тепло, и закрывают в него вход.
Понаблюдать за сухими свернутыми листьями, которые висят на концах веток. Они спутаны паутиной, а внутри – белые коконы. В них зимуют маленькие гусеницы бабочки- боярышницы. Садовники уничтожают их. Это вредители, и если их не снять, то весной они будут объедать молодые побеги, а потом и листья. Личинки жуков, гусеницы многих бабочек забираются в мох под опавшую листву, в щели и трещины коры, под камни и брёвна. Здесь скрываются и взрослые насекомые. Впадая во временное оцепенение, они становятся неподвижными.
Так насекомые приспосабливаются к суровым условиям зимы.
Почему прячутся насекомые? (стало холодно, почва охладела, травы увяли, питаться насекомым нечем – и они прячутся, засыпают на зиму, чтобы не замёрзнуть).
3. Исследовательская деятельность.
Рассмотреть паучка через лупу. Он выпускает нить, подбегает к месту её прикрепления, откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь- дорогу. А ещё рассмотреть из скольких частей состоит тело паука? ( из двух- головогрудь и брюшко). На голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.
4. Труд в природе.
Пересадка цветущих растений с участка в группу(бархатцы).
5. Подвижные игры:
а) «Один-двое»
б) «Пройди бесшумно»
Цель: Учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений; использовать ходьбу как средство воспитания выносливости.
Сентябрь.
Прогулка № 6.
Тема: « Прогулки на водоём».
Цель: Познакомить детей с размещением земноводных и пресмыкающихся с наступлением заморозков. Воспитывать познавательный интерес к жизни водоёма.
1. Наблюдение за водоёмом.
Вода стала прозрачной, как разноцветные лодочки, красиво плавают упавшие красные и жёлтые листья. Водные растения опускаются на дно, а семена некоторых из них, например кувшинки и водокраса, прилипают к лапкам и перьям уток. При перелёте они переносят их в другие водоёмы.
Зелёные лягушки опускаются на дно водоёмов и зарываются в ил, травяные – прячутся в ямах, под листьями и мхом. Жабы забираются в норки, которые выкапывают под камнями и корнями деревьев.
В ил спрятались и улитки.
Рыбы собираются в стаи, мальки и взрослые – отдельно.
Ящерицы также прячутся в свои зимние убежища под мох и корни деревьев.
Жук – водолюб переселяется для зимовки на сушу. Он медленно ползёт по сухой прибрежной траве, выбирая себе жильё. Наконец находит, зарывается под сухие листья и засыпает до весны.
2. Исследовательская деятельность.
Рассмотреть песок на берегу реки в увеличительное стекло.Из чего состоит песок? (Песок состоит из отдельных мелких и крупных песчинок, ничем не связанных между собой.
Зачем песок насыпают в аквариум?
Почему песок нужен птицам зимой?
3. Труд в природе.
Заготовка чистого речного крупно-зернистого песка для подкормки птиц и черенкования комнатных растений весной.
4. Подвижные игры:
а) «Мяч водящему» - развитие ловкости, меткости, координации движений, согласованности слов и движений.
б) «Ловишки на одной ноге» - учить прыгать иловить на одной ноге.
Сентябрь.
Прогулка № 7.
Тема: «Перелётные птицы».
Цель: Расширять представления детей о перелётных птицах. Воспитывать познавательный интерес к птицам.
1. Чтение стихотворения М. Познанской:
Журавли летят, курлычут,
Шлют последнее «прощай»,
За собою лето кличут,
Забирают в тёплый край.
Жалко мне цветных полянок
И журавликов моих!
Только я тужить не стану,
А весною встречу их.
2. Наблюдение за птицами.
Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится всё меньше, начинает холодать – птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птинцов, готовят их к отлёту).
Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью.( Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в тёплые края).
Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится всё меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян).
Подумайте, с чем связаны сроки отлёта насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, т. к. исчезают насекомые, и птицам нечем уже питаться, затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно).
Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, т. к. холодает, и исчезают насекомые).
Как птицы готовятся к отлёту?(Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним отлётом).
Назовите первый признак приближения осеннего перелёта птиц? ( Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи).
Какие птицы позже всех улетают на юг? (Водоплавающие – утки, гуси, т. к. пока водоёмы не замёрзли,им есть чем питаться).
Как выстраиваются птицы при перелёте на юг? (Во время перелёта птицы придерживаются определённого порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином – углом, цапли и гуси – шеренгой. Утки выстраиваются в линию(друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие – насекомоядные птицы – летят скученной стаей).
3. Исследовательская деятельность.
Рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка- схема.
4. Труд в природе.
Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
5. Подвижные игры:
а) «Гуси- лебеди» - совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, лёгкости и точности выполнения задания.
б) «Найди свой дом» - совершенствовать ориентировку в пространстве.
Сентябрь.
Прогулка № 8.
Тема: «Домашние животные осенью».
Цель: Закрепить знания детей о том, что кошка, собака, лошадь – домашние животные. Воспитывать интерес к жизни животных.
1. Художественное слово:
Рыжий кот осенними
Листьями шуршит,
Возле стога с сеном
Мышек сторожит.
Тихо притаился
Он в траве густой
И с кустами слился
Шубкой золотой.
2. Наблюдение за домашними животными.
Каких домашних животных вы знаете?
С приходом осени, что стало с шерстью всех животных?(Она стала гуще. Летняя линяет, и животные покрываются более густой, она теплее).
Как выглядит кошка? (У неё красивая, мягкая шерстка и пушистый хвост.На голове два постоянно настороженных уха: ведь кошка слышит малейший шорох. Большие глаза прекрасно видят в темноте. На пальцах коротких лап мягкие подушечки, в которых спрятаны острые когти. Кошка ходит неслышно, осторожно подкрадывается. Кошка быстро и красиво бегает, ловко взбирается она на дерево или на крышу, выпуская когти. Она любит ласку и привязывается к дому и к людям.)
Какую пользу людям приносят кошки? (Ловят мышей).
Что можете рассказать о собаке? ( Собака очень привязана к своему хозяину, повинуется его приказам, понимает, когда её зовут. Собаки сторожат дом, на севере их запрягают в сани и ездят на далёкие расстояния, они помогают пограничникам охранять границы нашей Родины. Во время войны собаки помогали санитарам. Есть собаки ищейки. Для обучения собак существуют специальные школы. У собак хорошо развиты обаняние и слух. На охоте они помогают находить дичь. Если хозяин собаки в опасности, она спасает его. Недаром говорят, что собака – друг человека.)
Найти общие признаки и отличия между собакой и кошкой.
Что знаете о лошади? (Лошади редкостно умные животные, у них прекрасная память, она легко запоминает дорогу, хорошо ориентируются на любой местности. Возит тяжёлые грузы. Лошади очень ловкие: они могут спускаться с крутых гор, проходить по узким опасным тропинкам. Лошадь очень привязана к человеку. Она никогда не оставит своего хозяина в беде. Легко поддаются дрессировке. )
Как выглядит лошадь? Чем питается? Для чего человек приручил лошадь? (Пахал землю, перевозил грузы).
На какое крупное дикое животное похожа лошадь? (Лося).
3. Дидактическая игра: «Назови собачку (кошку)»
Подобрать кличку для животного.
Цель: Активизировать в речи клички животных.
4. Труд в природе.
Сбор урожая на огороде.
5. Подвижные игры:
а) «Кошка и мышки» - учить бегать ловко, как мышки, имитируя звуки.
б) «Лохматый пёс» - развитие сноровки, умения ориентироваться в пространстве.
Сентябрь.
Прогулка № 9.
Тема: «Дикие животные».
Цель: Закрепить знания детей о диких животных ранней осенью. Воспитывать интерес к жизни диких животных.
1. Наблюдение за дикими животными.
Можно увидеть наколотый на сучок гриб. Это белка готовится к зиме. Ещё она запасает орехи, желуди, шишки и прячет их в какое-нибудь старое дупло – всё это пригодится холодной зимой. Белка делает себе на зиму гнездо из прутиков, сплетает и крышу, чтобы не замочил дождь. Внутри выстилает его сухими листьями, а стены затыкает мхом, чтобы не проникал ветер. Если белка находит старое гнездо вороны или сороки, то приспосабливает его под свою квартиру.
В лесу можно встретить и ежа. Иногда он похож на движущийся шар из осенних листьев. Не ловите его: пусть он спокойно устраивает своё жилище. Летом ёж приносит очень много пользы.
Бурый медведь очень сильный и крупный зверь. У него жесткая, длинная шерсть, на голове небольшие уши. Ноги толстые, на широких лапах длинные и острые когти. Несмотря на свою неповоротливость, он быстро бегает, стоит на задних лапах, ловко лазает по деревьям; ходит переваливаясь. Ещё в августе медведь начинает очень много есть: забирается в поле, где растёт овёс, в малинник; в сентябре поедает ягоды, орехи, желуди. Очень любит мёд, но, когда забирается на пасеку, приносит много вреда, ломая ульи, поедая вместе с мёдом и пчел.
Лиса и волк – хищники. Зимой они не спят и запасов осенью не делают. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и делается пушистой.
Лось – крупное животное, серо-бурого цвета, на голове рога. Лось быстро бегает: у него очень сильные ноги. Питается травой, ветками деревьев. Похож лось на лошадь, которую можно увидеть в лесу, в парке и даже на окраинах городских улиц.
2. Труд в природе.
Перекопка земли.
3. Подвижные игры:
а) «Отгадай животное» ( маска не соответствует движениям) – развитие мышления,сообразительности, координации движений, словарного запаса.
б) «Лиса и куры» - развитие координации движений, быстроты реакции, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
Сентябрь.
Прогулка № 10.
Тема: «Труд взрослых» (сбор овощей, фруктов).
Цель: Учить проводить сравнительный анализ овощей; закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста; побуждать принимать активное участие в сборе урожая.
1. Художественное слово:
Тётушка Фёкла –
Красная свёкла.
Ты салаты, винегреты
Украшаешь алым цветом.
Нету ничего вкусней
И наваристей борщей.
2. Наблюдение за трудом взрослых на огороде.
Ранние овощи: огурцы, помидоры, кабачки – убраны ещё до заморозков. А в сентябре убирают картофель, морковку, репу, редьку, свеклу и позднюю капусту.
Рассмотрим свеклу и морковь.
Что произошло с растениями по сравнению с весной? (На земле подросла ботва, а в земле – клубни).
Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход человека).
Назовите характерные признаки моркови? ( Морковь – овощ продолговатой формы, оранжевого цвета, имеет зеленую ботву).
Назовите характерные признаки свеклы? (Свекла – овощ округлой формы, красного цвета, имеет зеленую ботву).
Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты, борщ).
Чем полезны свекла и морковь? ( В них много витаминов).
3. Труд в природе.
Сбор свеклы и моркови. Одни выкапывают овощи лопатами, другие носят их в корзинах, третьи аккуратно обрезают ботву и складывают в ящики, пересыпая сухим песком, чтобы лучше сохранить. Затем ящики уносят в подвал.
4. Исследовательская деятельность.
Определить семена моркови и свеклы ( цвет, размер). Выкопать свеклу и морковку для посадки на семена в группе.
5. Наблюдения за трудом взрослых в саду.
Рассмотреть разные сорта яблок, их форму, вкус. Сравнить их. Каждый сорт яблок собирают отдельно. Зелёную антоновку будут снимать позже – это поздний сорт яблок.
6. Подвижные игры:
а) «Назови овощи» - закреплять названия овощей и ловить мяч.
б) «Катание на велосипеде» - учить держать равновесие.
Сентябрь.
Прогулка №11.
Тема: «Подготовка огорода и сада к зиме» .
Цель: Активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям.
1. Подготовка сада к зиме.
В садах сажают молодые деревья, черенки смородины и крыжовника. Укрывают землянику перегноем или торфом. Вырезают старые ветки малины, оставляя лишь молодые, с колючками. Их потом пригнут к земле и свяжут вместе, чтобы зимой они не замёрзли. Обмазывают стволы плодовых деревьев известью; обвязывают их ельником или рогожей, одевают ловчие пояса для защиты от вредителей. В ловчие пояса заберутся зимовать насекомые – вредители. Потом их легко оттуда выбрать и уничтожить. Уничтожают гнёзда зимующих на деревьях гусениц боярышницы и златогузки; обрезают концы веток с яйцекладками кольчатого шелкопряда. Очищают сад от опавших листьев.
Садоводы убирают подпорки, удобряют и вскапывают землю под фруктовыми деревьями, чтобы не росли сорняки, чтобы в земле накопилось больше влаги за время зимы.
2. Подготовка огорода к зиме.
После сбора урожая перекапывают гряды, готовят почву для зимних посевов.
Двигаясь трактор оставляет комья земли, которые остаются после плугов. Благодаря вспашке в земле удаётся накопить больше влаги за зиму. Кроме того, погибают все сорные травы, которые проросли осенью. Сорняки лежат корешками вверх, они высохнут и погибнут.
3. Пахота земли на полях.
Осенью плугами пахали и боронили землю, подготавливали её под зябь, и сеяли. А поздней осенью дети увидят огромный изумрудный ковёр: это взошли озимые хлеба.
4. Труд в природе.
Перекопка земли.
5. Подвижные игры:
а) «Ловкая пара» - согласованность движений с товарищем, развитие координации движений, ловкости, чувство товарищества.
б) «Горелки» - закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.
Сентябрь.
Прогулка № 12.
Тема: «Наблюдение за цветником».
Цель: Продолжать формировать обобщённые представления о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).
1. Чтение стихотворения А. Плещеева:
Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо красит,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
2. Наблюдение за цветником.
Какое сейчас время года?
Что происходит с растениями осенью? ( Многие растения увядают, высыхают).
Как подготавливаются растения к зиме? (У однолетних растений осенью отмирают стебли и корни, сохраняются лишь семена с зародышами. Зародыши окружены питательными веществами, от сильного охлаждения и длительной засухи они защищены плотной кожурой семени. У многолетних травянистых растений осенью отмирают все надземные части. Жизнь сохраняется в подземных, видоизменённых побегах – в корневищах, клубнях и луковицах, которые служат складом питательных веществ).
Как называются цветы, растущие на клумбе?
Как устроен цветок?
Можно ли их срывать с клумбы?
Обратить внимание, на торчащие былинки, которые остались от однолетних цветов. Отметить, как нарушают красоту увядшие цветы. Собрать семена цветов.
Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди).
3. Исследовательская деятельность.
Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).
4. Труд в природе.
Сбор семян растений в разные пакеты.
5. Подвижные игры:
а) «Ловкая пара» - согласованность движений с товарищем, развитие координации движений, ловкости.
б) « Катание на самокате» - развитие ловкости, равновесия.
Сентябрь.
Прогулка № 13.
Тема: «Наблюдение за рябиной».
Цель: Познакомить детей с рябиной. Учить находить сходство и различие красной и черной рябины.
1. Чтение стихотворения О. Высотской:
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
2. Наблюдение за рябиной.
Рябинка – так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу не уловишь – ярче горят алые кисти рябины или листья. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдёт в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится её плодами. Лесные великаны- лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедят плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полёвки, ёжики, зайцы, бурундуки и белочки. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Они облепляют рябину и склёвывают её сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мёд – душистый и полезный. У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из неё посуду, музыкальные инструменты, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками – в черный цвет, а листья дают коричневую окраску.
3. Исследовательская деятельность.
Посчитать, сколько стволов в кусте, сколько гроздей. Сравнить красную рябину с черной. Найти сходство и отличие. (Высокие и низкие кусты, вкус и т. д. )
4. Труд в природе.
Сбор листьев тополя, рябины ивы для осенних поделок.
5. Подвижные игры:
а) «Кто быстрее?» - развитие быстроты.
б) «Поймай мяч» - учить ловить и передовать мяч.
Сентябрь.
Прогулка № 14.
Тема: «Наблюдение за грибами на экологической тропе».
Цель: Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.
1. Художественное слово:
Важный толстый боровик Сразу кланяемся низко –
Вырос у дорожки Белый гриб встал на пути!
К уважению привык Срежь ты бережно его,
Гриб на крепкой ножке. Не порань грибницу
Как увидим, что он близко – В этом месте, через год
Трудно мимо нам пройти. Новый гриб родится.
2. Наблюдение за грибами.
Грибы – удивительные растения, даровый продукт природы. Мы их не сеем и не садим, на том же месте, где срезаем грибы сегодня, вновь получаем их завтра.
Когда появляются первые белые грибы – это чудесная летняя пора. Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Тёплые летние дожди создают благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут везде, где есть берёза, ель, и сосна. Растут на полянах, опушках леса, заброшенных лесных дорогах, на склонах старых канав и оврагов.
Мир грибов велик и разнообразен. Все грибы можно разделить на съедобные и несъедобные.
Какие грибы съедобные, а какие нет? (Боровик, подберёзовик, моховик, рыжик, груздь, волнушка, сыроежки, лисичка, сморчок, опята, маслёнок – съедобные, а несъедобные – бледная поганка и мухомор.)
Чем отличаются съедобные грибы от несъедобных? (Съедобные грибы можно употреблять в пищу, а несъедобные нельзя, можно отравиться.)
Назовите лечебный гриб лосей? (Мухомор).
Чтобы источник пищевых грибов не нарушался, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые не употребляются в пищу. Охранять их от истребления – долг каждого человека. Надо каждому знать правила поведения в природе: «Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе».
Что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, икру, солянку. Их можно мариновать, солить, сушить).
3. Труд в природе.
Уборка сухой травы, листьев.
4. Подвижные игры:
а) «Катание на самокате» - учить держать равновесие, развитие быстроты.
б) «Катание на велосипеде» - развитие выносливости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект прогулки «Организация двигательной деятельности на прогулке в старшей группе"
Организация двигательной деятельности на прогулке....
конспект проведения прогулки в старшей группе" Прогулка в зимний лес "
Конспект расчитан на детей старшего дошкольного возраста...
КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. СЕНТЯБРЬ
КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.СЕНТЯБРЬ1. Состояние почвы в зависимости от температуры.Цель: выявить зависимости почвы от пог...
Прогулки. Старшая группа. Сентябрь.
Наблюдения, подвижные игры, дидактические игры, стихотворения, пословицы, приметы и др....
прогулка старшая группа сентябрь
Наблюдение за сезонными изменениямиЦель:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формироват...
Прогулки в старшей группе Сентябрь.
Прогулки в старшей группе . Сентябрь месяц...
Прогулка для младшей группы сентябрь
Прогулка для младшей группы...