«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста»
методическая разработка
В разработке описаны этапы методики освоения музыкально-дидактических игр, приведены виды игр, а также цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-didakticheskie_igry.docx | 225.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста»
Музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей.
Музыкально - дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающая задача, игровые действия, правила.
Цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в детском саду:
-Музыкально-дидактические игры развивают музыкальные способности детей (слух, намять, ритм, эмоциональную отзывчивость).
-Развивают творческие способности дошкольников.
-Развивают сенсорные способности, то есть способности ощущать, различать свойства музыкальных звуков (высоту, длительность, громкость, тембр).
-Помогают в игровой, доступной форме усвоить основные выразительные средства музыки, различать музыкальные произведения по характеру, жанру, форме.
Музыкально-дидактические игры имеют свой игровой сюжет, игровые действия, правила, которые необходимо соблюдать. Игры должны быть просты, доступны, занимательны, красочно и эстетически оформлены. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественны, точно соответствующими содержанию игры. Важно вызвать у детей желание играть.
Методика освоения музыкально-дидактических игр.
Освоение проходит в 4 этапа.
На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, составляющим основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. На втором этапе дети знакомятся с внешним видом игры, её содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.
На третьем этапе осуществляется перенос полученных умений и навыков в самостоятельную деятельность детей. Происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя, роль которого на данном этапе активная.
На четвертом этапе дети самостоятельно используют игры. Но это не означает, что дети, играя, должны быть предоставлены сами себе. Воспитатель наблюдает за ходом игры, регулирует коллективные взаимоотношения детей.
Играть в музыкально-дидактические игры можно после дневного отдыха, в летний период - на участке детского сада в часы, отведённые для игр.
Виды музыкально - дидактических игр:
1. Игры, развивающие звуковысотный слух детей;
2. Игры, развивающие чувство ритма;
3. Игры, развивающие тембровый слух;
4. Игры, развивающие динамический слух;
5. Игры, развивающие ладотональный слух;
6. Игры, развивающие представления о содержании, жанрах, выразительных средствах музыки.
Большое значение имеет возраст детей, для которых предназначена та или иная игра. Например, младшая группа. Вначале составляется предварительный план по разучиванию музыкально-дидактических игр, применяя проверенные на практике примеры, способствующие музыкальному воспитанию детей.
Различие звукоподражание животных и птиц -один из наиболее доступных способов ознакомления младших дошкольников с тембрами. Такой прием помогает детям охарактеризовать тембры голосов животных. Обязательно нужно следить, чтобы звукоподражание было правильным: пение кошки, звонко поет петушок и т. д., постепенно усложняя задачу, проверяя индивидуально усвоение задач по высоте, ритму, тембру.
В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и провожу их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а также в области восприятия музыки.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества. Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей использую в музыкально-дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать», «Три медвежонка», «Мы скакали». Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать», «Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.
В гости песенка пришла
Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских способностей
Цель: Развивать музыкальную память, умение петь хором, ансамблем и индивидуально. Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки. Ход игры: Педагог приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть. Педагог: В гости песенка пришла
И подарок принесла.
Ну-ка, Таня, подойди,
Что в мешочке, посмотри!
Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Педагог предлагает вспомнить песенку, в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик, машина, птичка и др. Педагог предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.
Солнышко и тучка
Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкальных представлений
Цель: Развивать ладовое восприятие детей, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей.
Игровой материал: плоскостные силуэты цветов,
солнышка и тучки.
Ход игры: Педагог: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с вами – бабочки. Светит солнышко, играет веселая музыка, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка и перестанет играть музыка– мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо-тихо! А когда выглянет солнышко и снова заиграет веселая музыка – снова будем летать и веселиться. Звучит музыка, дети выполняют задание педагога.
Угадай, на чём играю
Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков
Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.
Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, небольшая ширма.
Ход игры: Педагог показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Педагог за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа педагог показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому- либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.
Гуляй – отдыхай
Музыкально-дидактическая игра на развитие музыкальных представлений
Цель: Учиться слышать и определять настроение и характер музыки, отражать его в движении.
Игровой материал: Фонограмма, баян
Ход игры: Педагог предлагает детям внимательно послушать музыку. Под колыбельную «спать» (присесть, сложить ручки под щёчку), под марш – маршировать, под плясовую – плясать, под лёгкую, быструю музыку – бегать. Педагог включает музыкальные отрывки или исполняет произведения на баяне. Дети выполняют действия в соответствии с характером музыки.
«День и ночь».
Музыкально-дидактическая игра на развитие контраста в музыке
Задача: различать контрастную музыку и передавать это в движении.
Ход игры: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).
Музыкальный материал: весёлая полька и колыбельная по выбору педагога.
Тихо – громко - очень громко
Музыкально-дидактическая игра на развитие слухового внимания и силы звука
Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания и отмечать это в движении.
Игровой материал: Бубен
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель стучит в бубен тихо, затем громко, затем – очень громко. В соответствии с громкостью звучания дети выполняют условные движения. На тихое звучание стучат пальчиком о пальчик. На громкое звучание хлопают в ладоши. На очень громкое звучание топают ногами. В качестве образного сравнения можно предложить детям тихое звучание бубна называть «Лёгким дождиком», громкое звучание «Сильным ливнем», Очень громкое звучание «Грозой».
Примечание: Если дети не могут самостоятельно оценить силу звука им следует на первых этапах подсказывать: «Пошёл лёгкий дождик», «Полил сильный ливень», Началась гроза!». Впоследствии дети сами научатся «подсказывать» себе.
Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности дошкольников.
В образовательной области «Музыка» большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых комнатах. Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников. В каждой возрастной группе нашего ДОУ имеются музыкальные уголки с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, альбомами детских песен и играми, изготовленными силами родителей и воспитателей с детьми. Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ. Так же имеются информационные консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ на любой вопрос касающийся музыкального воспитания детей в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста».
Цель и задачи музыкальной игры, Важные аспекты, Группы, формы игр....
Консультация для родителей "Роль музыкально - дидактических игр в жизни детей дошкольного возраста."
Доклад раскрывает важность музыкально- дидактичеких игр в жизни ребенка дошкольного возраста, из виды и формы....
Развитие музыкально -сенсорных способностей детей в музыкально - дидактических играх у детей дошкольного возраста
Статья для родителей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...
"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...
« Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»
Музыкально- дидактические игры в жизни дошкольников...
Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»...
«Музыкально-дидактическое пособие Кубик Блума детей дошкольного возраста»
Дидактическое пособие - Кубик Блума. Оно разработано на основе приема технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум...