« Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»
статья по музыке

Никитина Тамара Петровна

Музыкально- дидактические игры в жизни дошкольников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

« Значение музыкально-дидактических игр  в развитии детей

                                   дошкольного возраста»

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они  объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

 Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний полученных на музыкальных занятиях

. Музыкально - дидактические игры это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Они обогащают новыми впечатлениями, развивают у детей инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

 Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто  интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

 Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов-яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например- ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др.

 Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. Под руководством педагога ребенок стремится проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах. Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал,  способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.

 Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Оперируя звуками, дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада. «Решение сенсорных задач, - пишет Н.А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. На каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничится этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.

В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными  заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогает планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Музыкально-дидактические упражнения занимают немного времени на музыкальных занятиях и могут быть включены и разделы пения и музыкально -ритмического движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

статья рассказывает о роли дидактических игр в воспитаниии дошкольников...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста  Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывае...

Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей Значение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателейЗначение музыкально-дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста...

Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста.Значение малых фольклорных форм в развитии речи детей.

1.Значение пальчиковых игр для развития детей дошкольного возраста. 2.Значение малых фольклорных форм в развития речи детей...