Консультация для воспитателей: "Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром"
консультация на тему

Токарева Кристина Игоревна

"Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром»

Сообщение для семинара

МБДОУ детский сад № 4 г. Ельца

Подготовила

Воспитатель:

Токарева Кристина Игоревна

Февраль 2018 г.

«Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром».

Становление личности ребенка младшего дошкольного возраста, его социализация происходит через взаимоотношения с окружающим миром взрослых и детей. Педагогам и родителям важно использовать в воспитании социальные мотивы с целью оказания положительного воздействия на ребенка. Это такие мотивы как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей с целью повышения его самооценки.

Педагогически оправданным считается организация для ребенка ситуации успеха.

 Ситуация успеха – это последовательность действий или заданий самостоятельно выполненная в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации, так и невербальными средствами и приемами (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты).

В данном случае взрослым помогут такие технологические операции создания ситуации успеха как:

снятие страха (выраженное в словах«Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…» и др.);

внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне не справиться…» и др.);

авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…»«У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);

латентное (скрытое) инструктирование ребенка о способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с, а затем …»«Ты, конечно же, не забудешь о …» и др.);

персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться»«Только ты и сможешь предложить…» и др.);

мобилизация активности, педагогическое внушение («Не терпится узнать, что же у тебя получится»«Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);

высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…»«Тебе особенно удалось…»«Самое замечательное в твоем ответе…»«Так чудно…»«Мне интересно твое предположение…»«Это выглядит здорово!»«Это что-то особенное!» и др.)».

Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть неуверенность, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и родителей.

Начиная с младшего дошкольного возраста, у ребенка начинает вырабатываться умение взаимодействовать со взрослыми и детским коллективом посредством игровой и трудовой деятельности.

Изначально, для ребенка младшего дошкольного возраста трудовая деятельность является игрой, это приносит ему удовольствие и радость, а самое главное то, что через трудовые действия ребенок тесно и активно взаимодействует с взрослым миром.

«В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре».

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не понимает, что такое труд, как понимают это дети более старшего возраста, малыш еще не может понять, что значит навести порядок, убрать рабочее место, поставить игрушки на свои места, а если его об этом просят, то это очень быстро заканчивается игрой.

Положительное отношение ребенка к трудовой деятельности зависит от педагога и родителя, которые поддерживают стремление малыша участвовать в жизни близких ему людей и позволяют ему совершать самостоятельные действия, общаться с ними на равных, то есть сотрудничать.

    В каждой возрастной группе осуществляются определенные программные, задачи ознакомления детей с окружающим миром. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.

Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.

У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений. Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года дети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственных отношений.

В 3 и 4 года ребенок еще очень зависим от оценки взрослого, ему хочется быть рядом с взрослым наравне как партнеры, поэтому в этом возрасте происходит возрастной кризис «Я сам», когда ребенок доказывает окружающим его людям, что он вполне самостоятелен.

Для формирования у детей младшего дошкольного возраста желания быть самостоятельным в своих проявлениях в любом виде деятельности, в том числе, и в трудовой, важную роль играет взаимосвязь ребенка с его семьей и педагогами, которые с ним работают.

В нынешнее время, мы, к сожалению, часто сталкиваемся с проблемой, когда взрослый берет любое действие, даже то, которое ребенок может выполнить самостоятельно, на себя, не давая возможность ребенку самореализоваться, подавляя, а порой и уничтожая стремление ребенка к самостоятельности.

В будущей жизни ребенка это приведет его к нежеланию трудиться и развиваться. Такая личность впоследствии не приносит пользу окружающим, становится инфантильной, безынициативной.

Конечно, в младшем дошкольном возрасте ребенок не может качественно выполнять трудовые действия, например, отжать тряпку, не пролив воду, не может качественно выстирать кукольное платьице, но освоение даже элементарных навыков требует времени и некоторых тренировок. Роль же взрослого заключается в том, чтобы привить любовь к труду, а не наказывать малыша за неумелость или неловкость. И тем более, нельзя использовать трудовое действие как наказание, например, ребенок нечаянно пролил сок на одежду – взрослый говорит малышу: «в следующий раз, если такое повторится, возьмешь тряпку и вымоешь весь пол».

Нужно понимать, что заложенное в детстве негативное отношение к труду или неправильно сформированные навыки сотрудничества ребенок «возьмет» с собой во взрослую жизнь. Поэтому очень важно для взрослых, которые окружают малыша, понимание того, что от них зависит формирование трудолюбия и навыков сотрудничества. Для этого с ранних лет ребенок может и должен иметь свои обязанности, связанные с трудом, например, «Помыть игрушки после прогулки, следить за тем, чтобы обувь стояла на своих местах, вытирать обеденный стол после обеда, наполнять миску водой для домашнего животного и т. д.».

Во время выполнения трудового действия взрослый должен находиться рядом с малышом, стараясь оказать ему помощь, посоветовать, но не выполнять всю работу за него.

После окончания трудового действия взрослый хвалит ребенка, отмечая положительные моменты его работы. Но, если малыш не завершил свою работу, не заставлять его, а отложить на некоторое время, и обязательно вернуться к тому действию, которое не завершено. Это позволит сформировать у малыша понимание, что все нужно доводить до конца, а значит, разовьет усидчивость и ответственность за свои действия. Посредством трудовой деятельности у ребенка начинает формироваться трудолюбие, а также нравственные отношения, развивается  эмпатия, доброта, взаимовыручка, начинают зарождаться товарищеские и коллективные взаимоотношения.

*(Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир)

У ребенка 3–х, 4–х лет еще только начинают формироваться дружеские отношения со сверстниками, появляются первые зачатки симпатии друг к другу. Посредством игр, направленных на формирование трудовых навыков и сотрудничество, в которых главную роль играет взрослый, как ведущий и организатор, развиваются и коммуникативные навыки детей, становятся более насыщенными и содержательными их взаимоотношения друг с другом.

К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания, что способствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.). Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла)

     Поэтому главной задачей педагога дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста является организация трудовой деятельности таким образом, чтобы каждый ребенок испытывал радость от этих занятий.

Как писал отечественный педагог В. А. Сухомлинский«Радость - могучая воспитательная сила».

С младшего дошкольного возраста формируется привычка трудиться, если это правильно организованный процесс, для этого нужна поддержка семьи. Ведь самым важным для ребенка младшего дошкольного возраста является оценка близких ему людей, через эту оценку у ребенка начинает формироваться и самооценка, что помогает ему становиться уверенным, а значит, многие проблемы будут разрешимы в его будущей жизни.

«Не менее значимо, приобщение к труду тесно связано с приобретением уникального состояния – быть успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

 В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целе...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста"

"Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребёнка в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого просмотра их эмоциональным высказыван...

Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".

Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....

Консультация для воспитателей "Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей"

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №56»      Консультация для воспитателей Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовател...

Консультация для воспитателей: «Развитие творческой личности ребенка при подготовке его к школе».

     Известно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и ...

Консультация для воспитателей "Развитие экологического сознания и естественнонаучных представлений через знакомство с окружающим миром"

Консультация для воспитателей На тему: «Развитие экологического сознания и естественнонаучных представлений через знакомство с окружающим миром» Составила: Воспитатель Кириллова Анна Степановна ...

Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ

Презентация подготовлена в соотвествествии с заявленной темой консультации: раскрывает центральные понятия "инициатива", "инициативность", требования ФГОС ДО, показатели инициативн...